Никита Михалков придумал государство с гарантией


Кинорежиссер, президент Российского фонда культуры Никита Михалков написал политический манифест. Текст под названием «Право и правда. Манифест просвещенного консерватизма» был выложен в интернет 26 октября. В партии власти после ознакомления с документом заявили, что готовы подписаться «не только под каждым словом, но и под каждой буквой этого манифеста».


Манифест разделен на небольшие главы, такие как «Нация», «Свобода», «Государство», «Политика», «Власть». Во введении автор призывает перестать делить прошлое России на «белые и черные страницы» и начать смотреть в будущее. Михалков озвучивает курс на экономический рост и политическую стабильность, которые должны позволить России стать конкурентоспособной мировой державой. В то же время он выступает против скорых реформ, отмечая, что никогда в российской истории они не приводили к успеху.

Далее Михалков дает историческую справку о консерватизме, упоминая в числе самых известных консерваторов Александра Пушкина, Николая Гоголя, митрополита Филарета, Алексея Суворина, Петра Столыпина и других. Он отмечает, что российский консерватизм в своей исторической традиции последовательно включает в себя четыре составляющие: церковную, монархическую, советскую и либеральную. На современном этапе в силу политических и правовых причин он, по словам Михалкова, проявляет себя преимущественно как консерватизм либеральный, или свободный.

Михалков нашел себе избирателей

В своем манифесте, который был выложен 26 октября на сайте Polit.ru, Михалков провозглашает движение, которое, по его словам, будет пропагандировать и распространять идеи и ценности просвещенного консерватизма «среди национальной элиты и в народных массах».

Своими избирателями режиссер называет людей, гордящихся своей страной и требующих уважения к своему человеческому достоинству. В качестве примеров он приводит инженеров, учителей, врачей, военных, рабочих и предпринимателей.

России хватит и трех партий

Говоря о власти и государстве, Михалков выступает за четкое разграничение полномочий и сфер ответственности центра и регионов. Это, по его словам, касается как распределения налогов между федеральным и местными бюджетами, так и назначения и освобождения местных руководителей.

«Мы считаем, — пишет он, — что губернаторы и мэры городов федерального значения должны выдвигаться на должность и освобождаться от должности президентом страны».

Михалков критикует «грязные политические технологии»: «черный и серый пиар», подкуп и давление на избирателей — и выступает за прозрачные и справедливые выборы.

Кроме того, он настаивает на том, что «карликовые» политические партии, как и партии, утратившие поддержку своих избирателей, должны уйти с арены политической борьбы. По мнению Михалкова, в России должны остаться всего три политические партии — консервативная, либеральная и социалистическая.

Михалков сформирует новую элиту

В манифесте Михалков озвучивает идею создания нового государственно-общественного типа организации власти, именуемого гарантийным государством. Задачами гарантийного государства автор называет обеспечение суверенитета страны, возрождение единого политического, экономического, правового и культурного пространства исторической России и сохранение русского языка как языка межнационального общения на евразийском континенте.

«Гарантийное государство обязано при решении любых внутренних и внешних проблем исходить из обеспечения национальной безопасности России и защиты интересов российских граждан, и только из них», — добавляет Михалков.

Он называет одной из главных задач своего движения — формирование новой политической элиты. Политикой, по мнению Михалкова, могут и должны заниматься лучшие люди страны, честные, порядочные и образованные граждане, ставящие интересы общества и государства выше личной выгоды и корысти.

«Нам как воздух необходима политическая гвардия, главным смыслом существования которой является любовь к своей Родине и служение своему Отечеству», — говорится в манифесте.


Женщина и офицер

Он затрагивает и тему семейных отношений, обещая сделать все для того, чтобы возродить и поддержать в современном мире традицию большой, многодетной, целостной семьи. Михалков отмечает, что консерваторы, признавая общегражданское равенство полов, будут учитывать «особенные душевные и физические различия мужчин и женщин» и поддерживать и укреплять в общественной и государственной сфере «все то, что позволяет женщине оставаться женщиной, а мужчине — мужчиной».

Автор манифеста выступает за военно-патриотическое воспитание и отмечает, что армия должна быть построена иерархически и проникнута воинской дисциплиной. Военная профессия должна вновь стать престижной и желанной, а звание солдата, защитника Отечества, — гордым и высоким, пишет он. При этом Михалков считает, что офицерский корпус должен получить от церкви и государства духовную и материальную поддержку.

Пора снова стать первооткрывателями

Михалков призывает развивать отечественное производство, особенно высокие технологии, продвигать российскую культуру, науку, технику и образование в новых перспективных областях и осуществить переход к информационному обществу. Пора снова стать первыми— творцами и первооткрывателями, добавляет он.

«Нам надо преодолеть психологию аутсайдеров. Перестать радоваться открытию у нас иностранных заводов по сборке автомобилей, аудио- и видеоаппаратуры и других промышленных товаров, — пишет Михалков. — Хватит осваивать зады индустриального мира. Пора слезть с сырьевой иглы, прекратить тупо торговать невосполнимыми природными ресурсами».

Рыночные преобразования централизованной экономики необходимо продолжать, но в новых условиях. Так, рассказывает Михалков, модернизация не должна подменяться вестернизацией («Мы — не Гондурас», — добавляет он в качестве пояснения), а должна опираться на традиционные ценности и исторические формы российского хозяйствования.

«Идеи, провозглашенные Михалковым, назрели уже давно»

Депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Мединский рассказал, что манифест прочитал, и поддерживает описанные в нем идеи.

«Несмотря на то, что текст манифеста сильно затянут, и в нем много лишнего, идеи, провозглашенные Никитой Михалковым, очень актуальные, и многие из них давно уже назрели, — отметил Мединский. — В частях, касающихся духовно-нравственной составляющей, культуры, средств массовой коммуникации, отношений с церковью, отношения к истории России, можно подписаться не только под каждым словом, но и под каждой буквой этого манифеста».

Как рассказал помощник Никиты Михалкова, государственно-патриотический клуб» Единой России» уже решил обсудить манифест режиссера. Заседание назначено на 1 ноября.


«Если бы Никита Михалков стал президентом, я был бы рад»

Из опрошенных утром в среду деятелей культуры, работающих с Никитой Михалковым, никто еще не успел почитать манифест. Режиссер Георгий Данелия, снявший Никиту Михалкова в фильме «Я шагаю по Москве», отметил, что не знает, что могло заставить Михалкова написать политический текст.

В 2002 году у Георгия Данелии вышла книга «Безбилетный пассажир», в которой он упомянул, что в начале 1990-х Никита Михалков рассматривался как возможный кандидат в президенты.

«Это было лет 11 тому назад, — отметил Данелия. — Если бы Никита стал президентом, я был бы рад. Он мой ученик. Он бы мне денег на картину дал».

«Все мы набрали в рот воды и сидим, а он говорит»

Композитор Эдуард Артемьев, написавший музыку к нескольким фильмам Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», оба фильма «Утомленные солнцем» и другие), отметил, что писать или не писать манифесты — личное дело Никиты Михалкова.

«Я не знаю, хочет ли он заниматься политикой — мы с ним всегда говорим только о творчестве. Но если ему это нужно, он может добиться своего, — считает Артемьев. — В своем манифесте он выступает как гражданин, и это замечательно. Потому что все мы набрали в рот воды, сидим на кухне и рассуждаем. А он говорит о вещах, которые нужны в России».

Сценарист и актер Александр Адабашьян, работавший с Никитой Михалковым над фильмами «Раба любви», «12», «Утомленные солнцем 2: Предстояние», отказался комментировать манифест до прочтения. Однако он отметил, что о том, как надо обустроить Россию, писал раньше и Солженицын.

«Барин, глядя на осенний дождь, накропал трактат»

Писатель Эдуард Лимонов сообщил, что не читал и не собирается читать манифест Никиты Михалкова.

«Михалков декларирует и ведет себя как традиционный русский барин и утверждает свое родство с дворянской семьей Михалковых, — отметил Лимонов. — В цепи этих обстоятельств выглядит вполне естественным, что барин, в халате, лаская левой рукой борзую, а в правой держа бокал с каким-нибудь великолепным портвейном из Португалии, взял и накропал, глядя на осенний дождь, такой философский трактат. Пускай он идет со своим трактатом, никто его и слушать не будет».

«Услуги Михалкова могут оказаться очень кстати»

Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин считает, что манифест Михалкова появился не случайно. По его словам, правящая верхушка озабочена целым рядом кризисных тенденций, которые сейчас намечаются, и ищет для себя некую идеологию.

«Здесь есть политический заказ, не знаю только, напрямую ли он был сформулирован, или Михалков его сам почувствовал, — пояснил депутат. — „Единая Россия“ не справилась с задачей разработать идеологию для нынешней власти. Поэтому услуги Михалкова могут оказаться очень кстати».

Главный смысл того, что предлагает Михалков в манифесте, заключается в том, что страна не должна развиваться по либерально-демократическому сценарию, — тому сценарию, который на самом деле является единственно успешным в мировой истории, продолжил Митрохин.

«Тот набор идей, которые он предлагает, позволяет оправдать отказ от целого ряда крайне необходимых стране реформ, — отметил он. — Смысл его идеологии — отказ от перемен и смирение со стагнацией и застоем, которые сегодня наблюдаются практически во всех сферах жизни. Я считаю эту статью очень опасной, потому что определенные группировки в нашей элите, контролирующие принятие крупных решений, возьмут эту идеологию на вооружение. И, конечно, то изящество, с которым Михалков подыгрывает нашей правящей олигархии, достойно восхищения».

KRYPTOCIDE