I.C.: От чистого сердца поздравляю всех православных со светлым праздником, с Рождеством Иисуса Христа Спасителя!
В Рождество Христово приглашаю поразмышлять об истории и тайнах Рождества.
Английское слово Рождество – «Christmas» состоит из сочетания двух слов: «Christ» (Христос) и «Mass» (католическая месса). Этот термин появился в 1038 году нашей эры.
В энциклопедии «Британика» говорится: «одним из самых популярных зимних фестивалей был фестиваль «Сатурналия», отмечавшийся с 17 по 24 декабря. Поскольку это было время веселья и буйных вакханалий, то никто не работал, все школы и суды были закрыты. Люди предавались объеданию, танцам, азартным играм и всему, чем обычно люди тешат себя во время фестивалей и праздников. 25 декабря было особым днём – днём рождения иранского бога солнца и света – Митры. Церковь провозгласила этот день Рождеством Христовым с целью противостоять языческим традициям зимнего фестиваля» (Том 7, страница 202).
В 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря. Он руководствовался желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник.
С этого момента день рождения Иисуса начал отмечаться как день «Света Миру».
В книге пророка Иеремии описывается языческая традиция, напоминающая традицию украшения Рождественской ёлки: Иеремия 10:2-4 «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов − пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось».
У языческих народов был обычай поклоняться вечнозелёному дереву как символу вечной жизни и плодородия. Современная традиция наряжать рождественскую (или новогоднюю) ёлку своими корнями уходит в Вавилонскую традицию поклонения вечнозелёному дереву.
Согласно Библии, волхвы с Востока принесли Христу дары. Однако следует отметить, что эти подарки были преподнесены потому, что волхвы признали в Иисусе Христе Царя Израиля: Матфея 2:1-2 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?».
По восточной традиции, никто не мог приблизиться к царю без подарка. Таким образом, дары, которые получил младенец Иисус, имели отношение не к факту Его рождения, а к факту признания Его царём.
Многие традиции празднования современного Рождества корнями уходят в язычество: ёлка, обмен подарками, а также и сама дата Рождества. В четвёртом веке католическая церковь заменила языческий зимний фестиваль празднованием дня рождения Христа. Но это не отменило языческих традиций, а всего-навсего перемешало новые традиции со старыми. Вот почему так важно помнить, что Рождество – это не просто повод для застолья, а день рождения Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Вопрос о дне рождения Иисуса Христа является одним из часто задаваемых вопросов о Рождестве. Можно ли точно определить год, месяц и день, в который родился Спаситель мира?
А. Год: между 7-4 годами до нашей эры
В Библии точная дата рождения Иисуса Христа не указана. Однако Священное Писание сообщает о факте рождения Христа, о месте Его рождения, а также о природе и обстоятельствах Его рождения (Ев. от Матфея 1-я и 2-я главы, Ев. от Луки 2-я глава). Так, например, Библия повествует о том, что Иисус родился во время правления Ирода Великого (Матфея 2:1). Исторические документы свидетельствуют, что царь Ирод умер в 4-м году до нашей эры. Стало быть, Иисус должен был родиться до 4-го года нашей эры.
Также в Библии говорится о переписи населения, которая происходила в Израиле во дни рождения Иисуса Христа. По закону, каждый человек должен был вернуться в город своих предков для прохождения переписи населения. Вот почему Иосиф и Мария оказались в Вифлееме, и вот почему Иисус родился в этом городе (Ев. от Луки 2:1-7).
Согласно Писанию, перепись населения, на которую ссылается Библия, проводилась «в правление Квириния Сириею». Основываясь на исторических записях о времени проведения данной переписи населения, можно предположить, что Иисус родился в 5-м или 6-м году до нашей эры.
Принято считать, что с рождением Иисуса Христа началась новая эра, которая называется «наша эра». Каким же образом получилось, что на самом деле Иисус родился за несколько лет до наступления нашей эры? Дело в том, что календарь был изобретением римского монаха Дионисия в 526-м году нашей эры. Год спустя после введения календаря обнаружилось, что он содержит ошибку в несколько лет. Но исправлять эту ошибку было уже поздно.
Б. Месяц: (весна или осень)
Большинство богословов считает, что Иисус родился либо весной (в марте), либо осенью (в сентябре), но никак ни в декабре или январе. И вот почему: Согласно Писанию, пастухи находились в полях всю ночь: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» (Ев. от Луки 2:8).
Именно им явился Ангел с радостной вестью о рождении Спасителя: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Ев. от Луки 2:9-12).
Декабрь является одним из самых прохладных месяцев в Израиле. В декабре пастухи не оставляют стада на полях на всю ночь. Вот почему рождение Иисуса Христа не могло произойти в декабре.
Сегодня многим хорошо известна история рождения Иисуса Христа. Мария и Иосиф пришли из Назарета в Вифлеем, где для них не нашлось места в гостинице. Посему Марии пришлось рожать в сарае с животными, после чего Иисуса запеленали и положили в ясли (кормушку для скота).
История рождения Иисуса подробно описана во второй главе Евангелия от Луки. Греческое слово «гостиница» («kataluma») не означает гостиницу в нашем современном понимании. Данное слово имеет несколько значений. Одно из них – большая устланная горница, как та, в которой состоялась последняя вечеря Иисуса с Его учениками.
Можно с уверенностью предположить, что та гостиница в Вифлееме, о которой идёт речь в Евангелии, есть ни что иное, как верхнее жильё – гостиная комната, расположенная на втором этаже дома. Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем, когда Мария была готова родить. Дом, о котором идёт речь, является отчим домом Иосифа. В связи с переписью населения, дом, наверняка, был переполнен прибывшими для прохождения переписи родственниками. По этой-то причине в «верхнем жилье» не нашлось места для беременной женщины. Во-первых, – место было занято старшими по возрасту и положению родственниками. А во-вторых, – по иудейскому закону, родившая женщина считалась нечистой и должна была очищаться в течение сорока дней. Возможно, во избежание осквернения остальных родственников Иосифа, Марии посоветовали рожать в другом месте.
Куда, вы думаете, отправились Иосиф и беременная Мария? В сарай или пещеру? Вовсе нет! В Библии нигде не упоминается ни сарай, ни пещера… Всё, что упоминается, – это ясли, в которые положили младенца Иисуса. Потому-то многие и предположили, что Мария рожала в сарае с животными. Однако ясли Мария могла найти не только в хлеву, но в том же самом доме, только на первом этаже – в так называемом «нижнем жилье», где люди часто держали животных.
У иудеев было принято иметь в доме небольшое количество скота, который зачастую обитал на первом этаже. Там же хранились запасы еды, корм для домашнего скота и орудия труда. Часто на первом этаже находилась кухня и даже столовая. Семейные спальни всегда были расположены на втором этаже, называемом верхним жильём (гостиницей).
Находясь в доме, животные были защищены от воров. Кроме того, теплом своего тела они поддерживали температуру в доме в холодные ночи, а также давали хозяевам доступ к свежему молоку и навозу, который являлся топливом.
Во время раскопок в Израиле было найдено множество древних жилищ, оснащённых каменными кормушками для домашнего скота, которые называются яслями.
Скорее всего, в Рождественскую ночь случилось следующее: Поскольку на втором этаже дома не нашлось места для беременной Марии, ей пришлось рожать на первом этаже этого дома, где обычно ночевали домашние животные. Там их и нашли пастухи после получения радостной вести от ангела: Лука 2:15-16 «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях».
О Вифлеемской звезде читаем в Евангелии от Матфея 2:1-9.
Было много попыток ответить на вопрос, что же это была за таинственная Вифлеемская звезда, которая привела волхвов с Востока в Израиль. Мы расскажем вам о трёх версиях:
А. Некоторые богословы считают, что «звездой» названа комета, поскольку в древности кометы были знамениями исторических событий, например, таких как рождение царей. Однако не существует ни одной записи о кометах, появление которых совпадало бы со временем рождения Иисуса. Так, например, запись о комете Геллея была сделана в 11 году до н. э., а Христос родился в период с 7 по 5 год до н. э.
Б. Другие богословы верят, что Вифлеемская звезда – это определённое расположение планет в солнечной системе. Так как каждая планета вращается вокруг солнца со своей скоростью, то в определённые годы они могут сближаться или выстраиваться в одну линию. Иоанн Кеплер (1571-1630) придерживался именно этого взгляда на вопрос о Вифлеемской звезде.
Однако союз планет не выглядит как одна, пусть даже большая, звезда. Кроме того, то или иное расположение планет не считалось чем-то невероятным, поскольку повторялось через определённый промежуток времени. Более того, сближение Сатурна и Юпитера, отмеченное в 6-м году до н.э. было не таким тесным, чем сближение этих же планет в 66-м году до н.э.
В. Третья группа богословов уверена, что в Евангелии от Луки речь идёт о взорвавшейся звезде (сверхновой звезде). Некоторые звёзды нестабильны и взрываются ярким светом. Однако не существует ни одной записи о взрыве сверхновой звезды, совпадающем со временем рождения Иисуса.
Таким образом, получается, что ни одна из трёх теорий не выдерживает испытания: ни одна из них не отвечает предречённому в Числах 24:17 «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» и описанному в Евангелии от Матфея 2:1-12 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».
Следует особо обратить внимание на следующие три детали:
Некоторые задаются вопросом: «Почему именно волхвам с Востока выдалась такая честь следовать за звездой к новорожденному Мессии?» Этого мы не знаем, но нам известно, что сегодня приглашение к Христу распространяется на каждого человека в мире.
Многие считают, что к Иисусу приходило трое волхвов с Востока. Из Библии известно, что волхвы с востока принесли Иисусу в дар золото, ладан и смирну. Однако нигде в Библии не говорится о том, что волхвов было трое. Их могло быть двое, а могло быть и 20. Известно лишь, что подарка было три. Возможно, что каждый из волхвов подарил Иисусу и золото, и ладан, и смирну.
Многие полагают, что в рождественскую ночь младенца Христа посетили и пастухи, и волхвы с Востока. Однако, это – распространённое заблуждение. В ночь Рождества к Марии и Иосифу пришли только пастухи, о чём повествует Евангелие от Луки 2:8-10.
Волхвы посетили Иисуса несколько позже, когда Ему было от 40 дней до 2-х лет. Следующие факты объясняют, почему:
Они не праздновали Рождество Христово. Они праздновали Воскресение Христа.
Этот праздник нам не оставлен в наследие Апостолами и вообще первыми христианами: нигде в Библии не указывается ни дата рождения Христа, ни дата празднования Рождества. Если бы Рождество было церковным праздником, то где-нибудь в Новом Завете была бы ссылка на этот праздник.
Отношение Бога можно предположить по стиху из Екклесиаста 7:1 «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения». Разве не прямо написано, какое событие в человеческой жизни для Бога имеет большее значение? День смерти, но не потому, что мир наконец-то избавился от этого человека. Но только в день смерти можно с уверенностью сказать, был ли тот человек верен Богу до конца.
Сегодня некоторые христианские и неохристианские (околохристианские) организации категорически выступают против празднования Рождества. (Почему?) Однако мы считаем, что ничего плохого в праздновании Рождества нет, если в фокусе нашего внимания находится Господь Бог и Его бесценный дар спасения, дарованный нам через личность Иисуса Христа, в которой Он открылся человечеству в конце времён.
Для христиан Рождество является прекрасной возможностью и поводом засвидетельствовать об Иисусе Христе и спасении, дарованном человечеству через веру в Него. А для неверующей части населения земли этот праздник является ежегодным напоминанием об Иисусе Христе – Боге во плоти.
Важно то, как мы празднуем Рождество. Празднуя Рождество, мы должны помнить, что
Каким же было Рождество Христово на самом деле? Ниже приводятся Библейские детали Рождества со ссылками:
Рождество кроет в себе множество тайн, из которых самой большой является тайна прихода Бога в мир в образе простого человека: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1-е Тимофею 3:16).
В Рождество Христово приглашаю поразмышлять об истории и тайнах Рождества.
Английское слово Рождество – «Christmas» состоит из сочетания двух слов: «Christ» (Христос) и «Mass» (католическая месса). Этот термин появился в 1038 году нашей эры.
I. ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ТРАДИЦИЙ
1. Число 25 декабря (7 января по старому стилю)
В энциклопедии «Британика» говорится: «одним из самых популярных зимних фестивалей был фестиваль «Сатурналия», отмечавшийся с 17 по 24 декабря. Поскольку это было время веселья и буйных вакханалий, то никто не работал, все школы и суды были закрыты. Люди предавались объеданию, танцам, азартным играм и всему, чем обычно люди тешат себя во время фестивалей и праздников. 25 декабря было особым днём – днём рождения иранского бога солнца и света – Митры. Церковь провозгласила этот день Рождеством Христовым с целью противостоять языческим традициям зимнего фестиваля» (Том 7, страница 202).
В 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря. Он руководствовался желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник.
С этого момента день рождения Иисуса начал отмечаться как день «Света Миру».
2. Ёлка
В книге пророка Иеремии описывается языческая традиция, напоминающая традицию украшения Рождественской ёлки: Иеремия 10:2-4 «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов − пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось».
У языческих народов был обычай поклоняться вечнозелёному дереву как символу вечной жизни и плодородия. Современная традиция наряжать рождественскую (или новогоднюю) ёлку своими корнями уходит в Вавилонскую традицию поклонения вечнозелёному дереву.
3. Обмен подарками
Согласно Библии, волхвы с Востока принесли Христу дары. Однако следует отметить, что эти подарки были преподнесены потому, что волхвы признали в Иисусе Христе Царя Израиля: Матфея 2:1-2 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?».
По восточной традиции, никто не мог приблизиться к царю без подарка. Таким образом, дары, которые получил младенец Иисус, имели отношение не к факту Его рождения, а к факту признания Его царём.
Многие традиции празднования современного Рождества корнями уходят в язычество: ёлка, обмен подарками, а также и сама дата Рождества. В четвёртом веке католическая церковь заменила языческий зимний фестиваль празднованием дня рождения Христа. Но это не отменило языческих традиций, а всего-навсего перемешало новые традиции со старыми. Вот почему так важно помнить, что Рождество – это не просто повод для застолья, а день рождения Господа и Спасителя Иисуса Христа.
II. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О РОЖДЕСТВЕ
1. Когда же родился Иисус Христос?
Вопрос о дне рождения Иисуса Христа является одним из часто задаваемых вопросов о Рождестве. Можно ли точно определить год, месяц и день, в который родился Спаситель мира?
А. Год: между 7-4 годами до нашей эры
В Библии точная дата рождения Иисуса Христа не указана. Однако Священное Писание сообщает о факте рождения Христа, о месте Его рождения, а также о природе и обстоятельствах Его рождения (Ев. от Матфея 1-я и 2-я главы, Ев. от Луки 2-я глава). Так, например, Библия повествует о том, что Иисус родился во время правления Ирода Великого (Матфея 2:1). Исторические документы свидетельствуют, что царь Ирод умер в 4-м году до нашей эры. Стало быть, Иисус должен был родиться до 4-го года нашей эры.
Также в Библии говорится о переписи населения, которая происходила в Израиле во дни рождения Иисуса Христа. По закону, каждый человек должен был вернуться в город своих предков для прохождения переписи населения. Вот почему Иосиф и Мария оказались в Вифлееме, и вот почему Иисус родился в этом городе (Ев. от Луки 2:1-7).
Согласно Писанию, перепись населения, на которую ссылается Библия, проводилась «в правление Квириния Сириею». Основываясь на исторических записях о времени проведения данной переписи населения, можно предположить, что Иисус родился в 5-м или 6-м году до нашей эры.
Принято считать, что с рождением Иисуса Христа началась новая эра, которая называется «наша эра». Каким же образом получилось, что на самом деле Иисус родился за несколько лет до наступления нашей эры? Дело в том, что календарь был изобретением римского монаха Дионисия в 526-м году нашей эры. Год спустя после введения календаря обнаружилось, что он содержит ошибку в несколько лет. Но исправлять эту ошибку было уже поздно.
Б. Месяц: (весна или осень)
Большинство богословов считает, что Иисус родился либо весной (в марте), либо осенью (в сентябре), но никак ни в декабре или январе. И вот почему: Согласно Писанию, пастухи находились в полях всю ночь: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» (Ев. от Луки 2:8).
Именно им явился Ангел с радостной вестью о рождении Спасителя: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Ев. от Луки 2:9-12).
Декабрь является одним из самых прохладных месяцев в Израиле. В декабре пастухи не оставляют стада на полях на всю ночь. Вот почему рождение Иисуса Христа не могло произойти в декабре.
2. Родился ли Иисус в хлеву для животных?
Сегодня многим хорошо известна история рождения Иисуса Христа. Мария и Иосиф пришли из Назарета в Вифлеем, где для них не нашлось места в гостинице. Посему Марии пришлось рожать в сарае с животными, после чего Иисуса запеленали и положили в ясли (кормушку для скота).
История рождения Иисуса подробно описана во второй главе Евангелия от Луки. Греческое слово «гостиница» («kataluma») не означает гостиницу в нашем современном понимании. Данное слово имеет несколько значений. Одно из них – большая устланная горница, как та, в которой состоялась последняя вечеря Иисуса с Его учениками.
Можно с уверенностью предположить, что та гостиница в Вифлееме, о которой идёт речь в Евангелии, есть ни что иное, как верхнее жильё – гостиная комната, расположенная на втором этаже дома. Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем, когда Мария была готова родить. Дом, о котором идёт речь, является отчим домом Иосифа. В связи с переписью населения, дом, наверняка, был переполнен прибывшими для прохождения переписи родственниками. По этой-то причине в «верхнем жилье» не нашлось места для беременной женщины. Во-первых, – место было занято старшими по возрасту и положению родственниками. А во-вторых, – по иудейскому закону, родившая женщина считалась нечистой и должна была очищаться в течение сорока дней. Возможно, во избежание осквернения остальных родственников Иосифа, Марии посоветовали рожать в другом месте.
Куда, вы думаете, отправились Иосиф и беременная Мария? В сарай или пещеру? Вовсе нет! В Библии нигде не упоминается ни сарай, ни пещера… Всё, что упоминается, – это ясли, в которые положили младенца Иисуса. Потому-то многие и предположили, что Мария рожала в сарае с животными. Однако ясли Мария могла найти не только в хлеву, но в том же самом доме, только на первом этаже – в так называемом «нижнем жилье», где люди часто держали животных.
У иудеев было принято иметь в доме небольшое количество скота, который зачастую обитал на первом этаже. Там же хранились запасы еды, корм для домашнего скота и орудия труда. Часто на первом этаже находилась кухня и даже столовая. Семейные спальни всегда были расположены на втором этаже, называемом верхним жильём (гостиницей).
Находясь в доме, животные были защищены от воров. Кроме того, теплом своего тела они поддерживали температуру в доме в холодные ночи, а также давали хозяевам доступ к свежему молоку и навозу, который являлся топливом.
Во время раскопок в Израиле было найдено множество древних жилищ, оснащённых каменными кормушками для домашнего скота, которые называются яслями.
Скорее всего, в Рождественскую ночь случилось следующее: Поскольку на втором этаже дома не нашлось места для беременной Марии, ей пришлось рожать на первом этаже этого дома, где обычно ночевали домашние животные. Там их и нашли пастухи после получения радостной вести от ангела: Лука 2:15-16 «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях».
3. Что это была за таинственная Вифлеемская звезда?
О Вифлеемской звезде читаем в Евангелии от Матфея 2:1-9.
Было много попыток ответить на вопрос, что же это была за таинственная Вифлеемская звезда, которая привела волхвов с Востока в Израиль. Мы расскажем вам о трёх версиях:
А. Некоторые богословы считают, что «звездой» названа комета, поскольку в древности кометы были знамениями исторических событий, например, таких как рождение царей. Однако не существует ни одной записи о кометах, появление которых совпадало бы со временем рождения Иисуса. Так, например, запись о комете Геллея была сделана в 11 году до н. э., а Христос родился в период с 7 по 5 год до н. э.
Б. Другие богословы верят, что Вифлеемская звезда – это определённое расположение планет в солнечной системе. Так как каждая планета вращается вокруг солнца со своей скоростью, то в определённые годы они могут сближаться или выстраиваться в одну линию. Иоанн Кеплер (1571-1630) придерживался именно этого взгляда на вопрос о Вифлеемской звезде.
Однако союз планет не выглядит как одна, пусть даже большая, звезда. Кроме того, то или иное расположение планет не считалось чем-то невероятным, поскольку повторялось через определённый промежуток времени. Более того, сближение Сатурна и Юпитера, отмеченное в 6-м году до н.э. было не таким тесным, чем сближение этих же планет в 66-м году до н.э.
В. Третья группа богословов уверена, что в Евангелии от Луки речь идёт о взорвавшейся звезде (сверхновой звезде). Некоторые звёзды нестабильны и взрываются ярким светом. Однако не существует ни одной записи о взрыве сверхновой звезды, совпадающем со временем рождения Иисуса.
Таким образом, получается, что ни одна из трёх теорий не выдерживает испытания: ни одна из них не отвечает предречённому в Числах 24:17 «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» и описанному в Евангелии от Матфея 2:1-12 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».
Следует особо обратить внимание на следующие три детали:
- Во-первых, в Библии сказано, что только волхвы видели эту звезду. Если предположить, что это была комета, то её могли увидеть и другие люди, а не только волхвы. Во-вторых, эту звезду волхвы видели дважды: сначала на востоке, а потом по приходу в Иерусалим. Скорее всего, волхвы, о которых идёт речь, пришли в Иерусалим из Персии. Расстояние между Персией и Израилем – приблизительно 500 миль. В те времена такое расстояние можно было преодолеть как минимум за 25 дней. Какое небесное светило могло появиться, исчезнуть и через 25 (или больше) дней снова загореться на небосводе? В-третьих, эта звезда шла перед волхвами и вела их за собой от Иерусалима до Вифлеема. Расстояние между этими городами – около шести миль (с севера на юг). Однако небесные тела движутся в небе с востока на запад, что вызвано вращением земли вокруг своей оси. Какое же небесное светило могло вести волхвов от Иерусалима к нужному дому???
- Слава Божья наполняла скинию собрания: Исход 40:34-38 «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» и
- Святилище в храме: 3 Царств 8:10 «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень».
- Апостола Павла осиял свет с неба: Деяния 9:3 «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба».
Некоторые задаются вопросом: «Почему именно волхвам с Востока выдалась такая честь следовать за звездой к новорожденному Мессии?» Этого мы не знаем, но нам известно, что сегодня приглашение к Христу распространяется на каждого человека в мире.
III. ЧАСТЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ О РОЖДЕСТВЕ
1. Сколько мудрецов посетили Иисуса?
Многие считают, что к Иисусу приходило трое волхвов с Востока. Из Библии известно, что волхвы с востока принесли Иисусу в дар золото, ладан и смирну. Однако нигде в Библии не говорится о том, что волхвов было трое. Их могло быть двое, а могло быть и 20. Известно лишь, что подарка было три. Возможно, что каждый из волхвов подарил Иисусу и золото, и ладан, и смирну.
2. Кто посетил младенца Иисуса в Рождественскую ночь?
Многие полагают, что в рождественскую ночь младенца Христа посетили и пастухи, и волхвы с Востока. Однако, это – распространённое заблуждение. В ночь Рождества к Марии и Иосифу пришли только пастухи, о чём повествует Евангелие от Луки 2:8-10.
Волхвы посетили Иисуса несколько позже, когда Ему было от 40 дней до 2-х лет. Следующие факты объясняют, почему:
- Впервые Вифлеемскую звезду волхвы увидели в ночь рождения Христа. Чтобы добраться до Иерусалима, а потом и до Вифлеема, им потребовалось как минимум 25-30 дней.
- В 8-й день Иисус был обрезан по иудейскому закону (Ев. от Луки 2:21).
- Сорок дней потребовалось Марии для очищения после родов (Ев. от Луки 2:22).
- Царь Ирод после допроса волхвов приказал перебить в Вифлееме всех младенцев мужского пола в возрасте до 2-х лет (Ев. от Матфея 2:7,16).
- Иисуса увозят в Египет сразу же после визита волхвов (Матфея 2:13).
IV. КАК НАМ ОТНОСИТЬСЯ К РОЖДЕСТВУ?
1. Как к Рождеству относились первые христиане?
Они не праздновали Рождество Христово. Они праздновали Воскресение Христа.
Этот праздник нам не оставлен в наследие Апостолами и вообще первыми христианами: нигде в Библии не указывается ни дата рождения Христа, ни дата празднования Рождества. Если бы Рождество было церковным праздником, то где-нибудь в Новом Завете была бы ссылка на этот праздник.
Отношение Бога можно предположить по стиху из Екклесиаста 7:1 «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения». Разве не прямо написано, какое событие в человеческой жизни для Бога имеет большее значение? День смерти, но не потому, что мир наконец-то избавился от этого человека. Но только в день смерти можно с уверенностью сказать, был ли тот человек верен Богу до конца.
2. Как относиться к Рождеству нам с вами?
Сегодня некоторые христианские и неохристианские (околохристианские) организации категорически выступают против празднования Рождества. (Почему?) Однако мы считаем, что ничего плохого в праздновании Рождества нет, если в фокусе нашего внимания находится Господь Бог и Его бесценный дар спасения, дарованный нам через личность Иисуса Христа, в которой Он открылся человечеству в конце времён.
Для христиан Рождество является прекрасной возможностью и поводом засвидетельствовать об Иисусе Христе и спасении, дарованном человечеству через веру в Него. А для неверующей части населения земли этот праздник является ежегодным напоминанием об Иисусе Христе – Боге во плоти.
Важно то, как мы празднуем Рождество. Празднуя Рождество, мы должны помнить, что
- Иисус был рождён девой (девственницей), как об этом было предсказано за 700 лет до Его рождения: Матфея 1:23; Исаия 9:6).
- Иисус стал безгрешной совершенной жертвой за грехи всего мира: Евреям 4:15; Матфея 26:28.
- Иисус был не просто человеком, а Богом во плоти, что Он доказал не только Своим чудесным рождением, но и многими чудесами (Иоанна 20:30, 31).
- Настоящее рождество празднуют только те, кто признал Иисуса Христа своим Богом и Спасителем и примирился с Небесным Отцом посредством Его жертвы на кресте. Иными словами, настоящее Рождество – это рождение Иисуса Христа в сердце человека покаявшегося человека.
V. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО ПО БИБЛИИ
Каким же было Рождество Христово на самом деле? Ниже приводятся Библейские детали Рождества со ссылками:
- 1. Рождение Иисуса: Матфей 1:25; Лука 2:1-7. 2. Посещение новорожденного пастухами в ту же ночь: Лука 2:8-20. 3. Обрезание Иисуса на восьмой день: Лука 2:21. 4. Иисус принесён в Иерусалимский храм, «чтобы предстать пред Господа». Это случилось после дней очищения (40 дней): Лука 2:22-38. 5. Визит мудрецов с Востока: Матфей 2:1-12. 6. Побег в Египет: Матфей 2:13-15. 7. Убиение младенцев мужеского пола по приказу Ирода: Матфей 2:16-18. 8. Возвращение в Назарет: Лука 2:39; Матфей 2:19-23.
Рождество кроет в себе множество тайн, из которых самой большой является тайна прихода Бога в мир в образе простого человека: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1-е Тимофею 3:16).