Выборы генсека. Тайны ООН


По традиции, генсеками ООН поочередно назначаются выходцы из различных регионов мира, которые представляют страны, не являющиеся постоянными членами Совета Безопасности (это сделано, чтобы исключить возможность узурпации власти в ООН). Де-факто, правило равного географического представительства нигде официально не зафиксировано (исключением стала лишь резолюция Генеральной Ассамблеи 1997 года) и не особо соблюдается.

Если перечислить континенты, которые представляли генсеки, то перечень выглядит следующим образом: Европа, Европа, Азия, Европа, Латинская Америка, Африка, Африка, Азия, Азия. По числу занимаемых генсеками сроков перечень выглядит так: Западная Европа – 6 сроков, Азия – 4 срока, Африка – 3 срока, Латинская Америка – два.

Любопытно, как выглядели перечни стран, из которых происходили кандидаты на пост генсека. В 1946 году обсуждалась лишь кандидатура Норвегии, в 1953 году – Польша, Филиппины, Канада, Индия и Швеция, в 1961 и 1966 годы – безальтернативная Бирма (Мьянма), в 1971 году – Финляндия, Австрия и Аргентина, в 1981 – Танзания, Австрия, Иран и Перу, в 1991 году – Зимбабве, Египет, Нидерланды, Иран, Канада и Норвегия, в 1996 и 2001 году обсуждались лишь кандидаты от африканских государств.

Кроме того, признано, что следует соблюдать принцип "гендерного равенства", то есть мужчины и женщины должны обладать равными шансами, чтобы стать Генеральным Секретарем ООН. До сего дня все генсеки были представителями сильного пола. Указано также, что кандидат в генеральные секретари должен обладать необходимыми для этого данными, однако детальные критерии не прописаны. Общепринято, что он должен свободно говорить по-английски и иметь безупречную репутацию, а также обладать талантом менеджера. Однако на этом критерии отбора и исчерпываются.

Кандидатура будущего генсека ООН – результат сложных компромиссов и тайных сделок между различными государствами и международными блоками. Однако "первую скрипку" в процессе выбора играют пять постоянных членов Совета Безопасности – США, Россия (ранее СССР), Великобритания, Франция и Китай. В истории ООН было достаточно много примеров, когда "большой пятеркой" отвергались кандидатуры политиков с мировым именем (например, Шарля Де Голля), которые выражали заинтересованность в получении этой работы. Как показывает практика, государства-члены ООН не заинтересованы в излишней самостоятельности генсеков.


Кандидатура генсека формально предлагается Советом Безопасности, а утверждается Генеральной Ассамблеей ООН, которая выносит соответствующую резолюцию. По данным исследования, проведенного организацией Security Council Report, де-факто, роль Генеральной Ассамблеи лимитирована формальным актом одобрения предложенной ей кандидатуры, а реальные решения – то есть выбирает будущего Генерального Секретаря – принимает Совет Безопасности. В истории ООН лишь однажды Генеральная Ассамблея оспорила решение Совбеза. Это произошло более полувека назад – в 1950 году члены Совета Безопасности не сошлись во мнениях и угрожали заблокировать все предложенные кандидатуры с помощью вето. В результате, Генеральная Ассамблея большинством голосов приняла решение о продлении полномочий генсека Трюгве Ли, не получив формального предложения от Совбеза.

Процедура выбора кандидатуры генсека вызывает множество критики – ее периодически сравнивают с процедурой выбора Папы Римского. Она столь же закрыта для непосвященных и кардинально отличается от процесса назначения высокопоставленных чиновников в большинстве демократических государств. Обсуждение кандидатур проводится за "закрытыми дверями", во многих случаях дискуссии не документируются.

С 1981 года члены Совета Безопасности используют практику опросов: все страны-члены Совбеза получают лист с перечнем потенциальных кандидатов на пост генсека и отмечают нравящиеся и не нравящиеся им имена. Впоследствии была введена процедура голосования, причем государства-постоянные члены ООН (обладают право вето) голосуют красными бюллетенями или шарами, а непостоянные – белыми. В феврале 2006 года Секретариат ООН опубликовал пресс-релиз, в котором детально описывалась эта процедура, которая, как указано, позволила существенно уменьшить число заседаний и сэкономить массу времени.

Однако Security Council Report отмечает, что подобные голосования являются "неформальной встречей", на которой, в отличие от "официальной", нет нужды вести протокол, который должен быть обнародован. Таким образом, вся информация о том, кто находится в перечне кандидатов в генсеки, и каковы их реальные шансы на избрание, поступает лишь в результате утечек.

В 1997 году ООН попыталось добавить транспарентности в этот процесс и обязала Президента Генеральной Ассамблеи оглашать перечень потенциальных кандидатов. Однако эта норма не применялась на практике и неизвестно, будет ли применена.

Для того, чтобы кандидатура генсека была вынесена на утверждение Генеральной Ассамблеи, он должен получить не менее 9-ти голосов государств, входящих в Совет Безопасности (всего в нем заседают 15 государств). В процессе выбора голосования проводятся постоянно, что позволяет отсеять малоперспективных кандидатов. Известны ситуации, когда будущий Генеральный Секретарь ООН получал красные шары, что свидетельствовало о том, что его кандидатура не устраивает кого-то из числа постоянных членов Совбеза, обладающих правом вето. Однако финальные голосования давали иной результат.

Любопытно, что неизвестно, сколько раз постоянные члены Совета Безопасности ООН пользовались своим правом вето в процессе выбора новых генеральных секретарей. К примеру, в 1950 году против продления полномочий Трюгве Ли выступали Китай и СССР, которые накладывали вето на его кандидатуру. В 1953 году СССР наложил вето на кандидатуру канадца Лестера Пирсона\Lester Pearson, и генсеком стал швед Даг Хаммершельд.

В 1972 подобным образом пришел к власти австриец Курт Вальдхайм, его конкуренты финн Мак Якобсон и аргентинец Карлос Ортис де Розас были заблокированы с помощью вето. Китай изначально накладывал вето на продление полномочий Вальдхайма, но впоследствии дал ему "зеленый свет". В 1982 году Китай накладывал вето на кандидатуру перуанца Переса де Куэльяра, но также, впоследствии одобрил его кандидатуру. Неудачливые конкуренты Куэльяра – также стали жертвами вето (танзанийца Салима Ахмеда Салима погубили США, а иранца Садриддина Ага Хана – Советский Союз). В 1996 году США заблокировали продление полномочий египтянина Бутроса Бутроса-Гали.

KRYPTOCIDE