Евгений Федоров в сентябре внесет в Госдуму поправки в закон «О Центральном банке»


Единоросс Евгений Федоров в сентябре внесет в Госдуму поправки в закон «О Центральном банке», которые должны сделать экономику страны полностью рублевой. Парламентарий пояснил, что часть полномочий Центробанка надо передать правительству, а сам регулятор, возможно, будет переименован в «Госбанк». Единоросс считает, что его инициативы нужно реализовать ввиду некомпетентности Центрального банка. В ЦБ проекты Федорова назвали странными.


Нулевая ставка

Евгений Федоров долгое время возглавлял думский комитет по экономической политике и предпринимательству, а сейчас входит в состав комитета по бюджету и налогам. В 90-х он занимал такие должности, как замглавы департамента страхового надзора Минфина, замруководителя Главного управления аппарата президента и замминистра атомной энергетики.

Спустя неделю после своего первого заявления о необходимости введения рублевой экономики, Федоров рассказал «Известиям», какие именно изменения в закон «О Центральном банке» он собирается вносить осенью. В первую очередь, Федоров предлагает передать правительству право устанавливать ставку рефинансирования. По словам единоросса, действующая сейчас ставка в 8%, под которую Центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам, недопустимо высока:

— Приемлемый размер — от 0,5% до 1%. В Японии сейчас 0,3%. Может быть, вообще нужно сделать ставку рефинансирования нулевой. Тогда российские банки будут занимать только в рублях, для них это будет дешево.

Во-вторых, Федоров предлагает передать правительству право устанавливать курс рубля и структуру валютной корзины. Свои новеллы единоросс объясняет «некомпетентностью ЦБ в данных вопросах»:

— Правительство имеет представление о российской экономике, а регулятор не имеет, — возмущается собеседник. — У него разве есть Минэкономразвития или Минфин под боком? У него что, прогнозы есть? Чтобы обладать должной компетенцией, придется создавать еще одно министерство экономики — специально для Центробанка. Разве это надо?

Из ЦБ предлагается сделать ГБ

Но это не значит, что у регулятора заберут все полномочия, отмечает Федоров. Единоросс говорит, что регулятор по-прежнему должен заниматься денежной эмиссией, кредитованием банков, осуществлять надзор и проводить сделки РЕПО (кредитование под залог ценных бумаг). Федоров не исключает, что Центробанк ввиду внесения поправок будет переименован в Госбанк:

— Регулятор станет просто государственным подразделением, в силу того что ряд полномочий должен быть передан правительству. Это нужно закрепить в Конституции. А следить за банковским надзором должен президент. Он вообще за всем следит.

Как восприняли Федорова

Заместитель директора департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев считает, что «все такие странные законопроекты» должны проходить экспертизу в администрации президента, а также департаменте экономики и финансов правительства и Госдуме.

— Если каким-то чудодейственным путем этот законопроект будет внесен, могут, конечно, подключиться и юристы Центробанка, но я не думаю, что до этого дойдет, — отметил Моисеев. — Ни в одной стране мира такого положения вещей (а то! – прим. Impcoms), которое пытается воссоздать Федоров, просто не существует. Законопроект депутата — просто самореклама.

По мнению научного сотрудника института «Центр развития» Высшей школы экономики Дмитрия Мирошниченко, подобный законопроект «в очередной раз демонстрирует низкий интеллектуальный уровень депутатов от «Единой России»:

Банкиры также не поддержали единоросса.

— Евгений полез не в свою сферу, — считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. При этом он поддерживает меры стимулирования рублевых расчетов и желание снизить долларовую зависимость: "У нас сырьевая экономика. Чтобы слезть с доллара, нужно полностью менять ее структуру. Но не выход — забирать полномочия у ЦБ, он гораздо более компетентен в финансовых вопросах, чем правительственные чиновники".

По мнению Аксакова, законопроект вряд ли поддержат две трети депутатов, и никаких изменений в Конституции ждать не стоит.

— Непонятны инсинуации со ставкой рефинансирования. Если даже ее установят в размере 1%, не факт, что банки поголовно будут на нее ориентироваться. А валютный курс определяется ценой на нефть.

— Слишком амбициозную задачу поставил перед собой коллега, — комментирует зампредседателя Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков. — Я не думаю, что нам нужна чисто рублевая экономика и поправки в основной закон страны. Менять Конституцию возможно лишь в крайних случаях, это не та ситуация.


Impcoms: Послушаешь противников «национализации рубля», и ещё больше убеждаешься в её необходимости. Хотя это и так понятно.

KRYPTOCIDE