Украинизация через Черную сотню


История украинского национального движения – это не только история украинских организаций и отдельных людей, которые называли себя украинское. Она включает в себя всех уроженцев украинских земель и их общественные силы, которые способствовали развитию самосознания украинского как единого целого на основе украинской этнической общности.

При этом участники движения могли называть украинцев не только украинцами, но и русинами, русскими и одновременно малороссами и русскими. Сторонники этих названий могли придерживаться различных политических, культурных и национальных ориентаций, а также выступать против украинского самоназвания и ее сторонников. Одна лишь небольшая группа сторонников украинского самоназвания, которая существовала в Российской империи, вряд ли смогла бы добиться, чтобы миллионы этнических украинцев в 1917 г. менее чем за год стали называть себя украинцами и было создано Украинское государство.


Российские черносотенцы – ярые проукраинские агитаторы

Значительную часть работы по подготовке украинского успеха в Приднепровской Украине сделали организации, которых сегодня считают русскими националистическими и антиукраинскими. Одна из них – монархический и православно-консервативный и «антисемитский» Союз русского народа, членов которого также называли черносотенцами и Черной сотней. Союз русского народа первым начал действительно массово пропагандировать украинское национальное самосознание в малороссийском варианте среди миллионов украинских крестьян. Огромную роль Союз сыграл в распространении среди украинцев знаний об украинской истории и героической мифологизации памяти об украинском казачестве.

Союз русского народа был создан 1905 при одобрении царя Николая II и финансовой поддержке Министерства внутренних дел в Петербурге. Целью Союза, как и всего черносотенного движения, была мобилизация подданных в защиту самодержавия и православия от революции и враждебных национальных движений. Благодаря активной поддержке православного духовенства Союз русского народа охватил своим влиянием значительную часть украинского крестьянства. До этого за редким исключением крестьянство не обладало современным национальным самосознанием. Не менее 200 000 из более 400 000 членов Союза проживало на территории современной Украины и в основном было украинского происхождения. Из нескольких тысяч черносотенных организаций в Украине практически не было ни одной, в которой были бы отсутствуют этнические украинцы.

Одной из главных твердынь черносотенного движения была Западная Волынь, где украинские крестьяне на парламентских выборах почти единогласно поддерживали Черную сотню. И где меньше чем через 40 лет была создана Украинская повстанческая армия. Отцы и деды многих солдат УПА в 1917 г. были «русскими черносотенцами», их сторонниками или хотя испытывали влияние черносотенной пропаганды. Без анализа деятельности Союза русского народа и его влияния на волынских украинского невозможно понять, почему черносотенная Волынь стала не русской, а украинской. И как стало возможным, что именно черносотенная в прошлом Волынь стала местом, где в 1943 г. из волынских украинцев была создана армия для попытки завоевания украинской независимости.

Союз русского народа и все черносотенное движение были попыткой монархии Романовых повторить опыт национальной политики династии Габсбургов. С 1848 по 1918 гг австрийским властям удалось направить в нужное русло и успешно использовать для защиты правящей монархии национальные движения подвластных народов. Верными сторонниками Габсбургов стали национальные движения поляков и русинов в Галичине. Во время первой русской революции 1905-1907 гг часть правящей элиты Российской империи решила сделать то же самое с национальным движением русских, украинских и белорусских подданных монархии. На вооружение приняли концепцию триединого русского народа из великороссов, малороссов и белорусов, которые сохраняли бы свои культурные и национальные особенности.

Через Союз русского народа царские власти 1905 начали реально способствовать ограниченному развитию национального малороссийского движения как части монархического и общероссийского имперского проекта. На украинских и белорусских этнических землях главной целью Союза была не только защита монархии и православия от революционеров и безбожия. Не меньшим, а в некоторых украинских регионах гораздо более важной задачей Союза русского народа была защита православия от католицизма и протестантизма, противодействие католическом и польском воздействиям, а также русификация и христианизация преимущественно еврейских городов и экономики края. Угроза украинского антироссийского движения руководством Союза русского народа на Волыни понималась, но не муссировалась в работе организации.

Напуганные прозелитизмом

Главным внутренним врагом Российской империи в 19 в. и в начале 20 в. было польское национальное движение, которое подняло два мощных кровопролитные восстания в 1831 и 1863 гг. Польские националисты претендовали на включение в будущую польское государство всей Правобережной Украины. Польская шляхта на украинских землях значительно превосходила по численности русское дворянство великорусского и малорусского происхождения. Поэтому настоящим шоком для царских властей стали последствия указа о веротерпимости от 17 апреля 1905 г. В 1905-1907 гг. из православия в польскую католическую церковь перешло не менее 170 000 бывших греко-католиков украинского и белорусского происхождения, которые были насильно обращены в православие в 19 в. Перебежчиков было бы больше, если бы указ разрешил восстановление греко-католической церкви, а местные власти не заблокировали бы переход в католицизм других православных.

События вокруг указа о веротерпимости наглядно продемонстрировали православной церкви и российской власти крах политики игнорирования национальных, культурных и исторических особенностей этнических белорусов и украинцев. Использование в Украине и Белоруссии той же национальной политики, что и на российских этнических землях (где до 1905 г. российский национализм среди русских крестьян тоже особо не пропагандировался), полностью подтвердило свою несостоятельность. Обращенные в католицизм этнические украинских и белорусы не только перешли во враждебную церковь, но тем самым в глазах власти они превратились в потенциально опасных для Российской империи поляков. В кризисных условиях революции 1905-1907 гг. в части высшей государственной службы Российской империи и в руководстве Русской православной церкви возникло четкое понимание, что без развития в нужном русле национального самосознания малороссийского крестьянства, основанного на местных особенностях, монархия Романовых и православная церковь будут и далее терять в нем свои позиции.

Не случайно именно весной 1905 г., сразу после появления указа о веротерпимости, Священный Синод Русской православной церкви принял решение об издании Евангелия на украинском языке, что и было выполнено в кратчайшие сроки 1906-1912 гг. Редактором и издателем был назначен Синодом епископ Подольский и Брацлавский Парфений Левицкий. Главная инициатива издания исходила не только от епископов на украинских землях, но и от высшего руководства церкви в Петербурге. Быстрее напечатать украинское Евангелие требовал сам обер-прокурор Синода Константин Победоносцев. Последний был не только главным управленцем Русской православной церкви, но и лидером консервативного направления в российской политике. Его называли «крестным отцом черносотенного движения» и он заслуженно пользовался репутацией крайне реакционного монархиста и русского националиста.

Инструментализация «Кобзаря»

В своей повседневной деятельности созданный царской властью и православной церковью Союз русского народа демонстративно подчеркивал культурные различия малороссов от великороссов и использовал их в своей пропаганде. Например, на праздновании 200-летия Полтавской битвы 1909 от членов Союза в Полтаве специально требовали, чтобы они были в национальных костюмах «великорусских», «белорусских» или «малороссийских». Украинский язык мог использоваться в театральных представлениях, организованных черносотенными организациями и естественно был разговорным языком в тысячах низовых черносотенных организациях в украинских селах. Украинские крестьяне могли войти в Союз русского народа даже декларируя свою украинскую национальность. В частности, как доносил вице-губернатор Костромской губернии, в селе Семидубы Балтского уезда существовал отдел монархического союза «православных украинцев» в количестве 140 человек.

Главный акцент исторической пропаганды Союза русского народа среди этнических украинских делался на борьбе малороссов-украинцев против поляков, католицизма и «униатской» церкви, присоединении Малороссии-Украины в Россию и нерушимости триединой «великого русского народа из великороссов, малороссов и белорусов» под эгидой династии Романовых. За исключением неприятия антироссийских моментов историческая концепция черносотенцев совпадала с исторической идеологией украинского движения. Тем более, что его активисты в Российской империи основном выступали максимум за украинскую культурную автономию в рамках существующего государства. Как характерный пример такого совпадения позиций можно привести многочисленные многотиражные издания в царской России «Кобзаря» Тараса Шевченко. С «библии» украинского национального возрождения царской цензурой были изъяты все антироссийские и антицарской высказывания поэта. Но оставили поэму «Гайдамаки» с описанием крайне жестокого поголовного уничтожения украинскими повстанцами польской шляхты, ксендзов, евреев и греко-католиков, включая женщин и детей.

Также можно вспомнить первоначальный вариант памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, созданный по инициативе учредителей украинской исторической школы Николая Костомарова и Михаила Максимовича, а также «украинофоба» историка Михаила Юзефовича. Проект скульптора Михаила Микешина предусматривал, что лошадь гетмана фактически убивала, сталкивая со скалы, польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита. Перед скалой малоросс, червоноросс (т.е. галицкий Украинец), белорус и великоросс слушали бы песню слепого кобзаря. Надо помнить, что М. Микешин лично знал Т. Шевченко, иллюстрировал его Гайдамак и даже пытался получить разрешение поместить образ Кобзаря на свой памятник 1000-летия России в Великом Новгороде. Подобные исторические взгляды украинофилов не могли встретить неприятие духовенства и иерархов православной церкви, а также значительной части промонархичного имперского чиновничества и интеллигенции на украинских землях, среди которых большинство были местными уроженцами. В 1905 г. они начали их использовать в работе с украинским крестьянством.

Берестечко как средство антипольской кампании

Огромное количество сельских черносотенных организаций и массовое участие в движении православных священников обеспечили проникновение знаний об украинской истории и новые национальные идеи в традиционное украинское крестьянство. К тому времени лишь 10-20% крестьянства в Украине имело элементарную письменность и часто было враждебным к внешнему воздействию любой интеллигенции независимо от ее национальной принадлежности.

Среди исторических брошюр, которые массово выпускались в черносотенной типографии Почаевской лавры для простого народа, были не только издания о царской семье, войне 1812 г., но и такие, как «Борьба Малороссии с Польшей» и «Берестецкая битва». Огромное влияние на волынских украинцев производили созданные Союзом русского народа визуальные образы и символы их личной связи и преемственности с героическим прошлым украинского казачества. Черносотенцы делали это целенаправленно.

Программа Союза русского народа включала в себя пункт с требованием, чтобы «казачьи состояния ныне расформированных бывших малороссийских и новороссийских полков в Полтавской, Черниговской, Киевской и Бессарабской губерниях – должны быть уравнены в правах и обязанностях с остальным казачеством». Фактически Черная сотня требовала восстановления антипольского и антикатолического украинского казачества на украинских этнических землях, которое бы стало опорой империи Романовых наравне с другими существующими казачьими войсками. В качестве обоснования этой идеи черносотенцев следует помнить, что в начале 20 в. Романовым продолжали верно с оружием в руках служить прямые потомки запорожских казаков в Кубанском казачьем войске.

Волынь не была главной исторической территорией украинских казачьих полков, но тем не менее почаевское отделения Союза русского народа во главе с архимандритом Почаевской лавры Виталием Максименко и волынским архиепископом Антонием Храповицким сделало реальные шаги для «покозачення» Волыни.

Именно по инициативе и под руководством православной церкви и Союза русского народа в 1914 г. был сооружен очень известный сегодня в Украине уникальный церковный мемориал Казацкие могилы под Берестечком. Мемориал был построен на месте проигранной православными казаками Богдана Хмельницкого битвы против польской католической армии 1651 г. Это оказался крайне удачно реализованным проектом создания поклонного места для прославления памяти украинских казаков как борцов за православие против поляков-католиков. Он оказал огромное и несравненно эмоциональное, национальное и политическое влияние на православных украинцев и прежде украинской Волыни.

Воображение волынских украинцев не могли не поразить многотысячные траурные богослужения и манифестации на поле битвы с участием многих священников. Призывы священников защитить православие и самих себя от католицизма и поляков звучали в храме под открытым небом и перед алтарем над могилой погибших в битве. Участники богослужений могли посетить места казацких подвигов, увидеть казачьи могильные кресты и поклониться казацким остаткам в священном церковном подземелье. Ничто не могло ощутимо способствовать усилению национального самосознания большинства неграмотных волынских крестьян, чем их личная встреча с порубленными польскими саблями и продырявленными пулями католических врагов священными костями героических предков, погибших в битве, защищая православную веру и национальные интересы малороссов-украинцев.

Мощности эмоциональному воздействию от поклонения погибшим казакам придавало то, что эти самые поляки-католики продолжали владеть до половины всех земель Волыни и претендовали на принадлежность Волыни в Польшу.

Участники черносотенных и православных манифестаций в Берестечке сталкивались не только с казачьим прошлым, но и с живым казачьим настоящим. Деньги на мемориал собирали в Кубанском и Донском казачьих войсках, отряды которых 1914 принимали участие в торжественном параде к открытию церкви-памятника. На колокольню храма был поднят специально отлитый 14-тонный военный казачий колокол.

Союз русского народа и созданный им мемориал в Берестечко оказывал на волынских украинцев влияние такого же характера, которое стремилось производить и украинское движение. Об этом прямо свидетельствует, что эстафету организации черносотенных мероприятий в Берестечко после 1920 г. немедленно подхватили участники украинского движения. А в 1930-е гг. организацию украинских молодежных патриотических манифестаций в Берестечке взяла в свои руки Организация украинских националистов (ОУН). Организованные в 1920-1930-е гг. в Берестечке украинскими националистами траурные митинги-богослужения по-прежнему проводила православная церковь, а в самом мемориале продолжал действовать православный монастырь.

Несомненно, что черносотенная «казачья» агитация повлияла на создание в 1920-1930-х гг. на Волыни нескольких украинских милитаристских подпольных организаций казацкого типа. Интересный факт, что первое украинское военное формирование на Волыни, что начало 1941 бороться за украинскую независимость, было назван Полесской Сечью. То есть полностью в русле казацкой традиции, получившей широкую поддержку на Волыни во многом благодаря черносотенцам. Также стоит отметить, что близка к украинской национальной идеологии бурная активность православной церкви и Союза русского народа на Волыни не могла не повлиять на твердую приверженность православию украинского национального движения на Западной Волыни в 1920-1939 гг. во время вхождения ее в Польшу. Защита православной веры и православной церкви стал характерной чертой волынского варианта западноукраинского национализма.

Историческая пропаганда православной церкви и черносотенного движения на Волыни была близка к украинской концепции национальной истории не только в прославлении казачества как защитника православия. О своеобразии подхода волынского православного духовенства в историю свидетельствует прославление ею как борцов за православие династии князей Острожских, владевших значительной частью Волыни в 15-17 вв. Подчиненным лидера волынских черносотенцев волынского архиепископа Антония Храповицкого был настоятель Богоявленского собора в Остроге Михаил Тучемский. В 1909-1916 годах он создал в Остроге православное религиозно-просветительское, благотворительное и научно-краеведческое Братство Острожских князей, реставрировал замок князей, создал в нем музеи и организовал торжественные мероприятия в честь их памяти. Такое прославление князей Острожских выглядит довольно странно с позиции истории российско-украинских и российско-польских отношений. Поскольку православные князья Острожские воевали против Московского государства во многих российско-литовских и российско-польских войнах и получали многочисленные победы над московским войском.

Материальные льготы по национальному и религиозному признаку

Успеха национальной малороссийской черносотенной пропаганды на украинских землях и на Волыни способствовало не только обращение к теме православия и местной истории. Усилению национального самосознания волынских украинцев сильно помогали попытки реализации социальной и экономической программы Союза русского народа.

Православные священники, которые руководили Союзом на Волыни и в других украинских регионах, пошли гораздо дальше пункта общероссийской программы о выкупе государством помещичьих земель и их продажа по льготной цене малоземельным крестьянам. Они стали призывать передать православным крестьянам земли помещиков-поляков по национальному и религиозному признаку, что встретило незамедлительный почти восторженный отклик крестьян и особенно ускорило количественный рост Черной сотни. Вступать в Союз русского народа могли целыми селами.

Осознание национальной принадлежности к титульному православному народу Малороссии-Украины стало означать для украинских крестьян возможность получить конкретную выгоду. Крестьяне начали объединяться в рамках Союза русского народа не только в надежде получить помещичью землю, но и с целью использовать организацию как аналог профсоюза.

Через Союз русского народа крестьяне стремились навязать взаимодействие с царской властью и заручиться их поддержкой в достижении лучших условий оплаты труда в помещичьих хозяйствах, в отказе уплаты земских денежных сборов, а также в имущественных спорах с помещиками. Усилению национального самосознания украинских крестьян также способствовали действия Союза по защите их экономических интересов и ликвидации посредничества еврейских торговцев в экономических связях украинского села с окружающим миром.

Кроме широко известной жесткой антиеврейской риторике и лозунгов, в период между революцией 1905-1907 гг и началом I Мировой войны черносотенцы были одними из самых активных организаторов кооперативного движения на украинских землях. В 1912 г. из 204 имеющихся в огромной Волынской губернии кооперативов 24 были организованы непосредственно Почаевским Союзом русского народа. Черносотенных позиций могли соблюдать еще много кооператоров из 140 кооперативов, созданных частными лицами. Кооперация на украинских землях сыграла одну из главных ролей в политической самоорганизации украинцев и борьбе за украинскую независимость в 1917-1920 гг.

Черносотенное движение и православная церковь

Такой эффект деятельности Союза русского народа на украинских землях был обусловлен не только стремлением царской власти и православной церкви сохранить свое влияние над этническими украинцами. В немалой степени этому способствовала и личная малороссийско-украинская патриотическая позиция значительной части руководства православной церкви и духовенства. Православные епископы и духовенство украинского происхождения контролировали большую часть низовых организаций Союза и почти полностью контролировали его деятельность в некоторых украинских регионах, одним из которых была Волынь.

Наиболее яркий пример – это судьба и личная позиция одного из черносотенных руководителей на Волыни кременецкого епископа Никона Бессонова, который участвовал в создании казацкого мемориала в Берестечко. Будучи избранным в 4-й Российской Государственной думы 1912 г., епископ потребовал радикальных земельных преобразований в пользу крестьян, критиковал правительство за его крестьянскую политику, выступил против обвинений евреев в человеческих жертвоприношениях и с парламентской трибуны выступил за использование украинского языка в школьном преподавании на украинских этнических землях. В январе 1918 г. Никон Бессонов стал министром вероисповеданий в Украинской Центральной Раде.

Близость к украинским идей обнаружил и уроженец Кременецкого уезда, священник Дамиан Герштанський, выбранный в депутаты 2-й Государственной думы. Он не мог бы быть избранным от Волыни, если бы не поддерживал черносотенный движение и был против черносотенного руководства епархии. Священник участвовал в заседаниях украинской фракции Российского парламента и на ее последнем заседании в 1907 г. заявил, «что не может погибнуть народное дело и что борьба за него должна закончиться победой». В 1922 г. уже во II Речи Посполитой Дамиан Герштанський был избран волынскими украинцами в Сенат Польши и вошел в состав Украинской парламентской репрезентации.

Близким к украинским идеям оказался и уже упоминавшийся выше в связи с прославлением памяти князей Острожских священник Михаил Тучемский. В 1918 г. он принял участие в работе Всеукраинского православного церковного собора в Киеве. В 1920-1930-е как один из руководителей православной церкви в Волынском воеводстве Польши был близким соратником украинизированного архиепископа Волынского и кременецкого Алексея Громадского. Известна его публикация на украинском языке, вышедшей в 1938 г. «Жизнь и деятельность святого равноапостольного князя Владимира и крещения при нем Руси-Украины». Приверженность украинской идеи продемонстрировал и издатель Евангелия на украинский язык по инициативе обер-прокурора Синода Константина Победоносцева епископ Парфений Левицкий. В 1920 г. он поддержал создание Украинской автокефальной православной церкви и рукоположил для нее 30 священников.

Указанные факты позволяют достаточно обоснованно утверждать, что Союз русского народа на украинских землях можно рассматривать как часть истории украинского национального движения. Как и большинство участников украинского движения в Галичине в 1918 г., черносотенцы малороссийской ориентации были монархистами. За преданность Габсбургам украинских галичан-русинов называли «тирольцами востока», за российской границей черносотенцы-малороссы были так же верны Романовым.

Подавляющее большинство этнических украинцев Российской империи, которые принимали участие в борьбе за украинскую независимость в 1917-1924 гг., до этого были вне официального влиянием украинского движения, не называли себя украинцами и большей частью даже не были затронуты пропагандой признанных украинофилов. Но зато они могли признавать себя малороссами или даже хохлами и без проблем могли ознакомится с черносотенными национальными идеями.
© http://imperialcommiss.livejournal.com || © http://antiglobalism.blogspot.com

Союз русского народа был крупнейшей общественной, политической и национальной организацией на украинских этнических землях Российской империи до 1917 г., которая способствовала развитию современного национального самосознания украинского. Малороссийская пропаганда Союза русского народа во многом способствовала успеху украинского движения 1917-го. Людей с более развитой малороссийском самосознанием не так уж сложно было убедить, что они украинцы и должны поддержать украинскую независимость. После 1917 г. монархии Романовых больше не существовало, и они должны были решить, что делать дальше. История украинского национального движения в Российской империи до 1917 г. охватывает много политических и общественных сил, которые теперь считаются русскими. Союз русского народа на украинских землях – одна из них.

KRYPTOCIDE