После начала гражданской войны в Сирии местные туркмены (туркоманы) одними из первых взялись за оружие, оказывая сопротивление официальным властям страны. Когда начались выступления и появились различные оппозиционные силы, они в большинстве своем не поддержали правительство Асада, пишет Эльхан Алескеров, доктор философии и руководитель Экспертного совета Baku Network.
После начала волнений, в 2011 году сирийский прокурор Али Озтюркмен бежал в Турцию и основал там «Сирийское туркменское движение», которое провело первую конференцию «За перемены в Сирии». Она сыграла свою роль и в формировании Сирийского национального совета, официально провозглашенного 1 июня 2011 года. Практически одновременно была создана «Сирийская туркменская группа», основанная 180 сирийскими туркменами из диаспоры и новых мигрантов. Ее возглавил Бекир Атачан, а целью была провозглашена защита прав туркмен на территории Сирии.
«Сирийское туркменское движение» и «Сирийская туркменская группа» впоследствии объединились в единый «Сирийский туркменский блок». Во главе блока встал Юсуф Молла. Туркмены непременно были представлены на всех мероприятиях сирийской оппозиции и поддерживают контакты с действующими непосредственно на территории Сирии организациями — Братская организация сирийских туркменов, Ассоциация солидарности с семьями мучеников, «Ветераны и пленники», Центры гуманитарной помощи, Туркменское агентство новостей. Была открыта радиостанция «Голос сирийских туркменов», налажен выпуск журналов и газет. Вся деятельность активистов сирийских туркменов ориентирована на тюркизацию северной части Сирии, что в перспективе должно привести к требованиям автономии или отделению.
С целью усиления силового блока созданы военные формирования туркмен, которые имеют на вооружении тяжелую технику. Военная структура туркмен состоит из 12 группировок, объединенных общим названием «Бригада туркменской горы». Командует бригадой Мухаммад Авад, под началом которого находятся боевики в провинции Латакия.
В Алеппо вооруженными отрядами туркменов руководит Али Башер. Часть туркменов сотрудничает с «Джебхат ан-Нусрой», часть — со «Свободной сирийской армией» (ССА). Помимо борьбы с сирийскими войсками, отряды туркмен противостоят исламистам, в том числе «Исламскому государству» (ИГ), а также препятствуют захвату курдскими отрядами новых территорий на севере Сирии. Одна из туркменских бригад воюет в союзе со «Свободной сирийской армией», которая, в свою очередь, пользуется поддержкой США. Известен случай, когда туркмены под прикрытием американских F-15 отвоевали две сирийские деревни, удерживаемые боевиками ИГ.
боевики сирийских туркмен
Военные подразделения сирийских туркмен имеют стратегическое значение для турецких интересов в Сирии, в связи с чем Анкара активно поддерживала их вооруженные отряды и даже разрешает им переход границы с Турцией. Утром 24 августа отряды ССА при активном содействии турецкой авиации, артиллерии и танков начали широкомасштабное наступление на занятый ИГ приграничный город Джераблус. Турецкие военные отрапортовали о полном освобождении города от террористов. Как выяснилось впоследствии, в операции приняли участие туркменские отряды, которые в составе ССА не только полностью заняли 25-тысячный город Джераблус, но и продвинулись на юг и запад на расстояние свыше 10 км.
В результате турецкого вторжения заволновались курды, которые в случае продолжения турецкого наступления на юг или отвода курдских сил за Евфрат потеряют перспективу объединения двух своих сирийских анклавов. В отличие от Ирака, на севере которого курды составляют явное большинство населения, в Сирии ситуация кардинально иная. Лишь один относительно крупный город Камышлы более чем на 50 процентов заселен курдами. Для создания своего автономного образования в Сирии курдам придется устраивать массовое переселение арабов и туркмен из мест их традиционного проживания, однако, появление турецкой армии и отрядов туркмен стало препятствием для реализации этих планов.
Тем более, что в Джераблусе, контроль над которым на днях перешел к турецкой армии, существует компактно проживающая община туркмен, которая при благоприятном стечении обстоятельств может заявить о создании своей автономии. Возможная «туркменская автономия» в перспективе может стать буферной зоной между Турцией и курдской провинцией.
Параллельно, туркмены Ирака ждут конкретных шагов от братской Турции в Северном Ираке.
Об этом в интервью телеканалу Al Jazeera рассказал туркменский политик, депутат киркукского парламента Али Мехди:
«В Ираке идет большая игра. В ней участвуют крупные державы. И хотелось бы, чтобы Турция также подключилась к "игре", дабы защитить свои интересы, а также нас, туркмен, от царящего здесь произвола. Но, как я вижу, позиции Турции ослабевают, а влияние Ирана становится в Ираке все сильнее. Мы же ждем от Турции шагов, направленных на защиту своих национальных интересов, в число которых, несомненно, входит и защита туркмен», — подчеркнул Мехди.
Напомним, сирийские туркмены или туркоманы – тюркский народ, проживающий на территории современной Сирии. Третий по численности народ этой страны после арабов и курдов. На территории современной Сирии проживает от 100—200 тыс. до 1—1,5 млн. чел.
Иракские туркмены или туркоманы — тюркский огузский народ, проживающий на севере Ирака. Третий по численности народ этой страны после арабов и курдов. Оценки численности туркмен Ирака лежат в диапазоне от 500—800 тыс. чел. до 2-3 млн. чел.