Что такое глобализация? Отвечая на этот вопрос, даже знающие люди высказывают самые разные предположения. Если собрать высказывания о глобализации, которые звучат чаще всего, то общая картина выйдет противоречивой и далекой от истины. Мы имеем дело с очень сложным общественным процессом, и, осознавая его, неминуемо попадаем под власть предрассудков. Какие из них стоит отбросить сразу, какие — переосмыслить, и каким образом?
Термин глобализация возникает в социальных теориях в 60-х годах двадцатого века, однако популярность получает только в середине 80-х, когда его начинают активно использовать экономические теории. Рост популярности «глобализации» связан, прежде всего, с усилением роли ВТО (Всемирной торговой организации) и Мирового Банка.
Годом, после которого о глобализации заговорили все, можно считать 1991 год – год распада Советского Союза. Именно это событие повлекло за собой исчезновение существовавшей на протяжении двадцатого века ценностной оппозиции между социалистической и капиталистической картинами мира. Это исчезновение привело к унификации политических, экономических и правовых норм по всему земному шару, что, в свою очередь, значительно расширило круг возможностей западного путешественника.
Так появился новый мир, не разделённый на враждующие лагеря. Одновременно возникли политические и экономические стратегии развития этого единого мира. Одной из таких стратегий явился глобализм.
Глобализм – это популяризация определённого проекта глобализации, а именно проекта, пропагандирующего неолиберальные ценности. Тремя столпами глобализма считаются «свободная торговля», «капитализм» и «демократия». Как видно, глобализм пропагандирует вестернизированные ценности. В основном, эта пропаганда осуществляется транснациональными корпорациями, а также, в той или иной степени, такими наднациональными институтами, как ВТО, Всемирный торговый банк, ООН.
Одно из самых популярных заблуждений на счет глобализации связано с представлением о том, что марши, проводимые против политики ВТО и G8 по всему миру, являются маршами антиглобалистов. В действительности, большинство так называемых антиглобалистов являются альтерглобалистами, или альтермондиалистами, выступающими против политики глобализма, а именно против доминирования в мире неолиберальных ценностей.
Альтерглобалисты выступают за глобализацию, понятую как альтернатива глобализму. В первую очередь, эта альтернатива предполагает обращение внимания на такие глобальные ценности, как права человека, глобальная ответственность человечества за окружающую среду, популяризация на глобальном уровне культурного и национального многообразия человечества, критическое потребление. Основной лозунг альтерглобалистов: Another world is possible (Другой мир возможен).
Альтерглобализм, одним из главных теоретиков которого можно назвать Ноама Чомски, полагает, что как раз глобализм выступает против глобализации, так как защищает не интересы всего человечества, а интересы конкретных национальных или транснациональных корпораций. По мнению альтерглобалистов, глобализм защищает интересы определённых, привилегированных групп. В результате страдают менее защищённые представители человечества, такие, например, как граждане стран со слаборазвитой экономикой. Позволить заявить о себе экономически и политически гражданам всех обществ мира является главной целью альтерглобалистов.
В основном, альтерглобалистское движение концентрируется вокруг АТТАС и Всемирного Социального Форума (созданного в противовес Всемирному Торговому Форуму). Работа Всемирного Социального Форума связана с разработкой и предложением стратегий альтернативной глобализации. ATTAC является одним из самых крупных альтерглобалистских политических объединений. Эта ассоциация создана 3 июня 1998 года во Франции и расшифровывается как Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens (Объединение за обложение налогом финансовых соглашений с целью поддержки граждан).
Кроме альтерглобализма существует и антиглобализм. Антиглобалистами в экономике и политике зачастую называют протекционистов и националистов.
К протекционистам следует отнести сторонников определённой экономической политики, направленной против развития торговли между государствами с целью защиты национального рынка. Такая политика существует, например, в США, Китае и Беларуси. Протекционизм находится в оппозиции к политике свободной торговли, полагая, что любая торговля должна быть урегулирована квотами и налогами с целью защиты национальных интересов.
Можно сказать, что протекционизм возник в одно и то же время с Соединёнными Штатами Америки и изначально ставил своей целью защиту экономики молодого государства от внешней экономической экспансии. Политика протекционизма доминировала в американской экономике до 50-х - 70-х годов 20-го века, то есть до начала эры свободной торговли.
Однако в некоторых областях экономики США до сих пор сохраняет политику протекционизма. Самыми известными примерами являются квоты на японские автомобили 80-х годов 20-го века, а так же негласные квоты на товары из Европы.
Особую популярность политика протекционизма получила и в Беларуси, что выразилось, к примеру, в лозунге «Поддержим отечественного производителя», налогах на иностранную продукцию или же в ротации музыкального эфира на радио. Так что, можно уверенно сказать, что мы живём в антиглобалистском обществе.
Националисты, безусловно, образуют оппозиции глобализации, так как глобализация способствует серьезной трансформации такой социальной конструкции, как нация. Это связано с формированием и развитием наднациональных институтов, в которых интересы конкретной нации учитываются, однако подчиняются глобальным принципам, таким, например, как права человека и демократические принципы.
После второй мировой войны националистические амбиции отдельных государств были взяты под контроль с целью предотвращения возможных конфликтов и установления мира во всём мире. В результате, сегодня ряду государств приходится жертвовать своими геополитическими и национальными интересами в угоду глобальной политики. В тех государствах, в которых ставка делается только на национальные традиции, популярность набирают антиглобалистские настроения. Так, национальный ренессанс на социальном и политическом уровнях можно встретить сегодня в России, где национальные и геополитические интересы ставятся превыше глобальных.
Термин глобализация изначально возникает в социальных теориях и связан с тем, что ряд социальных процессов приобрел во второй половине 20-го века глобальный характер. Одним из первых глобальных социальных процессов служили мировые войны, после которых и возник первый наднациональный институт — ООН. В 90-х годах того же века одним из социальных теоретиков, а именно Роландом Робертсом, был предложен термин глокализация. Им было отмечено, что современные социальные процессы не только унификацируются под влиянием глобализации, но и формируют новый стойкий интерес западных обществ к иным, локальным культурам.
Западные общества во второй половине двадцатого века начали заново открывать для себя другие общества и культуры, что способствовало развитию и популяризации туризма (ещё одного «вестника» глобализации). В результате произошла локализация глобального. Национальный колорит на глобальном рынке стал ходовым товаром. Так, популярной иллюстрацией глобализации является африканский абориген, например, воин племени масая, который пьёт брэндовый напиток Coca-Cola. Однако стоит отметить, что этот абориген всегда одет в национальный костюм, который разительно отличает его от другого африканца, например, воина зулу, который так же пьёт брэндовый напиток Coca-Cola. Весь мир потребляет Coca-Cola, но каждый народ делает это со своим национальным колоритом. Таким образом, мы видим не столько иллюстрацию глобализации, сколько иллюстрацию глокализации.
Этот миф связан в первую очередь с тем, что неолиберализм возникает и популяризируется в США в середине 20-го века. Однако, как уже говорилось ранее, глобализм и глобализация, как целый ряд разноплановых глобальных явлений, возникают лишь в начале 90-х. Поэтому связывать глобализм с США не совсем уместно. Так, экономическая политика США характеризуется, с одной стороны, ярко выраженной пропагандой неолиберальных ценностей во всём мире, но, с другой стороны, она непосредственно связана с традицией протекционизма. Это позволяет ряду исследователей предполагать, что внешняя политика США лишь создаёт иллюзию того, что центром глобализма являются Соединённые Штаты Америки. В действительности такого центра не существует.
Как отмечают в своей книге «Империя» известные критики глобализма Негри и Хардт, возникающая на основе вестернизированных ценностей и неолиберальной идеологии «Империя глобализма» не имеет конкретного географического центра (в отличие от метрополий империализма), но осуществляет свою власть посредством наднациональных институтов.
Данный миф возник в 90-х и связан с явлением, которое Френсис Фукуяма обозначает «концом истории». В годы «холодной войны» действительно существовала биполярная система, включавшая, с одной стороны, капиталистическое сообщество и, с другой, — социалистическое. Распад Советского Союза многие восприняли как победу капиталистического мира. Тем не менее, если обратиться к социальным процессам, имевшим место быть в последнее десятилетие 20-го века, то можно обнаружить, что кроме распада Советского Союза следует выделить сразу несколько других значимых глобальных явлений.
Во-первых, трансформация Европейского сообщества в Евросоюз привела к рождению нового политического субъекта или, говоря на языке «холодной войны», к формированию «нового полюса».
Во-вторых, в конце девяностых ренессанс национализма переживает Россия, заявляя о себе как об ещё одном «полюсе».
В-третьих, можно говорить о значительных темпах экономического роста Ближневосточного региона, а так же региона Юго-Восточной Азии. В обоих этих регионах тенденции глобализации приобрели специфический характер, выражающийся, например, в совмещении национального уклада жизни и религиозных ценностей с капиталистическими ценностями. Причём доминирующими оказались именно религиозные ценности.
В-четвёртых, экономическая политика Китая подверглась некоторой либерализации, а для китайских товаров открылись новые рынки по всему свету, что так же явилось следствием глобализации
Таким образом, не смотря на то, что глобализм продолжает оставаться одной из доминирующих тенденций внутри глобализации, нельзя сказать, что он ведет к формированию «однополярного» мира и уничтожает альтернативные сценарии глобализации.
На сегодняшний день глобализация является сложившимся социальным феноменом, интерпретация которого выявляет определённые, позитивные и негативные стороны. Так, с одной стороны, глобализация позволяет решить экономические, политические, экологические и культурные трудности определённого региона посредством привлечения ресурсов мирового сообщества. Кроме того, следствием глобализации является обращение внимания мирового сообщества на глобальные проблемы, такие, например, как глобальное потепление и загрязнение окружающей среды. Глобализация формирует новые социальные практики, такие как интернет, глобальный туризм, всемирные форумы, глобальные социальные сети.
С другой стороны, глобализация является наследием империалистической политики западного общества. Это приводит к разделению мира на бывшие метрополии и бывшие колонии, что, в свою очередь, провоцирует миграцию из менее благополучных и популярных регионов в более благополучные и популярные. Негативным следствием глобализации можно назвать и глобализм, пропагандирующий универсальный характер неолиберальных ценностей, что приводит к подавлению альтернативных экономических и политических мировоззрений.
За последние двадцать лет глобализация стала одним из ключевых социальных процессов, которому невозможно сопротивляться, но которому можно придавать разные направления. Это наглядно демонстрируют сторонники этического переосмысления глобализации, предлагающие концентрировать внимание мирового сообщества не на укреплении рынка и идей абстрактной демократии, но на решении более конкретных проблем, таких как глобальное потепление, повсеместное соблюдение прав человека и, в том числе, прав трудящихся, прекращение войн и подчинение интересов транснациональных корпораций интересам общества. Глобализация раскрепощает, открывая для человека весь мир. Но к этому открытию стоит относиться ответственно.
Миф 1. Глобализация и глобализм – это одно и то же
Термин глобализация возникает в социальных теориях в 60-х годах двадцатого века, однако популярность получает только в середине 80-х, когда его начинают активно использовать экономические теории. Рост популярности «глобализации» связан, прежде всего, с усилением роли ВТО (Всемирной торговой организации) и Мирового Банка.
Годом, после которого о глобализации заговорили все, можно считать 1991 год – год распада Советского Союза. Именно это событие повлекло за собой исчезновение существовавшей на протяжении двадцатого века ценностной оппозиции между социалистической и капиталистической картинами мира. Это исчезновение привело к унификации политических, экономических и правовых норм по всему земному шару, что, в свою очередь, значительно расширило круг возможностей западного путешественника.
Так появился новый мир, не разделённый на враждующие лагеря. Одновременно возникли политические и экономические стратегии развития этого единого мира. Одной из таких стратегий явился глобализм.
Глобализм – это популяризация определённого проекта глобализации, а именно проекта, пропагандирующего неолиберальные ценности. Тремя столпами глобализма считаются «свободная торговля», «капитализм» и «демократия». Как видно, глобализм пропагандирует вестернизированные ценности. В основном, эта пропаганда осуществляется транснациональными корпорациями, а также, в той или иной степени, такими наднациональными институтами, как ВТО, Всемирный торговый банк, ООН.
Миф 2. Те, кого масс-медиа называют антиглобалистами, выступают против глобализации
Одно из самых популярных заблуждений на счет глобализации связано с представлением о том, что марши, проводимые против политики ВТО и G8 по всему миру, являются маршами антиглобалистов. В действительности, большинство так называемых антиглобалистов являются альтерглобалистами, или альтермондиалистами, выступающими против политики глобализма, а именно против доминирования в мире неолиберальных ценностей.
Альтерглобалисты выступают за глобализацию, понятую как альтернатива глобализму. В первую очередь, эта альтернатива предполагает обращение внимания на такие глобальные ценности, как права человека, глобальная ответственность человечества за окружающую среду, популяризация на глобальном уровне культурного и национального многообразия человечества, критическое потребление. Основной лозунг альтерглобалистов: Another world is possible (Другой мир возможен).
Альтерглобализм, одним из главных теоретиков которого можно назвать Ноама Чомски, полагает, что как раз глобализм выступает против глобализации, так как защищает не интересы всего человечества, а интересы конкретных национальных или транснациональных корпораций. По мнению альтерглобалистов, глобализм защищает интересы определённых, привилегированных групп. В результате страдают менее защищённые представители человечества, такие, например, как граждане стран со слаборазвитой экономикой. Позволить заявить о себе экономически и политически гражданам всех обществ мира является главной целью альтерглобалистов.
В основном, альтерглобалистское движение концентрируется вокруг АТТАС и Всемирного Социального Форума (созданного в противовес Всемирному Торговому Форуму). Работа Всемирного Социального Форума связана с разработкой и предложением стратегий альтернативной глобализации. ATTAC является одним из самых крупных альтерглобалистских политических объединений. Эта ассоциация создана 3 июня 1998 года во Франции и расшифровывается как Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens (Объединение за обложение налогом финансовых соглашений с целью поддержки граждан).
Миф 3. Антиглобализма на самом деле не существует
Кроме альтерглобализма существует и антиглобализм. Антиглобалистами в экономике и политике зачастую называют протекционистов и националистов.
К протекционистам следует отнести сторонников определённой экономической политики, направленной против развития торговли между государствами с целью защиты национального рынка. Такая политика существует, например, в США, Китае и Беларуси. Протекционизм находится в оппозиции к политике свободной торговли, полагая, что любая торговля должна быть урегулирована квотами и налогами с целью защиты национальных интересов.
Можно сказать, что протекционизм возник в одно и то же время с Соединёнными Штатами Америки и изначально ставил своей целью защиту экономики молодого государства от внешней экономической экспансии. Политика протекционизма доминировала в американской экономике до 50-х - 70-х годов 20-го века, то есть до начала эры свободной торговли.
Однако в некоторых областях экономики США до сих пор сохраняет политику протекционизма. Самыми известными примерами являются квоты на японские автомобили 80-х годов 20-го века, а так же негласные квоты на товары из Европы.
Особую популярность политика протекционизма получила и в Беларуси, что выразилось, к примеру, в лозунге «Поддержим отечественного производителя», налогах на иностранную продукцию или же в ротации музыкального эфира на радио. Так что, можно уверенно сказать, что мы живём в антиглобалистском обществе.
Националисты, безусловно, образуют оппозиции глобализации, так как глобализация способствует серьезной трансформации такой социальной конструкции, как нация. Это связано с формированием и развитием наднациональных институтов, в которых интересы конкретной нации учитываются, однако подчиняются глобальным принципам, таким, например, как права человека и демократические принципы.
После второй мировой войны националистические амбиции отдельных государств были взяты под контроль с целью предотвращения возможных конфликтов и установления мира во всём мире. В результате, сегодня ряду государств приходится жертвовать своими геополитическими и национальными интересами в угоду глобальной политики. В тех государствах, в которых ставка делается только на национальные традиции, популярность набирают антиглобалистские настроения. Так, национальный ренессанс на социальном и политическом уровнях можно встретить сегодня в России, где национальные и геополитические интересы ставятся превыше глобальных.
Миф 4. Глобализация приводит к уничтожению локального
Термин глобализация изначально возникает в социальных теориях и связан с тем, что ряд социальных процессов приобрел во второй половине 20-го века глобальный характер. Одним из первых глобальных социальных процессов служили мировые войны, после которых и возник первый наднациональный институт — ООН. В 90-х годах того же века одним из социальных теоретиков, а именно Роландом Робертсом, был предложен термин глокализация. Им было отмечено, что современные социальные процессы не только унификацируются под влиянием глобализации, но и формируют новый стойкий интерес западных обществ к иным, локальным культурам.
Западные общества во второй половине двадцатого века начали заново открывать для себя другие общества и культуры, что способствовало развитию и популяризации туризма (ещё одного «вестника» глобализации). В результате произошла локализация глобального. Национальный колорит на глобальном рынке стал ходовым товаром. Так, популярной иллюстрацией глобализации является африканский абориген, например, воин племени масая, который пьёт брэндовый напиток Coca-Cola. Однако стоит отметить, что этот абориген всегда одет в национальный костюм, который разительно отличает его от другого африканца, например, воина зулу, который так же пьёт брэндовый напиток Coca-Cola. Весь мир потребляет Coca-Cola, но каждый народ делает это со своим национальным колоритом. Таким образом, мы видим не столько иллюстрацию глобализации, сколько иллюстрацию глокализации.
Миф 5. Цитаделью глобализма является США
Этот миф связан в первую очередь с тем, что неолиберализм возникает и популяризируется в США в середине 20-го века. Однако, как уже говорилось ранее, глобализм и глобализация, как целый ряд разноплановых глобальных явлений, возникают лишь в начале 90-х. Поэтому связывать глобализм с США не совсем уместно. Так, экономическая политика США характеризуется, с одной стороны, ярко выраженной пропагандой неолиберальных ценностей во всём мире, но, с другой стороны, она непосредственно связана с традицией протекционизма. Это позволяет ряду исследователей предполагать, что внешняя политика США лишь создаёт иллюзию того, что центром глобализма являются Соединённые Штаты Америки. В действительности такого центра не существует.
Как отмечают в своей книге «Империя» известные критики глобализма Негри и Хардт, возникающая на основе вестернизированных ценностей и неолиберальной идеологии «Империя глобализма» не имеет конкретного географического центра (в отличие от метрополий империализма), но осуществляет свою власть посредством наднациональных институтов.
Миф 6. Глобализация явление «однополярное»
Данный миф возник в 90-х и связан с явлением, которое Френсис Фукуяма обозначает «концом истории». В годы «холодной войны» действительно существовала биполярная система, включавшая, с одной стороны, капиталистическое сообщество и, с другой, — социалистическое. Распад Советского Союза многие восприняли как победу капиталистического мира. Тем не менее, если обратиться к социальным процессам, имевшим место быть в последнее десятилетие 20-го века, то можно обнаружить, что кроме распада Советского Союза следует выделить сразу несколько других значимых глобальных явлений.
Во-первых, трансформация Европейского сообщества в Евросоюз привела к рождению нового политического субъекта или, говоря на языке «холодной войны», к формированию «нового полюса».
Во-вторых, в конце девяностых ренессанс национализма переживает Россия, заявляя о себе как об ещё одном «полюсе».
В-третьих, можно говорить о значительных темпах экономического роста Ближневосточного региона, а так же региона Юго-Восточной Азии. В обоих этих регионах тенденции глобализации приобрели специфический характер, выражающийся, например, в совмещении национального уклада жизни и религиозных ценностей с капиталистическими ценностями. Причём доминирующими оказались именно религиозные ценности.
В-четвёртых, экономическая политика Китая подверглась некоторой либерализации, а для китайских товаров открылись новые рынки по всему свету, что так же явилось следствием глобализации
Таким образом, не смотря на то, что глобализм продолжает оставаться одной из доминирующих тенденций внутри глобализации, нельзя сказать, что он ведет к формированию «однополярного» мира и уничтожает альтернативные сценарии глобализации.
Миф 7. Глобализации можно сопротивляться
На сегодняшний день глобализация является сложившимся социальным феноменом, интерпретация которого выявляет определённые, позитивные и негативные стороны. Так, с одной стороны, глобализация позволяет решить экономические, политические, экологические и культурные трудности определённого региона посредством привлечения ресурсов мирового сообщества. Кроме того, следствием глобализации является обращение внимания мирового сообщества на глобальные проблемы, такие, например, как глобальное потепление и загрязнение окружающей среды. Глобализация формирует новые социальные практики, такие как интернет, глобальный туризм, всемирные форумы, глобальные социальные сети.
С другой стороны, глобализация является наследием империалистической политики западного общества. Это приводит к разделению мира на бывшие метрополии и бывшие колонии, что, в свою очередь, провоцирует миграцию из менее благополучных и популярных регионов в более благополучные и популярные. Негативным следствием глобализации можно назвать и глобализм, пропагандирующий универсальный характер неолиберальных ценностей, что приводит к подавлению альтернативных экономических и политических мировоззрений.
За последние двадцать лет глобализация стала одним из ключевых социальных процессов, которому невозможно сопротивляться, но которому можно придавать разные направления. Это наглядно демонстрируют сторонники этического переосмысления глобализации, предлагающие концентрировать внимание мирового сообщества не на укреплении рынка и идей абстрактной демократии, но на решении более конкретных проблем, таких как глобальное потепление, повсеместное соблюдение прав человека и, в том числе, прав трудящихся, прекращение войн и подчинение интересов транснациональных корпораций интересам общества. Глобализация раскрепощает, открывая для человека весь мир. Но к этому открытию стоит относиться ответственно.