Нацих нет


«Многочисленные авантюристы» заполонили организации русских националистов, считает лидер незарегистрированной партии «Великая Россия» Андрей Савельев. В итоге националистическое движение ждут «скорый раскол и бесславный конец». Скандальные заявления одного из признанных лидеров крайне правых действительно обозначили начало раскола у отечественных приверженцев националистической идеологии, ещё недавно выступавших в едином строю и представлявших реальную угрозу для четырёх парламентских партий уже на следующих выборах.

Совсем недавно у националистов появилась первая после бесславно канувшей в Лету «Родины» зарегистрированная политическая партия. Ею стал Российский общенародный союз (РОС) Сергея Бабурина – старейшая в стране националистическая организация, учреждённая ещё в 1991 году. Реальный вес у партии пока не очень большой, и сторонников у неё намного меньше, чем у раскрученного в прессе ДПНИ.

Зато у неё есть даже не уважаемый, а скорее почитаемый подавляющим большинством националистов лидер, и это, как ни странно, не Бабурин. Это зампред РОСа Иван Миронов, сын другой иконы националистов – бывшего председателя Комитета по печати Бориса Миронова. Ему чуть за тридцать. Вместе с Владимиром Квачковым Миронова-младшего обвиняли в покушении на Анатолия Чубайса и два года поморили в тюрьме.

Для молодых правых Иван Миронов – безусловный авторитет. И у него в отличие от Холмогорова кристальная репутация, а в отличие от Белова и Тора его пятая графа не вызывает и капли сомнений. К тому же он не высокомерен, как Савельев, и не оторван от реальности, как хоругвеносец Симонович-Никшич. Это реальный лидер, которого уважают все правые без исключения – и стар и млад. Равной ему фигуры просто нет. И вот Иван Миронов после регистрации РОСа заявляет журналистам: мол, партия намерена составить собственный пул будущих губернаторов и в ближайшие годы побороться за голоса граждан на региональных выборах.

Цель партии – «воссоздание прочного государственного союза трёх славянских республик бывшего СССР: Российской Федерации, Белоруссии и Украины с перспективой дальнейшего перерастания объединения в единое славянское государство – Российский Союз». А на следующих выборах в Госдуму партия сможет на равных конкурировать даже с «Единой Россией». При этом самое обидное для конкурентов РОСа то, что Миронов-младший совсем не преувеличивает. И этот расклад не оставляет конкурентам ни единого шанса на политическое выживание.


А началось всё – не смейтесь – с покроя форменной одежды. Конечно, это был лишь повод, но Савельев выставил всё так, что путь к расколу шёл прямиком через фасоны, рюшки и обшлаги. «Нацдемы (Крылов и Тор. – прим.) полностью повторили либералистический навет на «Великую Россию», – пишет Савельев. – Якобы форма охранных отрядов партии – это «форма СС»… И мы должны воспринимать это как прямое оскорбление, после которого какие-либо отношения уже невозможны… Мы и тут оказались врагами для всех полунационалистов уже потому, что попытались представить иной стиль – чёрную форму военного покроя. И не хотели идти на союз с либералами».

А ведь ещё недавно считалось, что разногласия подобного рода могут возникнуть разве что у Сергея Зверева с Александром Васильевым. Оказалось, что и националистам ничто человеческое не чуждо. Они ведь тоже меньшинство, если разобраться. Может быть, и не только политическое.

Но дело, само собой, не в обшлагах и манжетах. Зарегистрировавшись в Минюсте одной из первых, партия Бабурина–Миронова получила шанс уйти в быстрый отрыв, перетащив к себе сочувствующих из других, всё ещё полулегальных организаций. Но если одни конкуренты – из того же ДПНИ, к примеру – благоразумно промолчали и даже пожелали РОСу удачи, то другие, критически оценив собственные перспективы в свете возвышения РОСа, предпочли перейти в контратаку. Ещё не засохли чернила, которыми подписали регистрационные документы Бабурину, как его бывший коллега по «Родине» Андрей Савельев обрушился с публичной критикой.

«Многочисленные авантюристы… имеют какой-то вес вовсе не в русском национальном государстве, а в государстве русофобском, где у них есть определённая роль, встречающая сочувствие и позволяющая им сносно существовать. Это роль плута, которая должна быть разоблачена… При таких лидерах роль русского движения – обеспечение массовки для других сил, где таким лидерам предоставляют место на откидном стульчике для бедных родственников». Именно появление среди националистов зарегистрированных организаций и положило начало расколу в доселе едином лагере крайне правых.

Савельев же полагает, что вести отсчёт раскола в националистическом лагере нужно с протестной акции на проспекте Сахарова 12 июня, на которую «Великая Россия» вышла в форме, напоминавшей нацистскую.

На самом деле начался раскол чуть раньше – на майском совещании представителей патриотических сил, в ходе которого оговаривались совместные выступления на «Марше миллионов». И поводом к нему стала отнюдь не клонированная форма германских штурмовиков. В ходе этого совещания выяснилось, что националистическое движение не так однородно, как считали его приверженцы. Именно идейные разногласия развели в разные стороны социалистов-националистов из ДПНИ Белова и Дёмушкина, национал-демократов Крылова и Тора, «народовольцев» Мироновых и Курьяновича и «непримиримых» националистов консервативного толка – «Великую Россию» Савельева и «Православных хоругвеносцев».

Идеологический спор быстро перерос в бытовую свару, в ходе которой Савельев с Беловым переругались из-за заказанной форменной одежды и потраченных на неё денег. Дальше – больше: Савельев попытался выяснить у Белова, «почему льются помои на «Великую Россию» на форуме ДПНИ». Досталось и Ивану Миронову: его Савельев обвинил в том, что тот «повторяет грязные измышления» в адрес «великороссов». «Мне лично предательство очевидно», – резюмировал Савельев.

В националистической тусовке ходит слушок, что-де Савельев не просто так отказался от регистрации своей партии. Этому отказу, как говорят, предшествовали долгие и безуспешные переговоры на Старой площади. Там хорошо понимают, что у националистов имеется весьма немалый электоральный ресурс, и рано или поздно одна-две правые партии вполне могут претендовать на роль парламентской оппозиции. Задача власти сводится к тому, чтобы определить среди националистических движений и лидеров тех, кто склонен к конструктивному диалогу и согласился бы играть по установленным правилам. Судя по тому, что первой националистической организацией, получившей партийную регистрацию, стал РОС, договориться Савельеву так и не удалось. Хотя шансы у него были, и не в последнюю очередь благодаря активности во фракции «Родина».

Именно неудача в описанном договорном процессе и могла подтолкнуть Савельева занять непримиримую позицию: «от регистрации отказываемся, от сотрудничества с властью – тоже». Но самое главное – Савельев не отказался от того, что называется, выражаясь юридическим языком, «насильственным захватом власти». Ни о чём таком не помышляют ни в РОСе, ни даже в ДПНИ. Кстати, лидеров последних (вернее – руководителей этнополитического объединения «Русские», по сути это одна и та же структура) Дёмушкина и Белова Савельев обвинил ещё и в «альянсе с либералами».

«Мне нравится, когда Дёмушкин говорит, что у русских националистов не может быть ничего общего с либералами, леваками и пидорами, – пишет лидер «Великой России». – Но почему после этого он призывает стоять вместе с этими людьми на одном митинге и слушать их ораторов?».

Не так давно портал «Правый взгляд» провёл интернет-опрос, какая из действующих националистических партий пользуется наибольшей поддержкой. Дело было ещё до регистрации РОСа в Минюсте. Симпатии распределились следующим образом: первыми шли «Русские» Белова и Дёмушкина, а второй – «Великая Россия» Савельева. При этом разрыв между ними составил всего 4% (28 и 24% голосов соответственно). Нацдемов Крылова и Тора поддержали 16% голосовавших, а РОС занял место в хвосте списка с 8%. Но статистика резко изменилась после регистрации последнего: сегодня РОС лидирует с большим отрывом от остальных, а аутсайдером стала партия Савельева. Поневоле начнёшь делать резкие движения и обсуждать обшлага и рюшки, чтобы привлечь к себе хоть какое-то внимание.

«Националисты не на жизнь, а на смерть бьются за будущих избирателей, – считает лидер ЛДПР Владимир Жириновский, – и только этим может объясняться наметившийся раскол в их рядах». Именно битвой за электорат обусловлены и попытки привлечь на свою сторону неполитические организации и проекты, такие как «Русские пробежки» и «Право на оружие». Именно эта битва и спровоцировала часть лидеров правых делать громкие заявления, чреватые падением интереса избирателей к националистам вообще.

KRYPTOCIDE