Облик современных городов может вызывать серьезные болезни


Оказывается, ежедневное созерцание унылых рядов пятиэтажек, равно как и сверхсовременных сооружений в стиле хай-тек, может вызвать у человека целый букет серьезных заболеваний: от близорукости до эпилепсии и прочих психических недугов. Облик больших городов и его влияние на людей изучает целая наука – видеоэкология.

Исследования российских ученых доказали, что большие однотонные поверхности без каких-либо ярких пятен оказывают негативное воздействие на организм человека. Классический пример – белый лист бумаги. Сканируя пространство, глаз не находит объекты, за которые можно было бы зацепиться взгляду, поэтому мозг не получает никакой информации. Это вызывает дискомфорт и позволяет сделать вывод, что данный объект уродлив.

Подобными предметами набит любой город. На улицах это глухие заборы, гладкие двери, голые торцы зданий, панели большого размера, монолитное стекло, асфальтовое покрытие дорог, крыши домов, палатки, гаражи и павильоны. В общем, любая одноцветная плоскость, ограниченная прямыми линиями. В Москве одними из наиболее неблагоприятных для глаз объектов считаются дом-книжка Московской мэрии на Новом Арбате, выставочный павильон «Форум» на Красной Пресне, гостиница «Россия», которую снесли. Кстати, разрушенный отель «Интурист» был в том же ряду.

Еще одна составляющая негативной визуальной среды – так называемые агрессивные поля. Это объекты, на которых равномерно расположено множество одинаковых элементов, например, ткань в горошек.


Слишком много однотипных объектов, на которых можно зафиксировать взгляд, приводят к тому, что в мозг поступает огромное количество сигналов, содержащих повторяющуюся информацию. Это вызывает смятение, рябь в глазах и заставляет нас быстро отворачиваться. Тем не менее в городах с каждым днем появляются все новые и новые агрессивные поля. Это и панельные многоэтажные дома с равномерным расположением окон, всевозможные сетки и решетки, гофрированное железо, шифер, ровная кирпичная кладка, плитка в метро и многое другое. В Москве есть целые улицы, например Новый Арбат, и даже целые районы, в частности Митино, Братеево или Марьино, полностью представляющие собой неблагоприятную визуальную среду.

Причем негативное влияние гомогенных и агрессивных полей усиливает их сочетание с прямыми линиями и прямыми углами, которые глаз также «не любит».

Смотреть – вредно для здоровья

Неблагоприятная визуальная среда, нарушая работу глаз, является одной из причин развития близорукости. Уже сейчас число детей, имеющих проблемы со зрением, в городах с неблагоприятной видеоэкологией в несколько раз выше, чем в сельской местности. Кроме этого, раздражение мозга в результате взгляда на агрессивные визуальные поля травмирует психику человека, вызывает беспричинные приступы злобы, способствует развитию синдрома большого города и даже может вызывать эпилептические припадки.

С тем, что визуальная среда оказывает серьезное влияние на психику человека, согласны и психологи. Ведь человек очень чутко реагирует на то, что он видит.

«Среди возможных причин стресса не последнее место занимают мусор на улицах, месиво под ногами в осенне-зимний период, вульгарные здания, игорные заведения с агрессивной иллюминацией, – пояснила социальный психолог Валерия Микулина. – Депрессию во многих случаях провоцирует унылый вид из окна. Серый, темно-коричневый, бледно-голубой – именно те цвета, в которые окрашено большинство наших спальных районов, угнетающе действуют на психику. 

Не так давно проводились опросы среди жителей окраин Москвы, в результате которых выяснилось, что 35% респондентов их район не нравится, а 72% изъявили желание переехать в другое место. При этом одной из основных причин люди называли уродство домов, в которых им приходится жить, и «эффект давящих стен», вызванный большим скоплением близко стоящих многоэтажек».

Страшный хай-тек

Москве еще повезло, что она такая пестрая: в ней смешиваются множество эпох, стилей направлений. «Лоскутность» столицы не так давит на человека, как, например, программная, ансамблевая архитектура Петербурга, который в условиях холодной зимы смотрится угнетающе.

Как вполне приемлемую оценивают визуальную среду Москвы в Комитете по архитектуре и градостроительству столицы. Там считают, что в столице делается все возможное для создания цельного, оригинального и гармоничного образа города.

«Эстетические характеристики объекта принимаются во внимание, наряду с функционально-планировочными, экологическими и экономическими, – пояснила начальник Центра визуально-ландшафтного анализа и градостроительного регламента Москомархитектуры Марина Плужникова. – Пропорциональный строй, стиль, образная выразительность объекта играют существенную роль в принятии решения о возведении здания или комплекса. Не менее важным аспектом является обеспечение оптимального взаимодействия нового здания с архитектурным окружением. Проектируемый объект должен соответствовать принципам пространственно-планировочной организации ландшафта и не оказывать влияния на особенности восприятия культурного наследия и отдельных фрагментов исторической среды. Тезисы видеоэкологии, безусловно, следует учитывать в нашей работе, в частности при анализе проектов модернизации типовой застройки периферийных районов. Следует отметить, что в настоящее время многоэтажная застройка стала разнообразнее по стилевым, пластическим и образным характеристикам. Большое внимание уделяется колористике, эстетической выразительности фасадов зданий».

Однако на практике существенного улучшения видеоэкологической обстановки города в данный момент не происходит. Южное Бутово не многим лучше Новых Черемушек. А строительство 60 небоскребов делового центра, по мнению ученого, приведет к необходимости возведения в соседних районах еще и 6 психиатрических больниц для людей, пострадавших от негативного влияния этих монстров. Кроме того, напр., на выставке зодчества в Манеже, большинство представленных проектов, многие из которых в были реализованы, были неблагоприятны с точки зрения визуальной среды. Стиль хай-тек диктует свои правила: огромные стеклянные витрины, голые слепые стены, небоскребы с множеством одинаково расположенных окон.

На претензии ученых к зодчим ответил известный московский архитектор Михаил Хазанов: «Человеческая фантазия безгранична, мы можем спроектировать самые фантастические здания – был бы на них спрос. Дело в том, что в последнее время правят бал не архитекторы и художники, а риелторы и девелоперы. Большинство горожан руководствуются при выборе квартиры не красотой района или дома, а ценой квадратного метра. Действительно, о какой визуальной экологии может идти речь, если до сих пор некоторые люди ютятся в бараках, коммуналках, полуразрушенных пятиэтажках, пользуются туалетами во дворе. Проблема эстетически в панельных многоэтажках не стоит так уж остро. Если бы людей это действительно беспокоило, они давно бы своими силами изменили ситуацию. Поэтому, на мой взгляд, более насущный для Москвы вопрос – страшная функциональная перегруженность центра. Если в ближайшие годы не вынести политический и административный центр на периферию, историческая архитектура старых районов столицы погибнет. Ее убьют попытки решить транспортную проблему, строительство гаражей, новых офисов, фешенебельных районов. Нужно построить новый город, наподобие Вашингтона, Астаны, Бразилии, а исторический центр сохранить как музей и как жилой район».

Реклама – двигатель стресса

Стоит отметить, что в городе не придается особого значения и такой составляющей визуальной среды, как наружная реклама. А ведь психологи считают ее чуть ли не основным раздражающим фактором современного мегаполиса.

«Большая часть наружной рекламы рассчитана на то, чтобы выбить человека из состояния замкнутости на себе, внутреннего равновесия, – рассказала психолог Светлана Федулова. – Основная ее цель – привлечь внимание любыми способами: это могут быть и шокирующие надписи, и чересчур яркие цвета, и агрессивная подсветка, и раздражающие мигания. Все это, безусловно, оказывает негативное влияние на психику человека, ведет к стрессам, психоэмоциональной усталости, раздражительности. Более того, наружная реклама, от которой невозможно укрыться, в какой-то степени зомбирует человека, изменяет его мировоззрение, жизненные принципы. Одна моя пациентка отказалась от аборта (хотя он ей был необходим по медицинским показаниям), находясь под влиянием жуткой социальной рекламы «Аборт – это убийство».


В обилии раздражающей наружной рекламы есть еще одна проблема. Такая реклама отвлекает. По мнению большинства психологов, яркие, кричащие плакаты рассеивают внимание автомобилистов и пешеходов, нередко провоцируют ДТП. Да, существуют Правила размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Москвы и ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Но какие щиты отвлекают водителей, а какие нет, вопрос весьма спорный. До сих пор нет исчерпывающих исследований на эту тему. В настоящее время специальная комиссия пытается установить устойчивые причинно-следственные связи между рекламными щитами и ДТП. А пока сбор данных об опасных для дорожного движения рекламных плакатах основывается в основном на заявлениях автомобилистов и субъективном мнении сотрудников ГИБДД.

Можно ли добиться сноса вредного для глаз здания?

«В принципе, если построенное напротив ваших окон здание раздражает вас с психологической точки зрения, можно проверить его влияние на ваше жилище с точки зрения норм инсоляции, то есть прохождения солнечного света, – рассказал Антон Лелявский, адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры». – Если окажется, что степень освещения в вашей квартире ниже установленных ГОСТов и причина этому – новостройка, которая мешает вам «видеть белый свет», вы можете обратиться в суд и попытаться добиться сноса здания, что, конечно, маловероятно, или денежной компенсации, что вполне реально. Если же вас просто не устраивает внешний вид соседней постройки – сделать ничего нельзя. Поскольку установленных законом видеоэкологических норм не существует».

Справка

Кое-где в Москве все же пытаются бороться с неблагоприятной визуальной средой. Время от времени районные власти приглашают профессиональных художников, которые украшают глухие заборы, неприглядные гаражи и наиболее уродливые стены пейзажами и изображениями исторических уголков города, яркими фантастическими зарисовками. Такая практика, в частности, распространена на юге столицы, в Марьино и соседних спальных районах. Иногда до серых стен администрация района допускает любителей граффити и учеников художественных школ. Проводятся конкурсы «настенной живописи», от которых в подарок местным жителям остается улучшенная визуальная среда.

KRYPTOCIDE