На днях Росстат подвёл окончательные экономические итоги 2012 года и опубликовал первую оценку динамики ВВП России и изменения ключевых компонентов российской деиндустриализированной экономики. Российская экономика затухает даже на фоне высоких цен на нефть.
Предварительная оценка Росстата вызвала откровенное недоумение и повергла в шок даже самых оптимистично настроенных экспертов. Мало того, что итоговые результаты роста российской экономики оказались существенно хуже даже самых пессимистичных прогнозов правительственных чиновников и министерства экономики, так ещё произошло стремительное ухудшение самого качества роста ВВП и усиление деградации структуры экономики.
Прежде всего, в глаза бросаются масштабы затухания российской экономики, которой не в силах помочь даже стабильно высокие цены на нефть и крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Согласно оценкам Росстата, итоговые темпы роста ВВП по итогам 2012 года, составившие 3,4%, оказались заметно хуже не только прогнозов, дававшихся правительством в начале 2012 года (4,2-4,3%), но и совсем недавних оценок чиновников Министерства экономического развития и председателя правительства Дмитрия Медведева в Давосе и на Гайдаровском экономическом форуме (3,6%).
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что экономический рост в России затухает даже на фоне рекордно высоких цен на энергоносители — по итогам 2012 г. среднегодовые цены на североморскую смесь Brent обновили свой абсолютный исторический максимум (в номинальном выражении) и достигли отметки в 111 долл. за баррель. Однако это нисколько не помешало обвалиться темпам роста российской экономики с 4,7-4,9% в первые месяцы 2012 г. до едва заметных 1,9% в ноябре. Столь низких темпов роста российской экономики не наблюдалось аж с осени 2010 г., когда цены на нефть находились на уровне в 1,5 раза ниже сегодняшних показателей и колебались в диапазоне 72-78 долл. за баррель.
Более того, российской экономике, задыхающейся от коррупционных поборов, высокой монополизированности, безудержного роста цен на услуги естественных монополий, ГСМ и ЖКХ (на 12-17%, что в 2-3 раза превышает темпы роста инфляции) и острой нехватки доступных долгосрочных инвестиционных ресурсов, больше не в силах помочь даже дорожающая нефть. Крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и рекордно высокие цены на основные экспортные товары (нефть, газ, уголь, драгоценные и цветные металлы, лес и т.д.), которые обеспечивают свыше 70% бюджетных доходов России и как минимум 85% притока экспортной валютной выручки, оказываются бессильны перед структурными перекосами и низким качеством государственного управления.
Масштабы непроизводительных издержек, которые отечественные несырьевые промышленные предприятия и прочие отрасли, работающие на крайне низко платёжеспособный внутренний спрос, не в силах переложить на плечи рядовых покупателей, достигли таких размеров, что стали несовместимы с осуществлением любой созидательной деятельности за пределами контура добычи сырья, торгово-посреднических операций и финансовых спекуляций.
Напомним, что, несмотря на практически 40% рост цен на нефтяную смесь Brent в 2010-2011 гг., произошедший на фоне «арабской весны», хаотизации Ближнего Востока и запуска печатного станка в США, Еврозоне и Японии, российская экономика не только не ускорила темпы своего роста, но даже умудрилась продемонстрировать заметное охлаждение производственной активности.
Так, после обвала на 7,8% в 2009 г. по итогам 2010 г. прирост экономики составил 4,9%, а уже в 2011 г. сжался до 4,3%. Притом что в 2010-2011 гг. профицит внешней торговли расширился с 151 до 198,1 млрд. долл., а объёмы вывоза нефти, нефтепродуктов и газа подскочил практически на 35% − с 253,8 до 341,7 млрд. долл. Однако даже этого колоссального притока нефтедолларов не хватило, чтобы реанимировать производственную активность и дать стимул наращиванию экономического роста.
Напомним, что если по итогам 2010 г. суммарный размер временно свободных и лежащих без дела ресурсов федерального правительства на счетах в Банке России и коммерческих банках достигал 5,962 трлн. рублей, то уже в 2011 г. их объём расширился до 7,748 трлн. рублей, а в 2012 г. на фоне рекордно высоких среднегодовых цен на нефть размер лежащих без дела средств Минфина и вовсе достиг 8,824 трлн рублей. Это эквивалентно 73% федерального бюджета России или 13,8% ВВП в 2012 г. Всего же по итогам 2012 г. совокупный размер чистых активов органов исполнительной (как федеральных, так и региональных и муниципальных) достиг 7,343 трлн рублей, что существенно превышает показатели 2010 и 2011 гг. − 5,035 и 6,537 трлн. рублей соответственно.
Другими словами, несмотря на практически 1,5-кратный скачок размера так называемой «нефтегазовой кубышки» и «подушки безопасности», полученной за счёт искусственного изъятия из экономики 3-4% ВВП ежегодно, темпы роста экономики сжались в 1,44 раза − с 4,9 до 3,4%. Если принимать во внимание рекордно низкие за последние 4 года темпы роста ВВП в последние месяцы, разрыв достигает ещё больших масштабов. Тем не менее, даже беспрецедентное за последние годы затухание экономической активности, сопровождаемое разрастанием структурных перекосов и дисбалансов, а также усилением архаизации экономики, не мешают чиновникам правительства продолжать придерживаться принципов «кудриномики».
Экономические власти, не желая извлекать уроки из катастрофического обвала российской экономики в 2008-2009 гг., с редким упорством продолжают накапливать «гробовые деньги», поддерживать дефицит денег и доступных кредитов, а также финансировать научно-технический прогресс и инновационные процессы на территории основных стратегических конкурентов России. Их по-прежнему не интересует тот факт, что только прямые ежегодные инвестиционные потери России от оффшоризации экономики и подсаживания на иглу внешних займов (вырос на 83 млрд. до 623,9 млрд. долл. по итогам 2012 г.) достигают 55 млрд долл., а с учётом прочих убытков и скрытых потерь Россия теряет порядка 200 млрд долл. в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена.
Предварительная оценка Росстата вызвала откровенное недоумение и повергла в шок даже самых оптимистично настроенных экспертов. Мало того, что итоговые результаты роста российской экономики оказались существенно хуже даже самых пессимистичных прогнозов правительственных чиновников и министерства экономики, так ещё произошло стремительное ухудшение самого качества роста ВВП и усиление деградации структуры экономики.
Прежде всего, в глаза бросаются масштабы затухания российской экономики, которой не в силах помочь даже стабильно высокие цены на нефть и крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Согласно оценкам Росстата, итоговые темпы роста ВВП по итогам 2012 года, составившие 3,4%, оказались заметно хуже не только прогнозов, дававшихся правительством в начале 2012 года (4,2-4,3%), но и совсем недавних оценок чиновников Министерства экономического развития и председателя правительства Дмитрия Медведева в Давосе и на Гайдаровском экономическом форуме (3,6%).
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что экономический рост в России затухает даже на фоне рекордно высоких цен на энергоносители — по итогам 2012 г. среднегодовые цены на североморскую смесь Brent обновили свой абсолютный исторический максимум (в номинальном выражении) и достигли отметки в 111 долл. за баррель. Однако это нисколько не помешало обвалиться темпам роста российской экономики с 4,7-4,9% в первые месяцы 2012 г. до едва заметных 1,9% в ноябре. Столь низких темпов роста российской экономики не наблюдалось аж с осени 2010 г., когда цены на нефть находились на уровне в 1,5 раза ниже сегодняшних показателей и колебались в диапазоне 72-78 долл. за баррель.
Более того, российской экономике, задыхающейся от коррупционных поборов, высокой монополизированности, безудержного роста цен на услуги естественных монополий, ГСМ и ЖКХ (на 12-17%, что в 2-3 раза превышает темпы роста инфляции) и острой нехватки доступных долгосрочных инвестиционных ресурсов, больше не в силах помочь даже дорожающая нефть. Крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и рекордно высокие цены на основные экспортные товары (нефть, газ, уголь, драгоценные и цветные металлы, лес и т.д.), которые обеспечивают свыше 70% бюджетных доходов России и как минимум 85% притока экспортной валютной выручки, оказываются бессильны перед структурными перекосами и низким качеством государственного управления.
Масштабы непроизводительных издержек, которые отечественные несырьевые промышленные предприятия и прочие отрасли, работающие на крайне низко платёжеспособный внутренний спрос, не в силах переложить на плечи рядовых покупателей, достигли таких размеров, что стали несовместимы с осуществлением любой созидательной деятельности за пределами контура добычи сырья, торгово-посреднических операций и финансовых спекуляций.
Напомним, что, несмотря на практически 40% рост цен на нефтяную смесь Brent в 2010-2011 гг., произошедший на фоне «арабской весны», хаотизации Ближнего Востока и запуска печатного станка в США, Еврозоне и Японии, российская экономика не только не ускорила темпы своего роста, но даже умудрилась продемонстрировать заметное охлаждение производственной активности.
Так, после обвала на 7,8% в 2009 г. по итогам 2010 г. прирост экономики составил 4,9%, а уже в 2011 г. сжался до 4,3%. Притом что в 2010-2011 гг. профицит внешней торговли расширился с 151 до 198,1 млрд. долл., а объёмы вывоза нефти, нефтепродуктов и газа подскочил практически на 35% − с 253,8 до 341,7 млрд. долл. Однако даже этого колоссального притока нефтедолларов не хватило, чтобы реанимировать производственную активность и дать стимул наращиванию экономического роста.
Напомним, что если по итогам 2010 г. суммарный размер временно свободных и лежащих без дела ресурсов федерального правительства на счетах в Банке России и коммерческих банках достигал 5,962 трлн. рублей, то уже в 2011 г. их объём расширился до 7,748 трлн. рублей, а в 2012 г. на фоне рекордно высоких среднегодовых цен на нефть размер лежащих без дела средств Минфина и вовсе достиг 8,824 трлн рублей. Это эквивалентно 73% федерального бюджета России или 13,8% ВВП в 2012 г. Всего же по итогам 2012 г. совокупный размер чистых активов органов исполнительной (как федеральных, так и региональных и муниципальных) достиг 7,343 трлн рублей, что существенно превышает показатели 2010 и 2011 гг. − 5,035 и 6,537 трлн. рублей соответственно.
Другими словами, несмотря на практически 1,5-кратный скачок размера так называемой «нефтегазовой кубышки» и «подушки безопасности», полученной за счёт искусственного изъятия из экономики 3-4% ВВП ежегодно, темпы роста экономики сжались в 1,44 раза − с 4,9 до 3,4%. Если принимать во внимание рекордно низкие за последние 4 года темпы роста ВВП в последние месяцы, разрыв достигает ещё больших масштабов. Тем не менее, даже беспрецедентное за последние годы затухание экономической активности, сопровождаемое разрастанием структурных перекосов и дисбалансов, а также усилением архаизации экономики, не мешают чиновникам правительства продолжать придерживаться принципов «кудриномики».
Экономические власти, не желая извлекать уроки из катастрофического обвала российской экономики в 2008-2009 гг., с редким упорством продолжают накапливать «гробовые деньги», поддерживать дефицит денег и доступных кредитов, а также финансировать научно-технический прогресс и инновационные процессы на территории основных стратегических конкурентов России. Их по-прежнему не интересует тот факт, что только прямые ежегодные инвестиционные потери России от оффшоризации экономики и подсаживания на иглу внешних займов (вырос на 83 млрд. до 623,9 млрд. долл. по итогам 2012 г.) достигают 55 млрд долл., а с учётом прочих убытков и скрытых потерь Россия теряет порядка 200 млрд долл. в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена.