Шелковый путь Китая продолжает «ассимиляцию» Евразийского проекта России


Российская стратегия интеграции постсоветских экономик в очередной раз грозит поменяться. Евразийская экономическая комиссия объявила о начале переговоров с КНР по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве. Идея зоны свободной торговли с Китаем надолго отложена, но Евразийский экономический союз (ЕАЭС) намерен синхронизировать свои интеграционные процессы с китайским проектом "Экономический пояс Шелкового пути".

Похожие соглашения до 2014 года обсуждались Россией с ЕС и США, и новые переговоры с Китаем — пока лишь угроза РФ на десятилетие вперед изменить внешнеторговую стратегию.

Переговоров о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Таможенным союзом и КНР не будет — вместо этого по решению руководящих структур Евразийского экономического союза Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и КНР начинают переговоры о всеобъемлющем "соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве". Декларацию о начале переговоров министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев и министр коммерции КНР Гао Хучэн подписали 8 мая. Переговоры, как предполагается, начнутся в июле-августе 2015 года в Пекине, первый проект соглашения может быть, по словам господина Слепнева, составлен к концу 2015 года. По оценкам сторон, процесс может занять порядка двух лет, но, возможно, и существенно большее время.

Фактически речь идет об отказе от узкой идеи ЗСТ в понимании Всемирной торговой организации между Таможенным союзом и КНР, поскольку, по словам Гао Хучэна, "свободная торговля" в данном случае может быть конечной целью реализации соглашения с ЕАЭС,— и, что подтвердил Андрей Слепнев, о синхронизации двух интеграционных проектов нескольких стран Евразии. С одной стороны, это ЕАЭС, с другой — китайский проект "Экономический пояс Шелкового пути".

От торгового соглашения в рамках ВТО предполагаемый договор будет отличаться отказом от масштабного сокращения импортных пошлин, более полной реализацией принципов, обычно закладываемых в соглашения о поощрении взаимных инвестиций, а также акцентом на кооперационных инвестпроектах. По словам господина Слепнева, ЕАЭС в будущем соглашении особо интересуют инвестиции в промышленный и транспортный секторы, сферу услуг и инфраструктуру.
http://imperialcommiss.livejournal.com/

Напомним, в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву подписаны несколько крупных соглашений, так или иначе связанных с инвестициями в инфраструктуру, в том числе предварительное соглашение по российско-китайской концессии на скоростные железные дороги в РФ. Соглашение ЕАЭС–КНР, если оно будет подписано, должно создать юридические рамки для защиты будущих крупных китайских инвестиций в Россию, Белоруссию и Казахстан. В тот же день Минэкономики РФ и Госкомитет КНР по развитию и реформе подписали меморандум о поощрении расширения инвестиций сторон в технопарки, СЭЗ/ОЭЗ и производственные кластеры на территории двух стран.

Декларация о будущем соглашении важна следующим моментом: интеграционный проект ЕАЭС потенциально обеспечен инвестициями на порядок меньше, чем "Экономический пояс Шелкового пути" КНР, — в России, доминирующей экономике ЕАЭС, принимая решение о переговорах, учитывают, что китайский проект крупнее.

См. также: