Игорь Панарин: Развивая идеи гениального русского поэта и геополитика Ф.И.Тютчева я предлагаю новую геополитическую концепцию России до 2045 года.
Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.
Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов.
В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке...
У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата "Россия и Запад", оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада "в своих исторических воззрениях" упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.
В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал идею возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.
Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. "Идея Империи, — писал Тютчев, — всегда была душою Запада", но сразу же оговаривал: "но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией". Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.
Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить "срываются в неудачу". История Запада вся сжимается в "римский вопрос" и в нем сосредоточены все противоречия и все "невозможности западной жизни". Само папство сделало попытку организовать "царство Христа как мирское Царство", и Западная церковь превратилась в "учреждение", стало "государством в государстве", как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого "Я" и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.
Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии.
Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию:
Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.
Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” – разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:
При строительстве Пятой Вселенской империи для нас ключевое значение имеют идеи наших выдающихся соотечественников — Великого благоверного русского князя Александра Невского, духовных просветителей Сергия Радонежского и Серафима Саровского, представителей русского космизма (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский), гения А.Пушкина, Ф.Тютчева и Ф.Достоевского, идея пассионарности Л.Гумилева.
Строительство Пятой вселенской империи — главное Русское дело в 21 веке.
ЭТАПЫ:
1. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ — 2015 год (в границах СССР)
2. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ до ЭЛЬБЫ — 2020 год
3. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ до НИЛА — 2025 год
4. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ до ЕФРАТА — 2030 год
5. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ до ГАНГА — 2040 год
6. ПЯТАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ИМПЕРИЯ — 2045 год.
ОТ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА к ПЯТОЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ИМПЕРИИ
Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.
Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов.
В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке...
У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата "Россия и Запад", оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада "в своих исторических воззрениях" упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.
В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал идею возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.
Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. "Идея Империи, — писал Тютчев, — всегда была душою Запада", но сразу же оговаривал: "но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией". Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.
Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить "срываются в неудачу". История Запада вся сжимается в "римский вопрос" и в нем сосредоточены все противоречия и все "невозможности западной жизни". Само папство сделало попытку организовать "царство Христа как мирское Царство", и Западная церковь превратилась в "учреждение", стало "государством в государстве", как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого "Я" и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.
Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии.
“Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”.
Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию:
“Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”.
Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.
Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” – разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:
- Москва, и град Петров, и Константинов град –
Вот царства русского заветные столицы…
Но где предел ему? И где его границы –
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Ефрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то предвидел Дух и Даниил предрек.
При строительстве Пятой Вселенской империи для нас ключевое значение имеют идеи наших выдающихся соотечественников — Великого благоверного русского князя Александра Невского, духовных просветителей Сергия Радонежского и Серафима Саровского, представителей русского космизма (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский), гения А.Пушкина, Ф.Тютчева и Ф.Достоевского, идея пассионарности Л.Гумилева.
Строительство Пятой вселенской империи — главное Русское дело в 21 веке.
ЭТАПЫ:
1. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ — 2015 год (в границах СССР)
2. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ до ЭЛЬБЫ — 2020 год
3. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ до НИЛА — 2025 год
4. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ до ЕФРАТА — 2030 год
5. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ до ГАНГА — 2040 год
6. ПЯТАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ИМПЕРИЯ — 2045 год.