«Единая Россия» получила конституционное большинство в Госдуме. Что это значит?
18 сентября в России прошли выборы в Госдуму. При самой низкой явке за всю историю современного парламентаризма «Единая Россия» получила конституционное большинство.
В России конституционное большинство — это две трети (более 300) мест в Госдуме у одной из партий. «Единая Россия», по предварительным данным, займет примерно 343 места, то есть другим партиям останется чуть больше сотни мандатов.
Как легко догадаться из названия, конституционное большинство необходимо, чтобы вносить изменения в Конституцию — главный документ в России, вразрез с ней не может действовать ни один закон. В большинство статей Конституции поправки можно внести, если их одобрят именно две трети депутатов. Правда, также необходимо одобрение еще трех четвертей Совета Федерации — верхней палаты парламента. Исключение составляет только переименование регионов (для этого достаточно указа президента) и изменение основополагающих статей (например, о правах человека) — для этого нужно созывать конституционное собрание.
Только конституционное собрание может написать новую Конституцию, и большое число депутатов «Единой России» позволяет ей созвать его сравнительно легко. Для созыва собрания нужно 3/5 от общего состава Госдумы и Совета Федерации. В Госдуме — 450 депутатов, в Совете федерации — 170 сенаторов, то есть для созыва нужно 372 человек. Поскольку у «ЕР» сейчас 343 мандата, то ей достаточно заручиться поддержкой 29 сенаторов (17 из которых назначает президент).
Конституционное большинство также может понадобиться, чтобы преодолеть вето президента, если он наложит его на какой-либо закон. Конечно, такой сценарий маловероятен, поскольку «Единая Россия» вряд ли пойдет против Владимира Путина, который несколько лет возглавлял эту партию. Благодаря конституционному большинству депутаты также могут преодолеть несогласие по какому-либо закону со стороны Совета Федерации.
И еще одно. Согласно Конституции, процедура импичмента президенту может начаться по инициативе не менее одной трети депутатов. Это означает, что если «Единая Россия» не захочет, такой вопрос не может быть поднят даже теоретически.
В 2008 году Дмитрий Медведев, едва сменив Владимира Путина на посту президента, предложил увеличить президентский срок с четырех до шести лет, а полномочия депутатов Госдумы продлить с четырех до пяти лет. Тогда у «Единой России» было конституционное большинство в Госдуме, и ей не требовалось согласие других партий на эти поправки.
В Госдуму также прошли всего три одномандатника от непарламентских партий. Кто они?
1. Самовыдвиженец-единорос. Владислав Резник оказался единственным самовыдвиженцем, которому удалось попасть в Госдуму. При этом он является членом высшего совета «Единой России» и в предыдущие годы избирался именно от нее.
На этот раз, по сведениям РБК, его не стали выдвигать от партии, поскольку Испания подозревает единороса в связях с российскими преступными группировками. Тем не менее, поскольку Резник еще в 1999 году входил в «Единство» и считается заслуженным единоросом, ему рекомендовали идти самовыдвиженцем и не стали выдвигать против него соперника.
В Испании считают, что Владислав Резник связан с Тамбовской ОПГ (мощнейшая из преступных группировок Санкт-Петербурга 1990—2000-х годов. Занимала первое место в России по охвату населения), а именно с ее лидером Геннадием Петровым, которого обвиняют в отмывании денег. По данным испанской прессы, Резник грозился похитить сына бизнесмена Франсиско Эрнандо, поскольку предприниматель задолжал денег Петрову.
В марте 2016 года испанский суд выписал ордер на арест Резника, но потом его отменили, поскольку депутат пообщался со следователями по видеосвязи. Сам Резник говорит, что общался с Петровым только по поводу приобретения недвижимости в Испании.
На выборах в Госдуму 18 сентября Владислав Резник набрал 57 процентов, в четыре раза опередив ближайшего соперника из КПРФ.
2. Соратник Рогозина. Алексей Журавлев выдвигался от партии «Родина», которую он возглавляет. В прежний созыв Госдумы он проходил по спискам «Единой России». Главное, что нужно знать про Журавлева — то, что он давний соратник Дмитрия Рогозина, бывшего лидера оппозиционной «Родины», а теперь вице-премьера. Вместе с Рогозиным Журавлев работал в «Родине», после ее раскола создавал с ним ультраправую партию «Великая Россия», а потом возрождал «Родину». Партия готовилась под Рогозина, но, поскольку тому достался пост в правительстве, в итоге ее возглавил сам Журавлев.
В Госдуме Алексей Журавлев отметился несколькими одиозными законопроектами: он предлагал лишать родительских прав гомосексуалов; маркировать товары компаний, которые сотрудничали с нацистским режимом; а также предлагал лишать детей мигрантов права на бесплатное образование, если их родители не докажут, что платят налоги.
Но самым известным случаем, произошедшим с Алексеем Журавлевым за весь шестой созыв Госдумы, стала его драка с депутатом от Чечни Адамом Делимхановым. Потасовка произошла после того, как Журавлев написал депутатский запрос о нецелесообразности появления в селе Дади Юрт памятника чеченским женщинам, которые в XIX веке воевали против русских войск. В ходе драки у Делимханова выпал золотой пистолет.
На этих выборах Журавлев выдвигался в Воронежской области, где он учился, а потом работал у губернатора Владимира Кулакова. «Единая Россия» создала политику комфортные условия, не став выдвигать кандидата по его округу. За Журавлева проголосовали 45 процентов избирателей. За его ближайшего преследователя отдали голоса в два раза меньше человек.
3. Предавший Прохорова. Рифат Шайхутдинов с 2003 года был депутатом от ЛДПР, но в 2011 году, когда Михаил Прохоров увлекся политикой, оказался в «Правом деле». Впоследствии вместе с Прохоровым он создавал «Гражданскую платформу». В 2014 году он возглавил партию, а Прохоров остался ее рядовым членом.
В начале 2015 года «Гражданская платформа» стала резко менять свою позицию — если раньше она придерживалась либеральных взглядов, то теперь стала ориентироваться на государственников. В феврале некоторые активисты «Гражданской платформы» участвовали в акции движения «Антимайдан», созданного для противодействия оппозиции, а потом региональные отделения потребовали исключить из партии музыканта Андрея Макаревича — за его позицию относительно Крыма и Украины.
После этого Михаил Прохоров созвал собрание руководства партии, на котором Рифата Шайхутдинова сместили с поста председателя. Правда, сразу после этого сам Прохоров и все его соратники из партии ушли, что позволило Шайхутдинову провести съезд и снова возглавить партию.
В результате партия стала целиком разделять политику властей и даже пыталась снять Партию народной свободы с выборов за антигосударственные высказывания ее представителей на дебатах.
Рифат Шайхутдинов баллотировался в Башкирии. «Единая Россия» не стала выдвигать своего кандидата в этом одномандатном округе. В итоге 18 сентября Шайхутдинов получил 44 процента голосов.