Протодиакон Андрей Кураев о современных гностиках, масонах и войне против Церкви

runo_lj: Очень интересное интервью Кураева. Кураев - при всех его минусах - человек хорошо образованный, к тому же близкий к определенным кругам (скажем, далеко не каждого допустят работать с архивными документами, относящимися к церковной политике при Сталине).


В прошлом году СМИ буквально обрушивали на свою аудиторию информацию о подробностях хулиганских выходок Pussy Riot и Femen и о последствиях, которые те повлекли за собой. Протодиакон Андрей Кураев считает, что для Церкви опаснее не эти выходки и даже не их оправдание, переходящее в одобрение, а псевдонаучные антихристианские фильмы и передачи, в которых ложь искусно переплетена с общеизвестными фактами.

В своем блоге отец Андрей возмущался по поводу показа «документального» фильма «Мифы человечества. Христианство до Христа» и отсутствия мобилизации церковных ресурсов для противостояния оккультизму и нью-эйдж. В чем же реальная опасность для Церкви этих идеологий и кто стоит за их пропагандой?


— Вышел очередной антихристианский фильм низкого качества. Зачем вообще кому-то нужно снимать подобное кино?

— Если бы речь шла просто об антихристианской полемике — это можно было бы понять: мы живем в разномыслящем мире. Но с канала на канал переходят фильмы, претендующие на статус «научно-просветительских» — и при этом на деле эти проекты оказываются столь же антихристианскими, сколь и антинаучными.

И если в 90-е эту недоброкачественность можно было счесть просто ляпом и плодом невежества, то сегодня этот устойчивый и набирающий силу тренд уже трудно объяснить просто недостатками чьего-то образования или вкуса.

Она появляется на телеканалах, перенимающих западные ноу-хау и работающих в тесном сотрудничестве с западными партнерами, а поделки такого рода не стесняются изготавливать серьезные медиакомпании вроде BBC или СNN.

— О Pussy Riot и акциях Femen говорили практически все СМИ, эти деяния комментировало множество уважаемых людей. Вы утверждаете, что псевдонаучное антихристианское кино опаснее явного кощунства в храмах. Почему так?

— Хулиганство себя и позиционирует как хулиганство. А тут с телезрителем говорят от имени науки. Современный же человек живет под гипнозом слов «наука доказала». И когда тебе на фоне книжных шкафов показывают профессора — ну как ему не поверить?!

На многих брэнды действуют гипнотически. Поэтому адепты секты Рона Хаббарда для завлечения предлагают пройти бесплатный «Оксфордский тест способностей», на самом деле не имеющий никакого отношения к Оксфордскому университету. Кто-то верит и историческим фантазиям Фоменко и Мулдашева, потому что к своим фамилиям те прибавляют титулы академиков.

Специалист подобен флюсу. Люди плохо умеют проверять информацию из непрофильной для них сферы и покупаются на рекламную обертку.

— Авторы сценария позиционируют себя как гностиков. Так ли это на самом деле? Что такое гностицизм?

— Гностицизм возник на стыке библейско-еврейской и греко-римской культур. Это было время, когда человек перестал удовлетворяться ощущением себя как части целого — этноса, полиса, космоса. На рубеже эр во всей западной культуре начинается поиск смысла для индивидуальной жизни.

На вопрос сказочно богатого царя Креза о том, кто самый счастливый человек на земле, мудрец Солон говорит, что это простой афинянин Телл. Он вырастил сыновей, дожил до внуков, пал в бою… Так мыслит архаика: человек просто часть общего. Но за пару столетий до Рождества Христова этот ответ уже не кажется достаточным.

Внуки — это хорошо, но смысл именно моей жизни не может быть настолько внеположен по отношению ко мне самому. Атеист Эпикур бросается в жерло Этны (вулкан − прим. IC). Гораций же и самому богатому и многодетному царю готов сказать — «Но едва Неминуемость в крышу дома вобьет гвозди железные, не уйдешь ты от ужаса, и главы из петли смертной не вызволишь».

Гностики меняют знаки всех привычных оценок. Слово космос означает порядок. Это антоним хаоса. Для архаичного грека порядок — это хорошо. Но для гностика космос — это «порядок тюрьмы». Создается сложный миф, согласно которому внутри каждого человека есть ценность, несопоставимая ни с чем в космосе — это твоя душа. Которая, впрочем, не вполне твоя, ибо она — заблудившаяся и утратившая память частичка божества.

А космический порядок — это все то, что понуждает душу забыть о своей надкосмической свободе и идентичности. Вот эта идея сверх-космичности и ценности души — она уже собственно библейская. Не я — частица космической истории («микрокосмос»), а космос — часть моей биографии. Причем с точки зрения гностиков — самая худшая.

Связь вечной души и тленного тела — это мезальянс. Этот позорный союз с точки зрения гностиков не должен быть увековечен. Идея понятна. Но как ее совместить с Библией? Гностики продолжают считать Библии книгой божественного откровения. Они, как и евреи, считают Автора Библии и Автора мироздания одним и тем же Лицом. Но с их точки зрения и то, и другое не красит их Создателя.

В гностическом «Евангелии от Фомы» сказано: «кто нашел мир, тот нашел труп». Материальный мир, по представлениям гностиков — результат деятельности злого и неумного бога. На эту роль они назначают Бога Ветхого Завета, Бога евреев (налицо религиозно мотивированный радикальный антисемитизм). Поэтому они переворачивают библейские сюжеты вверх ногами: то, что Бог благословляет, в их глазах становится проклятием.

Например — брак и деторождение. Раз этот мир — творение зла и невежества, зачем в него вгонять еще одну душу? По нему правильнее пройти, не оставив потомства. Заодно Каин и змей искуситель становятся для них положительными персонажами.

— Разделяют ли эти взгляды современные гностики?

— А я считаю, что их — всерьез — нет. Проповедовать гностицизм и быть гностиком — разные вещи. Вряд ли сегодня есть люди, которые, реконструировав древнюю духовную традицию, готовы исполнять ее требования.

По Зигмунду Фрейду, любая религия, любая культура — это система табу. Так что же табуирует для себя современный гностик? От чего откажется, чем пожертвует ради «духовно-гностического» роста телезритель, убежденный соответствующей телелапшой?

И окажется, что у гностиков нет матрицы позитивного поведения. Только критика христианства. Как в романе Дэна Брауна главная тайна «чаши Грааля» оказалась в компромате на церковь и Христа, так и здесь есть лишь люди ненавидящие христианство и оправдывающие свою ненависть присвоенным себе именем гностиков. Это такие философствующие ролевики.

В этом отношении эти взрослые философы мало чем отличаются от подростков-сатанистов: как подростки, спилив крест, не ставят там статую Перуна, а просто оставляют поруганное место, так же и «как бы гностики» просто расширяют пустыню негативизма.

Древний гностицизм был природным врагом христианства, с этой ересью начали борьбу еще апостолы. А современные имитации гностицизма вряд ли могут отторгнуть верующего человека от христианства. Но вот если у кого-то есть внутренний конфликт с церковным учением — скажем, человек привык вести свободную сексуальную жизнь, но знает, что христианство осуждает такую модель поведения, то фильм поможет ему оправдать себя. Неудобно же самому себе сказать: я отторгаю Христа и Евангелие по причине моей влюбленности в мой блуд. Нужен повод поблагороднее.

— В фильме звучат прекрасные слова о равенстве всех людей…

— А это жульничество. Герои фильма почему-то приписывает древним гностикам ряд ценностных постулатов и догм современного либерального общества — вроде равенства людей. У гностиков никогда не было равенства людей. Они делились на плотяных (иликов), душевных (психиков), и духовных (пневматиков). Более «низкие» должны были находиться в послушании у более «высоких».

Переход из одной «расы» в другую был невозможен — черно-белый телевизор не может стать цветным. Но — сразу лесть и подкуп — если ты понял, о чем речь, и полюбил нашу доктрину, значит, ты уже не илик. «Пойми, ты не такой скотина как другие» — вот то знание, которым гордятся гностики. Откровенное презрение к людям можно увидеть и у таких современных гностиков, как Александр Дугин или Гейдар Джемаль.

— Этот фильм — единичный проект, или ждать ещё?

— Я убежден, что у такого рода действий есть серьезная координация. Такие проекты не обходятся без информационной, политической и финансовой подпитки. Это очень долгий сериал, ибо многовековую идеологическую войну против Церкви ведет часть западных элит — та, которая описана в романе Дэна Брауна «Код да Винчи» под именем «Приорат Сиона». Я рад, что роман Брауна снял табу с темы масонов. А то раньше тема масонов закрывалась простыми декларациями — «Во-первых, никаких масонов нет, а, во-вторых, они хорошие!».

— Вы верите в масонов и теорию заговоров? Принято считать, что такие убеждения идут в одном наборе с борьбой с паспортами и кодами и призывами восстановить в России монархию любой ценой, а их носители славятся неадекватным поведением.

— Знаю, любое нелестное упоминание о масонах блокируется возмущенным криком — «Как, Вы верите в теорию заговоров?!!!».

А почему я должен верить, будто все договоренности людей являются открытыми? И в бизнесе, и в политике, и в обычной жизни есть масса непрозрачных договоренностей (естественно, это никак не означает, будто все их участники являются масонами).

Год назад нынешний наш президент сказал о том, что с нашим уже прошлым президентом он договорился об их общем политическом будущем еще тогда, когда он сам был позапрошлым президентом… А мы узнали об этом лишь спустя четыре года.

Возможно, для спокойного обсуждения темы закрытых договоренностей и обязательств в мировой политике лучше по крайней мере для начала анализа изъять из лексикона термин «масоны» и просто говорить о наличии закрытых элитных политических клубов со своими финансовыми и политическими интересами, принимающих серьезные решения и не избирающихся демократическим путем.

Демократии в самих масонских организациях не больше, чем при выборах Римского Папы. Разве в Приорате Сиона у Дэна Брауна «великий магистр» избирался демократическим путем? Память о закрытых клубах, поддерживающих мифы о том, что «все решает народ путем голосований», помогает понять, что «миф о западной демократии» — это действительно миф.

— А чем им мешают христиане?

— В закрытых клубах все держится на духе денег и власти. Бывший глава Всемирного банка Жак Аттали говорил еще в начале 90-х, что будущая цивилизация — это цивилизация кочевников. Транснациональным корпорациям не нужны люди, у которых есть чувство Родины, привязанности, какие-то непрофессиональные обязанности. Им хочется сосредоточить все обязанности человека на рабочем месте; всё остальное должно быть легко выносимо за скобки. Я полагаю, что за нападками на христианскую модель моногамной многодетной семьи стоят интересы вот такого бизнеса.

В советское время говорили, что религия отвлекает людей от строительства коммунизма. Складывается ощущение, что сегодня кто-то видит в ней досадное отвлечение от дел и в капиталистическом мире. Во всяком случае, если присмотреться, что происходит в глобальной политике на уровне ценностей — какие ценности поддерживаются, а что оттесняется на обочину-то вырисовывается достаточно ясный тренд. Он радикально антихристианский и антитрадиционалистский.

Этим элитам нужна власть не просто над кошельками (с этим у них уже все в порядке), а над умами и сердцами людей.

Надо учитывать, что кроме масонских лож есть и другие, отчасти пересекающиеся с ними сети, например, явно поддерживают друг друга «голубая мафия» и масоны. И это не только шоу-бизнес, но порой и уровень госуправления. Сидит в правительстве РФ чиновник и кладет на самое дно папки присланные из Думы на согласование законопроекты о защите семьи и детства, и в итоге на приходе одного чиновного гея законы не принимаются годами.

Виталий Милонов, депутат Петербургского городского законодательного собрания, автор регионального закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма, рассказывал мне, что к нему приходят письма с угрозами: «мы тебя, выродок, убьем». Он отправляет их Следственный комитет, реакция — ноль. Такое впечатление, что у человека, на стол которому их положили, не только мундир «голубой». А ведь речь об угрозах депутату законодательного собрания.

— То есть слова Патриарха о войне против Церкви — это не фигура речи?

— Когда мы видим у радикальных антихристиан трибуны глобального и федерального уровня, огромные медийные возможности, надо иметь мужество сказать то, что сказал Патриарх Кирилл: идет война против Церкви. И ведется она отнюдь не группой российских хулиганов…

Я не любитель военно-фронтовой лексики, но не могу не прислушаться к Патриарху. Он говорит о войне вовсе не потому, что его обидели какие-то девчонки. Полагаю, он реагирует не на выходку в храме, а на то, как медиа, особенно на Западе, подали эту историю.

— Какие же ценности могут предложить современные идеологи взамен евангельских?

— Участвуя в Международном гуманитарном форуме в Баку (уровень форума был самым серьезным — 11 президентов, 12 лауреатов Нобелевской премии), я был поражен последовавшим после президентских поздравлений установочным выступлением Каталины Боджиай (она — президент генеральной конференции ЮНЕСКО).

После дежурных слов об уважении разнообразия и ненужности обязательной идеологии, вдруг прозвучал призыв — все мы должны следовать философии убунту. Оказалось, что это философия коллективности, солидарности: твоя боль — моя боль, мы должны быть вместе и помогать друг другу.

Зарывшись в Интернет, я выяснил, что загадочной философии убунту всего-то 20 лет. И порождена она знаменитым чернокожим англиканским архиепископом, лауреатом Нобелевской премии Десмондом Туту. Это попытка привить своему народу какие-то представления о приличиях на основе христианских истин. То есть это слегка замаскированная христианская проповедь. Может быть, для зулусов так доходчивее. Но зачем европейскому политику так маскировать христианские ценности?! Чьей цензуры, какого главлита он боится?

Чьей цензуры боится Джоан Роулинг? Уже после выхода всех свои семи книг про Гарри Поттера она призналась, что изначально задумала эту сказку как христианскую, но боялась, что ее секрет раньше времени станет известен издателям и рецензентам…

Вспомним недавние споры в Европе по поводу категорического запрета упоминать в прессе и Конституции Европейского союза христианские истоки и ценности. Этого требовала Польша, Португалия… Но антихристианская евробюрократия оказалась сильнее. Евроконституция была провалена, но отнюдь не из-за протестов христиан (скорее ее похоронили голландские сторонники свободы наркотиков и гомосексуализма).

Оказавшись на Западе, ты не всегда можешь выбрать близкую тебе ценностную стезю и даже тему для исследований. Один мой крестник в начале 90-х поехал учиться в Сорбонну, так его желание взять тему по христианству было отвергнуто, и его понудили писать комплиментарную диссертацию по масонству.

— Почему при такой серьезной угрозе разговоры о масонах в России производят впечатление не серьезной аналитики, а детских страшилок?

— Потому что не в той стране живем. Жили бы в западном мире, имели бы возможность внимательнее следить за прессой… Там, кстати, сделано немало журналистских расследований и книг-досье о такого рода секретных организациях. Но и секретные элитные клубы научились грамотно реагировать на такие расследования. Они не оспаривают сказанное о них, но мгновенно издают еще сотню книжек о себе… макулатурного уровня. С такой критикой масонов, что предпочтешь быть другом масонов, чем прослыть адептом такой их критики. Заболтать тему — это один из методов ухода от критики.

— Есть ли в России настоящие масоны?

— Хотите, покажу фотографию баннера с омской улицы — с приветствием участников масонского собрания? Они там открыли очередной округ. Причем, округа у них «нарезаются» в трансграничном варианте — в него может войти часть России, Казахстана, Китая.

Кстати, на словах они вроде бы не против Церкви, в программе омского «слета» наряду с языческими купаниями на Ивана Купалу значилось посещение местного православного монастыря. Я потом спрашивал у участников, как все прошло, и выяснилось, что на языческие купания поехали всем составом, а в монастырь направили группу местных инвалидов.

— Если масонов интересуют деньги и власть, а не тонкости духовной жизни, почему они не могут просто мирно сосуществовать с представителями мировых религий, в частности, с христианами? Зачем нужна война?

— Я думаю, что здесь примешивается что-то субъективное. Ну как личная обида слепит глаза и подталкивает к иррациональным шагам. Зачем большевикам в декабре 1917-го, когда у них еще власть под ногами шаталась, надо было принимать не прибавляющий им тогда народной симпатии Декрет об отделении церкви от государства — с лишением церкви прав юридического лица, прав собственности, с запретом на обучение детей религии?

Значит, личная затаенная ненависть к христианству была так велика, что проявлялась в готовности идти на политические риски, на усиление позиции своих вооруженных врагов. Лишь бы этим «сволочам в рясах» причинить максимальную досаду…

Незабытые обиды, реальные или придуманные, часто вторгаются в реальную политику. Чем питается иррациональная ненависть, какой социальный опыт — личный или коллективный — может за этим стоять? — это вопрос к историкам и психологам.

Христианам же стоит помнить, что как бы ни были нелогичны и предвзяты наши критики, для нас важнее всего просто не давать и повода для этой критики. И от споров о древних тамплиерах просто перейти к реальной помощи ныне живущим людям.

KRYPTOCIDE