В момент ослабления еврозоны и президентской кампании в США, разделившей страну на два лагеря, у России появляется шанс стать лидером стран «третьего мира». Такой вывод следует из нового доклада Института современного развития (ИНСОР) под названием «Российская экономика: требуется ресурсный маневр». Документ направлен в Совет безопасности РФ, а также помощнику президента по международным делам Юрию Ушакову и 1-му замруководителя аппарата правительства Сергею Приходько.
По мнению автора доклада, советника ИНСОР Никиты Масленникова, в послекризисной экономике усложняются международные отношения и усиливается вес неформальных объединений. В пример приводится «большая двадцатка», которая, начав с антикризисной повестки, сейчас превращается в финансово-экономический блок. «Поэтому абсолютно обязательным является активное российское участие в институциональном оформлении сдвигов в структурах всемирного разделения труда и глобальной экономики в целом», — считают в ИНСОРе. Исходя из своих возможностей, Россия могла бы предложить новый формат странам с так называемыми ресурсными экономиками.
Экономическим обоснованием для лидерства России могут стать высокая концентрация природных ресурсов, мощная добывающая промышленность, относительная (на фоне других государств) устойчивость финансовых систем и национальной валюты, высокий риск обесценивания активов вследствие новой технологической волны и «в связи с этим политически выраженная ориентация долгосрочного развития на радикальное повышение ресурсоэффективности».
ИНСОР предлагает странам ресурсной экономики действовать сообща, чтобы сгладить волатильность цен на нефть и другое сырье. Также, по мнению экспертов, необходимо создать прогностический центр (он мог бы расположиться в России), налаживать инвестиционное сотрудничество и обмениваясь активами. И, наконец, требуется выработать свой Инвестиционный кодекс, который бы сблизил налоговые режимы, экологические стандарты и техрегламенты.
— БРИКС дает России трамплин к лидерству. Мы также видим некоторое дистанцирование от ЕС такого нашего мощного торгово-экономического партнера, как Турция. БРИКС плюс Турция и ряд ресурсобогатых стран составляют ситуативную, но интересную группу, которая, с одной стороны, имеет свой взгляд на внешнюю и глобальную политику, а с другой, имеет ресурсы, которых нет у стран традиционной демократии, — поясняет директор ИНСОР Игорь Юргенс.
По мнению эксперта, такое положение дел дает Владимиру Путину шанс на репозиционирование.
— Он очень опытный международный политический деятель, прошедший «восьмерку», знающий, что такое «двадцатка», у него есть мировое имя. Если он хочет выйти на уровень больший, чем рядовой член «восьмерки» (хотя это само по себе уже респектабельно), нужно принять предложенное нами решение, — заключает Юргенс.
Ресурсодобывающие страны, безусловно, должны консолидироваться, соглашается ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, указывая, однако, что Россия больше выиграет от объединения, если не будет с первого слова претендовать на лидерство.
— Это в общем-то раздражает других участников процесса, — полагает экономист.
Кроме того, Кузьминов и не видит оснований для лидерства России.
— Чтобы иметь возможность влиять на других игроков, надо контролировать основную часть рынка. Мы ее не контролируем. Либо иметь возможность вкладывать деньги в экономику других стран, но ресурсодобывающие экономики в этом не нуждаются. Целый ряд ресурсодобывающих стран не готовы ориентироваться на российский рынок, — говорит ректор Высшей школы экономики.
Ярослав Кузьминов также обращает внимание на то, что путь к лидерству затрудняет отсутствие в России эффективного международного финансового центра, который мог бы служить альтернативой как зарубежным фондовым рынкам, так и центрам расчетов.
Напомним, попечительский совет ИНСОР по-прежнему возглавляет Дмитрий Медведев. Институт задумывался в 2008 году экс-президентом России как его главная экспертно-аналитическая площадка.
По мнению автора доклада, советника ИНСОР Никиты Масленникова, в послекризисной экономике усложняются международные отношения и усиливается вес неформальных объединений. В пример приводится «большая двадцатка», которая, начав с антикризисной повестки, сейчас превращается в финансово-экономический блок. «Поэтому абсолютно обязательным является активное российское участие в институциональном оформлении сдвигов в структурах всемирного разделения труда и глобальной экономики в целом», — считают в ИНСОРе. Исходя из своих возможностей, Россия могла бы предложить новый формат странам с так называемыми ресурсными экономиками.
Экономическим обоснованием для лидерства России могут стать высокая концентрация природных ресурсов, мощная добывающая промышленность, относительная (на фоне других государств) устойчивость финансовых систем и национальной валюты, высокий риск обесценивания активов вследствие новой технологической волны и «в связи с этим политически выраженная ориентация долгосрочного развития на радикальное повышение ресурсоэффективности».
ИНСОР предлагает странам ресурсной экономики действовать сообща, чтобы сгладить волатильность цен на нефть и другое сырье. Также, по мнению экспертов, необходимо создать прогностический центр (он мог бы расположиться в России), налаживать инвестиционное сотрудничество и обмениваясь активами. И, наконец, требуется выработать свой Инвестиционный кодекс, который бы сблизил налоговые режимы, экологические стандарты и техрегламенты.
— БРИКС дает России трамплин к лидерству. Мы также видим некоторое дистанцирование от ЕС такого нашего мощного торгово-экономического партнера, как Турция. БРИКС плюс Турция и ряд ресурсобогатых стран составляют ситуативную, но интересную группу, которая, с одной стороны, имеет свой взгляд на внешнюю и глобальную политику, а с другой, имеет ресурсы, которых нет у стран традиционной демократии, — поясняет директор ИНСОР Игорь Юргенс.
По мнению эксперта, такое положение дел дает Владимиру Путину шанс на репозиционирование.
— Он очень опытный международный политический деятель, прошедший «восьмерку», знающий, что такое «двадцатка», у него есть мировое имя. Если он хочет выйти на уровень больший, чем рядовой член «восьмерки» (хотя это само по себе уже респектабельно), нужно принять предложенное нами решение, — заключает Юргенс.
Ресурсодобывающие страны, безусловно, должны консолидироваться, соглашается ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, указывая, однако, что Россия больше выиграет от объединения, если не будет с первого слова претендовать на лидерство.
— Это в общем-то раздражает других участников процесса, — полагает экономист.
Кроме того, Кузьминов и не видит оснований для лидерства России.
— Чтобы иметь возможность влиять на других игроков, надо контролировать основную часть рынка. Мы ее не контролируем. Либо иметь возможность вкладывать деньги в экономику других стран, но ресурсодобывающие экономики в этом не нуждаются. Целый ряд ресурсодобывающих стран не готовы ориентироваться на российский рынок, — говорит ректор Высшей школы экономики.
Ярослав Кузьминов также обращает внимание на то, что путь к лидерству затрудняет отсутствие в России эффективного международного финансового центра, который мог бы служить альтернативой как зарубежным фондовым рынкам, так и центрам расчетов.
Напомним, попечительский совет ИНСОР по-прежнему возглавляет Дмитрий Медведев. Институт задумывался в 2008 году экс-президентом России как его главная экспертно-аналитическая площадка.