Интерфейс для всей страны. Предлагается электронная монархия


Нынешняя модель управления РФ характеризуется замшелым бюрократизмом. Это признается всеми критиками режима, однако, мало кто из них способен представить действительную альтернативу. Между тем, новейшие технологии позволяют свести роль к бюрократии к минимуму и создать модель эффективного управления.


1. Описание проблемы

Анализ сегодняшнего состояния системы управления государством показывает наличие серьезных системных нарушений. Бюрократическая машина, формировавшаяся изначально как инструмент государственного управления, переродилась в механизм слабо контролируемого потребления государственных ресурсов в частных интересах отдельных ее групп. Успешным можно назвать лишь развитие механизмов ее защиты и самосохранения.

Любая система управления может эффективно работать лишь при соблюдении комплекса обязательных условий:

Наличия актуальной (соответствующей действительности) спецификации объекта управления (определение его границ, компонент и их атрибутов);

― Наличия достоверных механизмов измерения состояний объекта управления;
― Наличия реально принимаемых обществом требуемых состояний объекта управления;
― Наличие специфицированной (описанной) совокупности законов управления;
― Наличие адекватного состояния исполнительных механизмов.

Несовершенство любого из перечисленных элементов отрицательно сказывается на эффективности управления. Данное утверждение одинаково справедливо как для технических, так и организационных систем управления. Это подтверждается и тысячелетней историей российской государственности. Любой процесс, приводящий к нивелированию основных системных условий, немедленно сказывается на эффективности управления. Исправление системных ошибок зачастую требует от общества значительных затрат, как материальных, так и духовных ресурсов.

Тема эффективности государственного управления сегодня с экранов СМИ звучит как набор лозунгов - и не более. Никто не спорит с утверждением, что «хорошо быть здоровым и богатым», вопрос - как это сделать, опираясь на национальное богатство России и ее внутренний потенциал.

На практике воочию наблюдается системный разрыв между объектом управления (реальной жизнью народа) и государственным регулятором. Законотворческий процесс зачастую направлен не на созидание, не на поддержку традиций России, как многонационального государства, а наоборот на ослабление российской государственности в угоду западной либеральной концепции. Инициированная в настоящий момент «борьба» с коррупцией носит исключительно компанейский характер, а здесь требуется системный подход. Без изменения системных настроек данная «борьба» изначально обречена на провал, на смену удаленных коррупционеров придут точно такие же, да еще более подготовленные.

Возникает вопрос - возможно ли осуществить реальное сокращение бюрократической машины и поднять эффективность государственного управления? Ответ - однозначно да!

2. Возможный способ решения проблемы

Рассматриваемое ниже решение лежит в плоскости совершенствования механизмов измерения текущего состояния объектов государственного управления. Замысел проекта состоит в создании общественной сети информационных центров фиксирующих проблемы социума:

― отдельного человека;
― семьи;
― предприятия;
― территории.

Если рассмотреть ныне действующую систему государственного управления с участием более 1,7 млн. (по данным 2009 года) чиновников, можно без особого труда обнаружить следующие системные особенности:

  • система настроена, в основном, на отработку чрезвычайных ситуаций, многообразие которых создает иллюзию наличия полноценного управления;
  • повсеместное использование принципа «разделяй и властвуй» в различных сферах государственного управления;
  • наличие положительной обратной связи в целом ряде контуров управления, делающих систему менее устойчивой и стремящейся в «разнос» даже при незначительных колебаниях мировой социально-экономической системы;
  • законотворчество с осознанным и тонко применяемым принципом двойных стандартов, допускающих их многомерную трактовку;
  • неизбежность слияния партии власти с государством;
  • наличие многоуровневого (сложного) механизма взаимодействия народа с властью, изначально настроенного на отчужденность его от процессов управления;
  • превалирование ведомственных интересов над общегосударственными, и, как следствие, слабая мотивация к эффективному взаимодействию на межведомственном уровне;
  • чрезмерно высокая роль человеческого фактора при принятии решений по конкретным проблемам социума в рамках профессиональной компетенции (или зачастую сверх ее), и как следствие, высокий риск коррумпированности в низовых и средних звеньях системы управления;
  • наличие возможности использования административного ресурса при создании «семейных» (клановых) бизнес -структур различных уровней;
  • наличие отработанных и весьма эффективных механизмов давления на судебную систему государства в личных или семейных интересах;
  • слабая автоматизация процессов сбора и обработки первичной информации, характеризующей состояние государства, и как следствие, низкий уровень достоверности публикуемых оценок состояния системы управления, формируемых, в основном, на основе экспертных заключений ограниченной группы специалистов.

В данном перечне приведены минимальные экспертные утверждения непосредственно или косвенно имеющие отношение к концепции предлагаемого системного решения.

Действительно, примененная в настоящее время в России либеральная (западная) модель государственного управления дает сбои, заметные даже не профессионалам. Вместе с тем, существуют модели государственного управления, базирующиеся на национальной Российской традиции и показывавшие в определенные исторические периоды значительно более существенные результаты развития - и в сфере экономики, и в сфере духовного совершенствования. Цель данного текста - показать возможности усиления традиционных концепций управления - при использовании технических и технологических возможностей сегодняшнего общества. Не сложный анализ данной модели показывает возможность существенного снижения уровня системных проблем, по отношению к настоящему времени.

Повысить эффективность системы государственного управления методами структурных преобразований, на фоне резкого сокращения числа чиновников, невозможно без применения современных информационных систем, включенных в контур государственного управления.

При этом, процесс формирования проблемной составляющей системы управления государством наиболее легко может быть автоматизирован и выведен из ведомственных госструктур - в общественную сферу.

Это самый важный момент данного проекта, поскольку в результате в обществе появляется высокоавтоматизированный механизм формирования комплекса морально-этических и социальных норм на основе общечеловеческих и традиционных ценностей, непосредственно применяемых в системе государственного управления.

Являясь воеобразным, в большей степени техническим, посредником между гражданином, обществом и органами государственной власти, сеть информационных операторов реализует три группы интерфейсов:

― Персональный интерфейс;
― Публичный интерфейс;
― Государственный интерфейс.

Персональный интерфейс - набор технических методов, позволяющих любому члену общества зарегистрировать свою проблему в общественных информационных ресурсах с возможностью ее персонального заверения, последующего персонального мониторинга и личного, безусловного или условного подтверждения при ее решении.

При этом предполагается реализация:

  • набора системных форм, используемых непосредственно членом общества через глобальную сеть Интернет;
  • набора автоматических компьютерных диалоговых комплексов, обслуживающих телефонные (голосовые) запросы к системе;
  • набора системных форм, используемых различными общественными организациями, обслуживающими почтовый поток писем граждан или документирующими очный контакт с россиянином.

Публичный интерфейс - доступный любому человеку массив обобщенной аналитической информации, показывающий состояние системы управления государством, динамику его развития и эффективность управления.

Государственный интерфейс - набор системных форм и методов, позволяющих реализовать взаимодействие с конкретным человеком или организацией на предмет решения персональных проблем, планирования мероприятий по решениям, мониторинг реализации мероприятий с участием конкретных структур исполнительной власти.

Предлагаемое комплексное информационно-технологическое решение на первых этапах создания может включать в себя модули:

― Сбора и обработки первичной информации;
― Формирования общественно значимых групп ключевых показателей объектов управления на базе первичной информации;
― Анализа состояния ключевых показателей системы с позиции эффективности управления;
― Визуализации результатов анализа для использования средствами массовой информации и органами государственного управления.

Вторым направлением развития системы может стать разработка средств обеспечения собственно «регулятора».

В это понятие попадают системы долгосрочного и оперативного планирования, системы жизнеобеспечения в широком смысле этого слова. Для их разработки предполагается подключение российского научного и технического потенциала при использовании механизмов частного инвестирования.

Данная разработка позволит подготовить пакет инструментальных средств, позволяющих сформировать многомерный вектор управления в государстве, реально учитывающий интересы социума.

3. Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит:

― Создать предпосылки к развитию общественной составляющей в контуре управления государством;
― Обеспечить системную, а не «пиарную» возможность прямого выхода (обращения) людей к первым лицам государства при поддержке общественности;
― Реально снизить уровень коррупционной составляющей в механизме информационного взаимодействия власти и народа;
― Реально сократить бюрократический аппарат.

При составлении схем использованы наработки Александра Елисеева («Контуры Советской монархии»).



KRYPTOCIDE