Среди причин гибели лайнера «Когалымавиа» появилась экзотическая версия о кибератаке. Якобы террористы или некие спецслужбы взорвали А-321 с земли через интернет. Возможно ли такое? «Комсомолка» поговорила с экспертом в сфере информационных технологий, преподавателем Академии информационных систем Еленой Лариной.
— Катастрофа самолета российской авиакомпании над Синаем не только унесла жизни сотен людей, принесла горе тысячам и вызвала сочувствие миллионов. Но и заставила задуматься над очень серьезными вопросами безопасности полетов.
Газеты, радио, телевидение, блогосфера, обычные люди в разговорах продолжают жарко обсуждать причины катастрофы. Понятно, что любое обсуждение — не более, чем высказывание личного мнения. Выводы могут сделать только специалисты. Чтобы выявить причины авиационных катастроф, недостаточно расшифровать «черные ящики», внимательно исследовать обломки. Для этого мало проанализировать сохранившиеся записи разговоров, и даже спутниковые снимки. Сегодня обязательно проводятся так называемые «натурные» и вычислительные имитационные эксперименты, моделирующие катастрофу. Лучше всего это делают те, кто так или иначе связан с соответствующими летательными аппаратами. Вполне очевидно, что российско-египетской комиссии по выяснению причин крушения А321 предстоит огромная, длительная и скрупулезная работа.
Мир, в котором мы живем, необратимо изменился. Об этом надо знать и это надо принимать во внимание не только политикам, военным, разведчикам, но и простым гражданам, обывателям.
Традиционно воздушные происшествия связывают со вполне определенным перечнем причин. Первая группа — разного рода технические неисправности, ненадлежащее обслуживание воздушного судна, нарушение правил авиационной и эксплуатационной безопасности.
Многие катастрофы случились из-за того, что владельцы, персонал авиакомпаний, а также наземные службы халатно относились к своим обязанностям и выпускали в воздух неисправные самолеты. Бывали случаи использования некачественного топлива. Некоторые серьезные катастрофы произошли из-за того, что в двигатель попали птицы.
В этом же ряду причин — изношенность авиапарка. Как правило, в тех странах, где авиакомпании используют не отечественные, а импортные лайнеры, приобретенные по дешевке, а потому уже имевшие долгий срок эксплуатации, да и обслуживавшиеся с нарушениями регламента.
— Россия, увы, входит в число этих стран. Взорвавшийся над Синаем аэробус за 18 лет сменил пять хозяев. До России имел азиатскую прописку. Разбившийся в 2013 г в Казани Боинг и вовсе семь владельцев сменил за 23 года. Сначала 2 французских компании, потом Уганда, Бразилия, Румыния, Болгария. И лишь на 18 году эксплуатации попал по дешевке в лизинг в Россию.
— Вторая группа катастроф — человеческий фактор. Во всех видах транспорта, начиная от железных дорог, заканчивая авиацией, многие крушения и смерть людей связаны с ошибками пилотов самолетов, капитанов кораблей, машинистов поездов и т.п. Часто эти ошибки порождены сложными погодными условиями. В других случаях — недостаточной квалификацией персонала. Иногда, особенно в небольших частных компаниях, роковые ошибки совершаются из-за поистине варварского графика эксплуатации самолетов и сверхнагрузок на летный состав, включая не только пилотов, но бортинженеров и т.п.
Наконец, третья группа, к которой всегда привлекается наибольшее внимание — катастрофы в результате терактов. Как правило, они делятся на три составляющих. Первая, наиболее распространенная — взрывчатые вещества на борту, в багаже пассажиров. Иногда взрывчатку доставляют террористы-смертники, попавшие на борт как обычные пассажиры.
— В 2004 г смертницы Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова взорвали одновременно Ту-154 и Ту-134.
— Однако в последние годы таких случаев стало в разы меньше, чем раньше. В решающей степени это связано с тем, что правоохранительные органы, и Россия является здесь одним из лидеров, получили в свое распоряжение мощные и эффективные средства предполетного контроля пассажиров и багажа. Еще более редки случаи атаки террористов на воздушные лайнеры при помощи ракет земля-воздух. Даже зафиксированные, как правило, относятся к фазам взлета и посадки, когда ракеты могут сбить самолет на низкой высоте. Средств поразить гражданские самолеты на крейсерском курсе в установленных высотных коридорах у террористов на сегодняшний день, скорее всего, нет.
В последнее время террористы, столкнувшись со сложностями в доставке взрывчатки на борт в багаже, а также смертников-камикадзе, изменили тактику. Стали проводить тщательно спланированные, сложные, требующие длительного времени спецоперации. Это предполагает внедрение агентов в службы безопасности, управления полетов, а также вербовку лиц, связанных с погрузкой багажа, заправкой воздушного судна. В таких случаях главный агент обеспечивает прикрытие, а исполнитель доставляет на борт взрывчатку. Разными способами.
В большинстве стран мира спецслужбы, прекрасно понимая опасность нового вида терроризма, оснастили аэропорты мощнейшими системами видеонаблюдения, предполетного технического контроля и повседневной многоэтапной проверки персонала. Однако, прямо скажем, такие системы требуют не только затрат больших денег, но и высокого технического уровня персонала для их эксплуатации. Они установлены и действуют в крупных аэропортах России, Америки, Европы, многих стран Азии, в фешенебельных курортных центрах. Действуют ли они в аэропортах, обслуживающих недорогие курорты, ответить не могу, просто не знаю.
— Намекаете на аэропорт Шарм-эль- Шейха, откуда вылетел в последний рейс аэробус?
— Без комментариев. Будучи хорошо осведомлена о законах современного мира, могу лишь с уверенностью сказать, что даже если они там и есть, то не могут не уступать подобным системам контроля в технологически развитых государствах и аэропортах, обслуживающих ежедневно богатых и верхнюю часть среднего класса планеты.
Раньше этим перечнем причин катастроф все и исчерпывалось. Однако сегодня ситуация разительно изменилась. В прошлом году в Соединенных Штатах вышла книга, сразу же ставшая международным бестселлером — «Future crime» («Будущее преступности»). Написал ее Марк Гудман.
— Что за специалист?
— Он прошел путь от рядового полицейского до одного из руководителей полиции крупнейшего американского мегаполиса, сотрудничал с АНБ и ФБР, представлял США в Интерполе. В последние годы — профессор Университета Сингулярности, созданного на территории НАСА корпорацией Google.
— Серьезный автор!
— Помимо прочего, в книге М.Гудмана есть раздел, в котором описываются принципиально новые виды кибертерроризма. И «почетное место» здесь занимает именно воздушный кибертерроризм.
— Мы писали про специалиста по компьютерной безопасности, сооснователя компании One World Labs Криса Робертса.
Он смог взломать электронную систему летящего Boeing 737-800 и поменять алгоритм работы одного из двигателей. Сделал это, чтобы наглядно показать уязвимость в управлении современным воздушным судном. Крис утверждает, что, сидя на пассажирском месте, через медиасистему можно забраться в кабину пилотов.
— Действительно, уже сегодня развитие информационно-телекоммуникационных технологий, сложность компьютерных вирусов и так называемых боевых, поражающих программных платформ позволяют уничтожать самолеты, маскируя это под авиакатастрофы по техническим причинам.
-— Крис Робертс назвал уязвимые для кибертеррористов лайнеры: Boeing 737-800, 737-900, 757-200 и Airbus A320s. Эксперты добавили в этот список Boeing 787 Dreamliner, Airbus A350 и A380, перенасыщенные электроникой. В некоторых системах управления лайнерами используют те же протоколы беспроводной передачи данных, какими пользуются на борту пассажиры, чтобы выйти в интернет.
— До сих пор многие полагают, что такого рода катастрофы кибертеррористы могут устроить исключительно при помощи неотключенных компьютеров и смартфонов пассажиров авиарейсов. Это совершенно не так. Хотя, например, в Америке 90% айфонов инфицировано, они не представляют угрозу на борту. Авионика самолета никоим образом не связана с пользовательской электроникой. В подавляющем большинстве случаев она никак не связана и с самим Интернетом.
— И как же тогда функционирует?
— Она завязана на внутренние сети авиакомпаний и специальные защищенные сети аэропортов, диспетчерских служб. Однако М.Гудман в своей книге описал случаи проникновения реальных хакеров в защищенные сети аэропортов и диспетчерских служб за последние пять лет. Задолго до вашего Криса Робертса. Причем, было не просто проникновение, а инфицирование сетей этих служб шпионскими программами.
— Слежка?
— Применительно к компьютерному оружию в рамках одной программной платформы могут быть размещены и шпионские и поражающие модули. В чем их опасность. Информация М.Гудмана доказывает, что даже в Соединенных Штатах аэропорты уязвимы для террористов. Они могут не только натворить самые страшные беды в самом аэропорту, например, наяву реализовать блокбастер «Крепкий орешек», но через наземные сети проникнуть в авионику самолета и совершить диверсию.
— Подробнее можно?
— Не буду описывать, как происходило проникновение хакеров в авиасистемы в Соединенных Штатах. На мой взгляд, книга М.Гудмана при всей ее увлекательности не должна была выходить в открытой печати ни в США, нигде в мире.
— А в России вышла?
— К счастью, нет.
— Вернемся к воздушному кибертерроризму. Слухи ходят разные. Мол, хакеры могут с земли проникнуть через интернет в системы управления самолетом и взорвать его на большой высоте, как это случилось с А-321. Или сделать неуправляемым для экипажа, вогнать в штопор и сбросить на землю. Не надо никаких ракет, взрывчатки.
Другой вариант, очень модный среди конспирологов: якобы западные спецслужбы устраивают особые «закладки» в Боингах, Аэробусах. В нужный момент можно активировать эти «закладки» и самолет взорвется. А причины для взрыва лайнера есть. Например, нарушить нынешние слишком дружеские связи между Россией и Египтом. Или ударить по туризму египетскому, чтобы бюджет друга России сократился. А россияне пусть больше летают на отдых в Турцию — член НАТО, Европу, пополняя бюджет союзников США.
Наших туристов, взявших путевки в Египет, начали уже отправлять на берег турецкий. А египтяне подсчитали: если вопрос с приостановкой полетов не разрешится благополучно в ближайшие дни, Египет за год потеряет около 2 миллиардов баксов. Можно якобы с помощью «закладок» перехватить управление лайнером и бросить его как смертоносную ракету на вражеские стратегические объекты, АЭС… Как это было 11 сентября с башнями-близнецами. И не надо проникать на борт, захватывать самолет.
— Это все «страшилки» вчерашнего дня. Буквально в последний год ситуация еще более ухудшилась. Выяснилась поистине устрашающая вещь. Ряд стран — на сегодня известны США, Израиль и Германия — смогли разработать боевые компьютерные средства, которые инфицируют управляющие блоки разных систем, включая самолеты, даже без проникновения в них по сетям.
— А как тогда?
— Через акустическую и оптическую среду. Проще говоря, через свет и звук. Даже если самолет, корабль или автомобиль имеет в себе электронные компоненты, управляющие теми или иными процессами, и при этом никак не связан с Интернетом, закрытыми сетями, зловредные вирусы могут проникнуть в него и вывести из строя при помощи света и звука.
— Позвольте, разве такое возможно? Проникнуть без Интернета?
— А что такое Интернет? Волшебник? Электронные сигналы передаются от компьютера к серверу через электромагнитное поле, только и всего. Есть радиоволны, световые волны, звуковые…В 80-е годы прошлого века академик АМН СССР, медик, биофизик Влаиль Казначеев в сотнях опытов доказал — оптическая среда переносит информацию. Он ставил на определенном расстоянии друг от друга пробирки. В одних размещал здоровые микроорганизмы, а в других — больные. Через некоторое время во всех случаях здоровыми микроорганизмами овладевал тот же недуг, что и больными. Хотя они не контактировали. Казалось бы, причем здесь микроорганизмы, когда речь идет о компьютерных вирусах, передаваемых через акустическую и оптическую среду. На самом деле все просто. Здоровые микроорганизмы заболевали вследствие передачи информации от недужных собратьев. А любые программы, управляющие системами жизнеобеспечения самолетов, кораблей, автомобилей, да и сами компьютерные вирусы, это, в конечном счете, не что иное, как информация.
Мы привыкли говорить о киберпространстве, не задумываясь о том, что это просто метафора. Никакого киберпространства нет в природе. Как нет отдельно звукового пространства, светового и т.п. Есть просто пространство, в котором мы живем.
— А все остальное — от лукавого, хотите сказать?
— От науки! Разные ученые «вырезают» свои кусочки этой реальности и внимательно изучают. Одни — электромагнитные волны, другие — свет, третьи — звук…. А в реальности все они взаимодействуют между собой и представляют тот мир, в котором мы живем. Вот теперь исследователи, разработчики нашли способ одной средой воздействовать на другую, и тем самым на информацию. Среда — это просто способ передачи информации, и ничего больше.
— А как на практике будут «сбивать» световым, звуковым кибероружием летящий высоко в небесах самолет?
— Если честно, не знаю. Да, я читала о результатах исследований в книге того же М.Гудмана, в специальных журналах, посвященных кибервооружениям и хакерству. Но как практически это будет «стрелять» — большой секрет. Его не раскрывают. Ясно одно — это будет не громоздкий гиперболоид инженера Гарина, а нечто компактное в духе нашего времени.
Такова, увы, суровая реальность нашего мира.
— А можно ли определить, что использовалось именно кибероружие и с чьей стороны конкретно? В случае с гибелью лайнера над Синаем, например? Слухи об этом уже ходят.
— Важное свойство кибервойн — они анонимны! Некому предъявить официальные обвинения. Одно из главных искусств хакеров — маскировка своего присутствия. Важнейший компонент любого серьезного кибероружия — модуль, имитирующий его применение под различного рода технические отказы, ошибки человека, износ механизмов и т.п. Я уже как-то рассказывала, что важному чиновнику, имеющему современный кардиостимулятор, можно на расстоянии остановить сердце. Шел человек и упал замертво. Никаких следов хакеров. «Мотор отказал!». Или устроить взрыв дома якобы от утечки бытового газа. То же и с самолетом. И неважно, через Интернет устроили катастрофу лайнера, светом, звуком…
Так что в нашем мире, когда речь заходит о катастрофах, всегда надо помнить о новых возможностях террористов. Поэтому борьба с терроризмом – важнейшая государственная и международная задача. С террористами нельзя договориться. Их необходимо превентивно уничтожать.
— Выходит, кибертеррористы могут взять на мушку любой самолет? Пусть не сегодня, но в ближайшее время. Оставь надежду, всяк в него входящий?
— Вся история оружия и военного искусства показывает: на каждый меч находится свой щит. У российских математиков и специалистов IT индустрии уже есть конкретные предложения, как защититься от нового киберпрограммного, кибероптического и киберзвукового оружия. Но необходимо понимать, каждое такое решение требует максимальной мобилизации усилий и затрат ресурсов. Наша не только национальная, но и личная безопасность в воздухе, на воде, земле стоит денег…
— Катастрофа самолета российской авиакомпании над Синаем не только унесла жизни сотен людей, принесла горе тысячам и вызвала сочувствие миллионов. Но и заставила задуматься над очень серьезными вопросами безопасности полетов.
Газеты, радио, телевидение, блогосфера, обычные люди в разговорах продолжают жарко обсуждать причины катастрофы. Понятно, что любое обсуждение — не более, чем высказывание личного мнения. Выводы могут сделать только специалисты. Чтобы выявить причины авиационных катастроф, недостаточно расшифровать «черные ящики», внимательно исследовать обломки. Для этого мало проанализировать сохранившиеся записи разговоров, и даже спутниковые снимки. Сегодня обязательно проводятся так называемые «натурные» и вычислительные имитационные эксперименты, моделирующие катастрофу. Лучше всего это делают те, кто так или иначе связан с соответствующими летательными аппаратами. Вполне очевидно, что российско-египетской комиссии по выяснению причин крушения А321 предстоит огромная, длительная и скрупулезная работа.
Мир, в котором мы живем, необратимо изменился. Об этом надо знать и это надо принимать во внимание не только политикам, военным, разведчикам, но и простым гражданам, обывателям.
Традиционно воздушные происшествия связывают со вполне определенным перечнем причин. Первая группа — разного рода технические неисправности, ненадлежащее обслуживание воздушного судна, нарушение правил авиационной и эксплуатационной безопасности.
Многие катастрофы случились из-за того, что владельцы, персонал авиакомпаний, а также наземные службы халатно относились к своим обязанностям и выпускали в воздух неисправные самолеты. Бывали случаи использования некачественного топлива. Некоторые серьезные катастрофы произошли из-за того, что в двигатель попали птицы.
В этом же ряду причин — изношенность авиапарка. Как правило, в тех странах, где авиакомпании используют не отечественные, а импортные лайнеры, приобретенные по дешевке, а потому уже имевшие долгий срок эксплуатации, да и обслуживавшиеся с нарушениями регламента.
— Россия, увы, входит в число этих стран. Взорвавшийся над Синаем аэробус за 18 лет сменил пять хозяев. До России имел азиатскую прописку. Разбившийся в 2013 г в Казани Боинг и вовсе семь владельцев сменил за 23 года. Сначала 2 французских компании, потом Уганда, Бразилия, Румыния, Болгария. И лишь на 18 году эксплуатации попал по дешевке в лизинг в Россию.
— Вторая группа катастроф — человеческий фактор. Во всех видах транспорта, начиная от железных дорог, заканчивая авиацией, многие крушения и смерть людей связаны с ошибками пилотов самолетов, капитанов кораблей, машинистов поездов и т.п. Часто эти ошибки порождены сложными погодными условиями. В других случаях — недостаточной квалификацией персонала. Иногда, особенно в небольших частных компаниях, роковые ошибки совершаются из-за поистине варварского графика эксплуатации самолетов и сверхнагрузок на летный состав, включая не только пилотов, но бортинженеров и т.п.
Наконец, третья группа, к которой всегда привлекается наибольшее внимание — катастрофы в результате терактов. Как правило, они делятся на три составляющих. Первая, наиболее распространенная — взрывчатые вещества на борту, в багаже пассажиров. Иногда взрывчатку доставляют террористы-смертники, попавшие на борт как обычные пассажиры.
— В 2004 г смертницы Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова взорвали одновременно Ту-154 и Ту-134.
— Однако в последние годы таких случаев стало в разы меньше, чем раньше. В решающей степени это связано с тем, что правоохранительные органы, и Россия является здесь одним из лидеров, получили в свое распоряжение мощные и эффективные средства предполетного контроля пассажиров и багажа. Еще более редки случаи атаки террористов на воздушные лайнеры при помощи ракет земля-воздух. Даже зафиксированные, как правило, относятся к фазам взлета и посадки, когда ракеты могут сбить самолет на низкой высоте. Средств поразить гражданские самолеты на крейсерском курсе в установленных высотных коридорах у террористов на сегодняшний день, скорее всего, нет.
В последнее время террористы, столкнувшись со сложностями в доставке взрывчатки на борт в багаже, а также смертников-камикадзе, изменили тактику. Стали проводить тщательно спланированные, сложные, требующие длительного времени спецоперации. Это предполагает внедрение агентов в службы безопасности, управления полетов, а также вербовку лиц, связанных с погрузкой багажа, заправкой воздушного судна. В таких случаях главный агент обеспечивает прикрытие, а исполнитель доставляет на борт взрывчатку. Разными способами.
В большинстве стран мира спецслужбы, прекрасно понимая опасность нового вида терроризма, оснастили аэропорты мощнейшими системами видеонаблюдения, предполетного технического контроля и повседневной многоэтапной проверки персонала. Однако, прямо скажем, такие системы требуют не только затрат больших денег, но и высокого технического уровня персонала для их эксплуатации. Они установлены и действуют в крупных аэропортах России, Америки, Европы, многих стран Азии, в фешенебельных курортных центрах. Действуют ли они в аэропортах, обслуживающих недорогие курорты, ответить не могу, просто не знаю.
— Намекаете на аэропорт Шарм-эль- Шейха, откуда вылетел в последний рейс аэробус?
— Без комментариев. Будучи хорошо осведомлена о законах современного мира, могу лишь с уверенностью сказать, что даже если они там и есть, то не могут не уступать подобным системам контроля в технологически развитых государствах и аэропортах, обслуживающих ежедневно богатых и верхнюю часть среднего класса планеты.
Раньше этим перечнем причин катастроф все и исчерпывалось. Однако сегодня ситуация разительно изменилась. В прошлом году в Соединенных Штатах вышла книга, сразу же ставшая международным бестселлером — «Future crime» («Будущее преступности»). Написал ее Марк Гудман.
— Что за специалист?
— Он прошел путь от рядового полицейского до одного из руководителей полиции крупнейшего американского мегаполиса, сотрудничал с АНБ и ФБР, представлял США в Интерполе. В последние годы — профессор Университета Сингулярности, созданного на территории НАСА корпорацией Google.
— Серьезный автор!
— Помимо прочего, в книге М.Гудмана есть раздел, в котором описываются принципиально новые виды кибертерроризма. И «почетное место» здесь занимает именно воздушный кибертерроризм.
— Мы писали про специалиста по компьютерной безопасности, сооснователя компании One World Labs Криса Робертса.
Он смог взломать электронную систему летящего Boeing 737-800 и поменять алгоритм работы одного из двигателей. Сделал это, чтобы наглядно показать уязвимость в управлении современным воздушным судном. Крис утверждает, что, сидя на пассажирском месте, через медиасистему можно забраться в кабину пилотов.
— Действительно, уже сегодня развитие информационно-телекоммуникационных технологий, сложность компьютерных вирусов и так называемых боевых, поражающих программных платформ позволяют уничтожать самолеты, маскируя это под авиакатастрофы по техническим причинам.
-— Крис Робертс назвал уязвимые для кибертеррористов лайнеры: Boeing 737-800, 737-900, 757-200 и Airbus A320s. Эксперты добавили в этот список Boeing 787 Dreamliner, Airbus A350 и A380, перенасыщенные электроникой. В некоторых системах управления лайнерами используют те же протоколы беспроводной передачи данных, какими пользуются на борту пассажиры, чтобы выйти в интернет.
— До сих пор многие полагают, что такого рода катастрофы кибертеррористы могут устроить исключительно при помощи неотключенных компьютеров и смартфонов пассажиров авиарейсов. Это совершенно не так. Хотя, например, в Америке 90% айфонов инфицировано, они не представляют угрозу на борту. Авионика самолета никоим образом не связана с пользовательской электроникой. В подавляющем большинстве случаев она никак не связана и с самим Интернетом.
— И как же тогда функционирует?
— Она завязана на внутренние сети авиакомпаний и специальные защищенные сети аэропортов, диспетчерских служб. Однако М.Гудман в своей книге описал случаи проникновения реальных хакеров в защищенные сети аэропортов и диспетчерских служб за последние пять лет. Задолго до вашего Криса Робертса. Причем, было не просто проникновение, а инфицирование сетей этих служб шпионскими программами.
— Слежка?
— Применительно к компьютерному оружию в рамках одной программной платформы могут быть размещены и шпионские и поражающие модули. В чем их опасность. Информация М.Гудмана доказывает, что даже в Соединенных Штатах аэропорты уязвимы для террористов. Они могут не только натворить самые страшные беды в самом аэропорту, например, наяву реализовать блокбастер «Крепкий орешек», но через наземные сети проникнуть в авионику самолета и совершить диверсию.
— Подробнее можно?
— Не буду описывать, как происходило проникновение хакеров в авиасистемы в Соединенных Штатах. На мой взгляд, книга М.Гудмана при всей ее увлекательности не должна была выходить в открытой печати ни в США, нигде в мире.
— А в России вышла?
— К счастью, нет.
— Вернемся к воздушному кибертерроризму. Слухи ходят разные. Мол, хакеры могут с земли проникнуть через интернет в системы управления самолетом и взорвать его на большой высоте, как это случилось с А-321. Или сделать неуправляемым для экипажа, вогнать в штопор и сбросить на землю. Не надо никаких ракет, взрывчатки.
Другой вариант, очень модный среди конспирологов: якобы западные спецслужбы устраивают особые «закладки» в Боингах, Аэробусах. В нужный момент можно активировать эти «закладки» и самолет взорвется. А причины для взрыва лайнера есть. Например, нарушить нынешние слишком дружеские связи между Россией и Египтом. Или ударить по туризму египетскому, чтобы бюджет друга России сократился. А россияне пусть больше летают на отдых в Турцию — член НАТО, Европу, пополняя бюджет союзников США.
Наших туристов, взявших путевки в Египет, начали уже отправлять на берег турецкий. А египтяне подсчитали: если вопрос с приостановкой полетов не разрешится благополучно в ближайшие дни, Египет за год потеряет около 2 миллиардов баксов. Можно якобы с помощью «закладок» перехватить управление лайнером и бросить его как смертоносную ракету на вражеские стратегические объекты, АЭС… Как это было 11 сентября с башнями-близнецами. И не надо проникать на борт, захватывать самолет.
— Это все «страшилки» вчерашнего дня. Буквально в последний год ситуация еще более ухудшилась. Выяснилась поистине устрашающая вещь. Ряд стран — на сегодня известны США, Израиль и Германия — смогли разработать боевые компьютерные средства, которые инфицируют управляющие блоки разных систем, включая самолеты, даже без проникновения в них по сетям.
— А как тогда?
— Через акустическую и оптическую среду. Проще говоря, через свет и звук. Даже если самолет, корабль или автомобиль имеет в себе электронные компоненты, управляющие теми или иными процессами, и при этом никак не связан с Интернетом, закрытыми сетями, зловредные вирусы могут проникнуть в него и вывести из строя при помощи света и звука.
— Позвольте, разве такое возможно? Проникнуть без Интернета?
— А что такое Интернет? Волшебник? Электронные сигналы передаются от компьютера к серверу через электромагнитное поле, только и всего. Есть радиоволны, световые волны, звуковые…В 80-е годы прошлого века академик АМН СССР, медик, биофизик Влаиль Казначеев в сотнях опытов доказал — оптическая среда переносит информацию. Он ставил на определенном расстоянии друг от друга пробирки. В одних размещал здоровые микроорганизмы, а в других — больные. Через некоторое время во всех случаях здоровыми микроорганизмами овладевал тот же недуг, что и больными. Хотя они не контактировали. Казалось бы, причем здесь микроорганизмы, когда речь идет о компьютерных вирусах, передаваемых через акустическую и оптическую среду. На самом деле все просто. Здоровые микроорганизмы заболевали вследствие передачи информации от недужных собратьев. А любые программы, управляющие системами жизнеобеспечения самолетов, кораблей, автомобилей, да и сами компьютерные вирусы, это, в конечном счете, не что иное, как информация.
Мы привыкли говорить о киберпространстве, не задумываясь о том, что это просто метафора. Никакого киберпространства нет в природе. Как нет отдельно звукового пространства, светового и т.п. Есть просто пространство, в котором мы живем.
— А все остальное — от лукавого, хотите сказать?
— От науки! Разные ученые «вырезают» свои кусочки этой реальности и внимательно изучают. Одни — электромагнитные волны, другие — свет, третьи — звук…. А в реальности все они взаимодействуют между собой и представляют тот мир, в котором мы живем. Вот теперь исследователи, разработчики нашли способ одной средой воздействовать на другую, и тем самым на информацию. Среда — это просто способ передачи информации, и ничего больше.
— А как на практике будут «сбивать» световым, звуковым кибероружием летящий высоко в небесах самолет?
— Если честно, не знаю. Да, я читала о результатах исследований в книге того же М.Гудмана, в специальных журналах, посвященных кибервооружениям и хакерству. Но как практически это будет «стрелять» — большой секрет. Его не раскрывают. Ясно одно — это будет не громоздкий гиперболоид инженера Гарина, а нечто компактное в духе нашего времени.
Такова, увы, суровая реальность нашего мира.
— А можно ли определить, что использовалось именно кибероружие и с чьей стороны конкретно? В случае с гибелью лайнера над Синаем, например? Слухи об этом уже ходят.
— Важное свойство кибервойн — они анонимны! Некому предъявить официальные обвинения. Одно из главных искусств хакеров — маскировка своего присутствия. Важнейший компонент любого серьезного кибероружия — модуль, имитирующий его применение под различного рода технические отказы, ошибки человека, износ механизмов и т.п. Я уже как-то рассказывала, что важному чиновнику, имеющему современный кардиостимулятор, можно на расстоянии остановить сердце. Шел человек и упал замертво. Никаких следов хакеров. «Мотор отказал!». Или устроить взрыв дома якобы от утечки бытового газа. То же и с самолетом. И неважно, через Интернет устроили катастрофу лайнера, светом, звуком…
Так что в нашем мире, когда речь заходит о катастрофах, всегда надо помнить о новых возможностях террористов. Поэтому борьба с терроризмом – важнейшая государственная и международная задача. С террористами нельзя договориться. Их необходимо превентивно уничтожать.
— Выходит, кибертеррористы могут взять на мушку любой самолет? Пусть не сегодня, но в ближайшее время. Оставь надежду, всяк в него входящий?
— Вся история оружия и военного искусства показывает: на каждый меч находится свой щит. У российских математиков и специалистов IT индустрии уже есть конкретные предложения, как защититься от нового киберпрограммного, кибероптического и киберзвукового оружия. Но необходимо понимать, каждое такое решение требует максимальной мобилизации усилий и затрат ресурсов. Наша не только национальная, но и личная безопасность в воздухе, на воде, земле стоит денег…