По традиции, генсеками ООН поочередно назначаются выходцы из различных регионов мира, которые представляют страны, не являющиеся постоянными членами Совета Безопасности (это сделано, чтобы исключить возможность узурпации власти в ООН). Де-факто, правило равного географического представительства нигде официально не зафиксировано (исключением стала лишь резолюция Генеральной Ассамблеи 1997 года) и не особо соблюдается.
Если перечислить континенты, которые представляли генсеки, то перечень выглядит следующим образом: Европа, Европа, Азия, Европа, Латинская Америка, Африка, Африка, Азия, Азия. По числу занимаемых генсеками сроков перечень выглядит так: Западная Европа – 6 сроков, Азия – 4 срока, Африка – 3 срока, Латинская Америка – два.
Любопытно, как выглядели перечни стран, из которых происходили кандидаты на пост генсека. В 1946 году обсуждалась лишь кандидатура Норвегии, в 1953 году – Польша, Филиппины, Канада, Индия и Швеция, в 1961 и 1966 годы – безальтернативная Бирма (Мьянма), в 1971 году – Финляндия, Австрия и Аргентина, в 1981 – Танзания, Австрия, Иран и Перу, в 1991 году – Зимбабве, Египет, Нидерланды, Иран, Канада и Норвегия, в 1996 и 2001 году обсуждались лишь кандидаты от африканских государств.
Кроме того, признано, что следует соблюдать принцип "гендерного равенства", то есть мужчины и женщины должны обладать равными шансами, чтобы стать Генеральным Секретарем ООН. До сего дня все генсеки были представителями сильного пола. Указано также, что кандидат в генеральные секретари должен обладать необходимыми для этого данными, однако детальные критерии не прописаны. Общепринято, что он должен свободно говорить по-английски и иметь безупречную репутацию, а также обладать талантом менеджера. Однако на этом критерии отбора и исчерпываются.
Кандидатура будущего генсека ООН – результат сложных компромиссов и тайных сделок между различными государствами и международными блоками. Однако "первую скрипку" в процессе выбора играют пять постоянных членов Совета Безопасности – США, Россия (ранее СССР), Великобритания, Франция и Китай. В истории ООН было достаточно много примеров, когда "большой пятеркой" отвергались кандидатуры политиков с мировым именем (например, Шарля Де Голля), которые выражали заинтересованность в получении этой работы. Как показывает практика, государства-члены ООН не заинтересованы в излишней самостоятельности генсеков.
Кандидатура генсека формально предлагается Советом Безопасности, а утверждается Генеральной Ассамблеей ООН, которая выносит соответствующую резолюцию. По данным исследования, проведенного организацией Security Council Report, де-факто, роль Генеральной Ассамблеи лимитирована формальным актом одобрения предложенной ей кандидатуры, а реальные решения – то есть выбирает будущего Генерального Секретаря – принимает Совет Безопасности. В истории ООН лишь однажды Генеральная Ассамблея оспорила решение Совбеза. Это произошло более полувека назад – в 1950 году члены Совета Безопасности не сошлись во мнениях и угрожали заблокировать все предложенные кандидатуры с помощью вето. В результате, Генеральная Ассамблея большинством голосов приняла решение о продлении полномочий генсека Трюгве Ли, не получив формального предложения от Совбеза.
Процедура выбора кандидатуры генсека вызывает множество критики – ее периодически сравнивают с процедурой выбора Папы Римского. Она столь же закрыта для непосвященных и кардинально отличается от процесса назначения высокопоставленных чиновников в большинстве демократических государств. Обсуждение кандидатур проводится за "закрытыми дверями", во многих случаях дискуссии не документируются.
С 1981 года члены Совета Безопасности используют практику опросов: все страны-члены Совбеза получают лист с перечнем потенциальных кандидатов на пост генсека и отмечают нравящиеся и не нравящиеся им имена. Впоследствии была введена процедура голосования, причем государства-постоянные члены ООН (обладают право вето) голосуют красными бюллетенями или шарами, а непостоянные – белыми. В феврале 2006 года Секретариат ООН опубликовал пресс-релиз, в котором детально описывалась эта процедура, которая, как указано, позволила существенно уменьшить число заседаний и сэкономить массу времени.
Однако Security Council Report отмечает, что подобные голосования являются "неформальной встречей", на которой, в отличие от "официальной", нет нужды вести протокол, который должен быть обнародован. Таким образом, вся информация о том, кто находится в перечне кандидатов в генсеки, и каковы их реальные шансы на избрание, поступает лишь в результате утечек.
В 1997 году ООН попыталось добавить транспарентности в этот процесс и обязала Президента Генеральной Ассамблеи оглашать перечень потенциальных кандидатов. Однако эта норма не применялась на практике и неизвестно, будет ли применена.
Для того, чтобы кандидатура генсека была вынесена на утверждение Генеральной Ассамблеи, он должен получить не менее 9-ти голосов государств, входящих в Совет Безопасности (всего в нем заседают 15 государств). В процессе выбора голосования проводятся постоянно, что позволяет отсеять малоперспективных кандидатов. Известны ситуации, когда будущий Генеральный Секретарь ООН получал красные шары, что свидетельствовало о том, что его кандидатура не устраивает кого-то из числа постоянных членов Совбеза, обладающих правом вето. Однако финальные голосования давали иной результат.
Любопытно, что неизвестно, сколько раз постоянные члены Совета Безопасности ООН пользовались своим правом вето в процессе выбора новых генеральных секретарей. К примеру, в 1950 году против продления полномочий Трюгве Ли выступали Китай и СССР, которые накладывали вето на его кандидатуру. В 1953 году СССР наложил вето на кандидатуру канадца Лестера Пирсона\Lester Pearson, и генсеком стал швед Даг Хаммершельд.
В 1972 подобным образом пришел к власти австриец Курт Вальдхайм, его конкуренты финн Мак Якобсон и аргентинец Карлос Ортис де Розас были заблокированы с помощью вето. Китай изначально накладывал вето на продление полномочий Вальдхайма, но впоследствии дал ему "зеленый свет". В 1982 году Китай накладывал вето на кандидатуру перуанца Переса де Куэльяра, но также, впоследствии одобрил его кандидатуру. Неудачливые конкуренты Куэльяра – также стали жертвами вето (танзанийца Салима Ахмеда Салима погубили США, а иранца Садриддина Ага Хана – Советский Союз). В 1996 году США заблокировали продление полномочий египтянина Бутроса Бутроса-Гали.
Если перечислить континенты, которые представляли генсеки, то перечень выглядит следующим образом: Европа, Европа, Азия, Европа, Латинская Америка, Африка, Африка, Азия, Азия. По числу занимаемых генсеками сроков перечень выглядит так: Западная Европа – 6 сроков, Азия – 4 срока, Африка – 3 срока, Латинская Америка – два.
Любопытно, как выглядели перечни стран, из которых происходили кандидаты на пост генсека. В 1946 году обсуждалась лишь кандидатура Норвегии, в 1953 году – Польша, Филиппины, Канада, Индия и Швеция, в 1961 и 1966 годы – безальтернативная Бирма (Мьянма), в 1971 году – Финляндия, Австрия и Аргентина, в 1981 – Танзания, Австрия, Иран и Перу, в 1991 году – Зимбабве, Египет, Нидерланды, Иран, Канада и Норвегия, в 1996 и 2001 году обсуждались лишь кандидаты от африканских государств.
Кроме того, признано, что следует соблюдать принцип "гендерного равенства", то есть мужчины и женщины должны обладать равными шансами, чтобы стать Генеральным Секретарем ООН. До сего дня все генсеки были представителями сильного пола. Указано также, что кандидат в генеральные секретари должен обладать необходимыми для этого данными, однако детальные критерии не прописаны. Общепринято, что он должен свободно говорить по-английски и иметь безупречную репутацию, а также обладать талантом менеджера. Однако на этом критерии отбора и исчерпываются.
Кандидатура будущего генсека ООН – результат сложных компромиссов и тайных сделок между различными государствами и международными блоками. Однако "первую скрипку" в процессе выбора играют пять постоянных членов Совета Безопасности – США, Россия (ранее СССР), Великобритания, Франция и Китай. В истории ООН было достаточно много примеров, когда "большой пятеркой" отвергались кандидатуры политиков с мировым именем (например, Шарля Де Голля), которые выражали заинтересованность в получении этой работы. Как показывает практика, государства-члены ООН не заинтересованы в излишней самостоятельности генсеков.
Кандидатура генсека формально предлагается Советом Безопасности, а утверждается Генеральной Ассамблеей ООН, которая выносит соответствующую резолюцию. По данным исследования, проведенного организацией Security Council Report, де-факто, роль Генеральной Ассамблеи лимитирована формальным актом одобрения предложенной ей кандидатуры, а реальные решения – то есть выбирает будущего Генерального Секретаря – принимает Совет Безопасности. В истории ООН лишь однажды Генеральная Ассамблея оспорила решение Совбеза. Это произошло более полувека назад – в 1950 году члены Совета Безопасности не сошлись во мнениях и угрожали заблокировать все предложенные кандидатуры с помощью вето. В результате, Генеральная Ассамблея большинством голосов приняла решение о продлении полномочий генсека Трюгве Ли, не получив формального предложения от Совбеза.
Процедура выбора кандидатуры генсека вызывает множество критики – ее периодически сравнивают с процедурой выбора Папы Римского. Она столь же закрыта для непосвященных и кардинально отличается от процесса назначения высокопоставленных чиновников в большинстве демократических государств. Обсуждение кандидатур проводится за "закрытыми дверями", во многих случаях дискуссии не документируются.
С 1981 года члены Совета Безопасности используют практику опросов: все страны-члены Совбеза получают лист с перечнем потенциальных кандидатов на пост генсека и отмечают нравящиеся и не нравящиеся им имена. Впоследствии была введена процедура голосования, причем государства-постоянные члены ООН (обладают право вето) голосуют красными бюллетенями или шарами, а непостоянные – белыми. В феврале 2006 года Секретариат ООН опубликовал пресс-релиз, в котором детально описывалась эта процедура, которая, как указано, позволила существенно уменьшить число заседаний и сэкономить массу времени.
Однако Security Council Report отмечает, что подобные голосования являются "неформальной встречей", на которой, в отличие от "официальной", нет нужды вести протокол, который должен быть обнародован. Таким образом, вся информация о том, кто находится в перечне кандидатов в генсеки, и каковы их реальные шансы на избрание, поступает лишь в результате утечек.
В 1997 году ООН попыталось добавить транспарентности в этот процесс и обязала Президента Генеральной Ассамблеи оглашать перечень потенциальных кандидатов. Однако эта норма не применялась на практике и неизвестно, будет ли применена.
Для того, чтобы кандидатура генсека была вынесена на утверждение Генеральной Ассамблеи, он должен получить не менее 9-ти голосов государств, входящих в Совет Безопасности (всего в нем заседают 15 государств). В процессе выбора голосования проводятся постоянно, что позволяет отсеять малоперспективных кандидатов. Известны ситуации, когда будущий Генеральный Секретарь ООН получал красные шары, что свидетельствовало о том, что его кандидатура не устраивает кого-то из числа постоянных членов Совбеза, обладающих правом вето. Однако финальные голосования давали иной результат.
Любопытно, что неизвестно, сколько раз постоянные члены Совета Безопасности ООН пользовались своим правом вето в процессе выбора новых генеральных секретарей. К примеру, в 1950 году против продления полномочий Трюгве Ли выступали Китай и СССР, которые накладывали вето на его кандидатуру. В 1953 году СССР наложил вето на кандидатуру канадца Лестера Пирсона\Lester Pearson, и генсеком стал швед Даг Хаммершельд.
В 1972 подобным образом пришел к власти австриец Курт Вальдхайм, его конкуренты финн Мак Якобсон и аргентинец Карлос Ортис де Розас были заблокированы с помощью вето. Китай изначально накладывал вето на продление полномочий Вальдхайма, но впоследствии дал ему "зеленый свет". В 1982 году Китай накладывал вето на кандидатуру перуанца Переса де Куэльяра, но также, впоследствии одобрил его кандидатуру. Неудачливые конкуренты Куэльяра – также стали жертвами вето (танзанийца Салима Ахмеда Салима погубили США, а иранца Садриддина Ага Хана – Советский Союз). В 1996 году США заблокировали продление полномочий египтянина Бутроса Бутроса-Гали.