Ни один килограмм мяса и ни одно яблоко не должны поступать в РФ через Казахстан или Белоруссию без проверки. Вся импортная продовольственная продукция должна проходить через российские пограничные пункты и подвергаться досмотру, распорядился Россельхознадзор.
В ведомстве считают, что обязаны пресекать пищевую контрабанду. Эксперты говорят о развале Евразийского союза под давлением санкций.
Соответствующее распоряжение ведомство обнародует в ближайшее время, подтвердили «Газете.Ru» в Россельхознадзоре.
При новом порядке досмотру будет подвергаться весь продуктовый транзит из Белоруссии. Как утверждают в федеральной службе, в этом случае под контролем будет все: и вход, и выход продукции.
Повод для введения жестких мер — вал контрабанды продуктов, попавших под санкции Запада и ответное эмбарго России. Больше всего претензий у Данкверта к белорусским партнерам. Он считает, что под видом продукции для Казахстана из Белоруссии в Россию завозится продовольствие, которое заявленных пунктов назначения не достигает, и есть основания предполагать, что абсолютное большинство грузов реализуется на территории РФ.
Введение запрета не означает полного контроля за транзитом из Белоруссии в Казахстан по российской территории.
В ведомстве пояснили, что располагают многочисленными фактами, свидетельствующими о нелегальных поставках продукции в Россию через Белоруссию в обход введенного Москвой эмбарго.
Решение о запрете белорусского транзита было принято по результатам масштабного мониторинга готовой продукции, поступающей из Белоруссии в Россию.
В августе Минск гарантировал Москве, что не допустит реэкспорта запрещенной европейской продукции. Президент Александр Лукашенко утверждал, что проблема реэкспорта европейских товаров «не стоит выеденного яйца». Реэкспорт в Белоруссии не санкционируют и не поддерживают, говорил Лукашенко.
При этом он пообещал не давать в обиду белорусских производителей, которые работают на импортном мясном и молочном сырье.
Иная позиция у казахстанских властей. Еще в октябре они заявляли, что не готовы сотрудничать с российской стороной по проблеме реэкспорта.
Чиновница указала, что взаимные санкции России и ЕС не имеют никакого отношения к Казахстану.
Как пояснили в Россельхознадзоре, ведомство вводит запрет на транзит на основании Международной конвенции по защите растений (IPPC). Документ был принят в 1952 году с целью соблюдения участниками внешнеторговой деятельности международных санитарных и фитосанитарных стандартов.
Конвенция обязывает страны принимать меры, гарантирующие безопасность экспорта и импорта растений или растительных продуктов, потенциально содержащих пестициды или зараженных микробами. В настоящее время участниками конвенции являются 110 государств, в том числе Россия.
Тем не менее запрет на транзит не имеет юридической силы, уверен директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель. Решения о том, какие товары могут пересекать внешнюю границу Евразийского союза, принимаются президентами трех стран — членов ЕАЭС, то есть России, Казахстана и Белоруссии. Исполнение же такого рода решений контролируется Евразийской комиссией, то есть наднациональным органом трех стран. По этой причине партнеры России по ЕАЭС могут проигнорировать призыв российского ведомства, считает эксперт.
Решение российского ведомства подрывает базовые основы функционирования ЕАЭС — свободное перемещение товаров и услуг, отмечают наблюдатели. Конфликт интересов может оказаться нерешаемым.
В ведомстве считают, что обязаны пресекать пищевую контрабанду. Эксперты говорят о развале Евразийского союза под давлением санкций.
«Допускается транзит через Российскую Федерацию только продукции, которая прошла через пункты пропуска на российской границе», — заявил в пятницу глава службы Сергей Данкверт.
Соответствующее распоряжение ведомство обнародует в ближайшее время, подтвердили «Газете.Ru» в Россельхознадзоре.
При новом порядке досмотру будет подвергаться весь продуктовый транзит из Белоруссии. Как утверждают в федеральной службе, в этом случае под контролем будет все: и вход, и выход продукции.
Повод для введения жестких мер — вал контрабанды продуктов, попавших под санкции Запада и ответное эмбарго России. Больше всего претензий у Данкверта к белорусским партнерам. Он считает, что под видом продукции для Казахстана из Белоруссии в Россию завозится продовольствие, которое заявленных пунктов назначения не достигает, и есть основания предполагать, что абсолютное большинство грузов реализуется на территории РФ.
Введение запрета не означает полного контроля за транзитом из Белоруссии в Казахстан по российской территории.
«Если на Казахстан идут яблоки, они должны пройти через пункты пропуска на российской границе, например в Брянске или Пскове», — уточнил Данкверт.
В ведомстве пояснили, что располагают многочисленными фактами, свидетельствующими о нелегальных поставках продукции в Россию через Белоруссию в обход введенного Москвой эмбарго.
Решение о запрете белорусского транзита было принято по результатам масштабного мониторинга готовой продукции, поступающей из Белоруссии в Россию.
«Месяц назад эти результаты мы уже отправляли белорусским коллегам», — подчеркнул Сергей Данкверт, дав понять, что недоволен реакцией белорусских коллег.
В августе Минск гарантировал Москве, что не допустит реэкспорта запрещенной европейской продукции. Президент Александр Лукашенко утверждал, что проблема реэкспорта европейских товаров «не стоит выеденного яйца». Реэкспорт в Белоруссии не санкционируют и не поддерживают, говорил Лукашенко.
При этом он пообещал не давать в обиду белорусских производителей, которые работают на импортном мясном и молочном сырье.
«Реэкспорт, он невозможен. Он отслеживается. Возможно купить эту норвежскую рыбу, которая запрещена к поставке в Россию, или плодоовощную продукцию в Германии или в Польше, ввезти в Белоруссию, переработать, получить соки и прочее, прочее — это уже будет белорусская продукция, и продать ее на российском рынке — это не запрещено. Эмбарго вашим это не запрещено», — предупреждал Лукашенко.
Иная позиция у казахстанских властей. Еще в октябре они заявляли, что не готовы сотрудничать с российской стороной по проблеме реэкспорта.
«О введении какого-либо запрета на транзит товаров, которые импортирует Казахстан из Европейского союза, речи быть не может», — сообщала вице-министр национальной экономики республики Мадина Абылкасымова.
Чиновница указала, что взаимные санкции России и ЕС не имеют никакого отношения к Казахстану.
«Мы проводим свою независимую экспортную и импортную политику. И в этой связи никаких ограничений на Казахстан не может быть распространено», — заявила Абылкасымова.
Как пояснили в Россельхознадзоре, ведомство вводит запрет на транзит на основании Международной конвенции по защите растений (IPPC). Документ был принят в 1952 году с целью соблюдения участниками внешнеторговой деятельности международных санитарных и фитосанитарных стандартов.
Конвенция обязывает страны принимать меры, гарантирующие безопасность экспорта и импорта растений или растительных продуктов, потенциально содержащих пестициды или зараженных микробами. В настоящее время участниками конвенции являются 110 государств, в том числе Россия.
Тем не менее запрет на транзит не имеет юридической силы, уверен директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель. Решения о том, какие товары могут пересекать внешнюю границу Евразийского союза, принимаются президентами трех стран — членов ЕАЭС, то есть России, Казахстана и Белоруссии. Исполнение же такого рода решений контролируется Евразийской комиссией, то есть наднациональным органом трех стран. По этой причине партнеры России по ЕАЭС могут проигнорировать призыв российского ведомства, считает эксперт.
Решение российского ведомства подрывает базовые основы функционирования ЕАЭС — свободное перемещение товаров и услуг, отмечают наблюдатели. Конфликт интересов может оказаться нерешаемым.
«Но с другой стороны, российское эмбарго оказалось выгодным для Белоруссии и Казахстана, так как оно позволяет им расширять фактическое присутствие на рынке, против чего как раз и выступает Россельхознадзор», — говорит первый вице-президент российского Центра политических технологий Алексей Макаркин.