Армянский Имарат. Забытые страницы истории


Армянский Имарат – уникальное политическое образование в ранней истории Исламского Халифата. Свое название Имарат получил от раннесредневекового закавказского государства Армения.

К 637 году, при халифе Умаре ибн аль-Хаттабе, Армения стала автономным княжеством в составе Исламского Халифата, в который также вошли все армянские земли до этого принадлежавшие Византии. Княжество управлялось князем, который был признан халифом и византийским императором.

Первые мусульманские отряды достигли границ Армении в 639 году. 6 октября 640 года, в ходе боевого похода мусульмане заняли ключевой в стратегическом отношении город Двин.

Город Двин. На переднем плане — собор, сзади справа — базиликальная церковь, слева — дворец католикоса

Двин (араб. Дабиль) — крупный ремесленно-торговый город, столица средневековой Армении и главный город одноимённой области (Востан Двно или Востан Хайоц) в провинции Айрарат.

Этот город был построен царем Армении Хосровом II в 335 г. С этого же времени здесь находилась резиденция армянских царей династии Аршакидов. После ликвидации Армянского царства в 428 году Двин стал резиденцией персидских правителей.

С 640 года Двин стал резиденцией мусульманских правителей области Арминийа, включавшей в свой состав, помимо армянских земель, также и Грузию, Кавказскую Албанию и Баб аль-Абваб (современный Дербент).

Второе проникновение мусульман в Армению произошло в 642—643 годах, а третье — в 650 году, когда были заняты некоторые земли к северу от озера Ван. В 651 году исламский отряд вошел на территорию Армении со стороны Кавказской Албании.

Теодорос Рштуни

Правитель Армении, ишхан Теодорос Рштуни, который вел борьбу за независимость Армении от Халифата, добровольно признал власть мусульман в обмен на признание его автономным князем Армении. Он пошел на этот шаг, оценив преимущество мирных предложений мусульман, и заключил с наместником Сирии – Муавийей ибн Абу Суфьяном договор.

В соответствии с этим соглашением Армения признавалась самостоятельным государством с обязательством платить ежегодную дань и предоставлять 50 тысяч человек в мусульманскую армию.

В нем Муавийя ибн Абу Суфьян подтверждал жителям Армении следующее:

«Таков будет мирный договор между мной и вами на сколько лет вам будет угодно. Три года не возьму с вас дани, а после этого срока платите сколько пожелаете. В этом даю вам клятву.
Держите в вашей земле конницу в полторы тысячи человек, содержание ее – из вашей страны, и я зачту это в счет дани. Конницу вашу я не вызову в Сирию, но в другие места; когда бы я ни потребовал, она должна быть готова к выступлению.
Я не пришлю в ваши крепости ни своих командиров, ни арабского войска, даже ни единого всадника. Никакой враг не вступит в Армению, если же рамеи (византийцы) нападут на вас, то я пришлю на помощь войско, какое вы пожелаете. Клянусь Всемогущим Аллахом, что не обману вас».

История свидетельствует, что после получения таких неслыханно выгодных условий договора с Исламским Халифатом, правитель Армении даже решался выступать против единоверной Византии для сохранения союза с мусульманами.

С мусульманской помощью Рштуни отразил атаки византийцев. Мусульмане же за это время, в 655 году, смогли взять Феодосиополь (ныне город Эрзурум на востоке Турции). Далее, мусульмане упрочили свой контроль над Арменией, отправив наместника этой страны Рштуни в Дамаск и назначив вместо него Хамазаспа Мамиконяна.

Вспыхнувшие междоусобицы в Халифате привели к отзыву мусульманских войск из Армении в Сирию в 657 году. Напомним, что 657 год – это год Сиффинской битвы, в которой сошлись армии халифа Али ибн Абу Талиба и выступившего против него наместника Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна.

Вследствие этих усобиц в Халифате, ослабления политической и военной власти мусульман византийцы при помощи Хамазаспа Мамиконяна, восстановили свою власть в Армении.

Однако в 661 году, одержавший победу в междоусобице и ставший халифом Муавия ибн Абу Суфьян приказал армянским князьям вновь признать его власть и возобновить выплату дани. Чтобы избежать новой войны, князья были вынуждены уступить.

Мусульманская политика по взиманию дани деньгами повлияла на армянскую экономику и общество. Монета чеканилась в Двине. Армяне были вынуждены производить дополнительные товары и продукты на продажу. Все эти процессы стимулировали развитие экономии Армении и развитие городов, как центров торговли.

В административных целях мусульмане объединили весь Южный Кавказ в обширную провинцию под названием аль-Арминия. Наместничество было названо Арминия, так как в его составе доминировали армянские земли.

При Умайядах – первой династии в Исламском Халифате – эта провинция, как правило, объединялась с соседними владениями. Армения управлялась амиром или вали, ставка которого находилась в Двине. Однако роль амира или вали ограничивалась вопросами обороны и сбора налогов.

Армянский Имарат. Граница Имарата отмечена коричневой линией

По большей части страна управлялась местными князьями нахарарами. Официально провинция была создана в правление умайядского халифа Абд аль-Малика в 685—705 годах. Армянский Имарат (аль-Арминия) был разделён на 4 региона:

  • Арминия 1-я (Арран, или Кавказская Албания),
  • Арминия 2-я (Кавказская Иберия, или Грузия),
  • Арминия 3-я (область вокруг реки Аракс),
  • Арминия 4-я (Тарон).

Несмотря на несколько восстаний Армянский эмират просуществовал до 884 года, когда Ашот I из династии Багратуни, подчинив себе большую часть армянских земель, провозгласил себя царем Армении.
http://imperialcommiss.livejournal.com/

В 885 году его власть была признана аббасидским халифом аль-Мутамидом, а в 886 году византийским императором Василием I. Таким образом Армения стала независимым государством.