Жители Земли получили посылку из космоса


Ученые приступили к вскрытию посылки из космоса, доставленной на Землю с борта космического зонда "Хаябуса" ("Сокол"), впервые в истории совершившего посадку на поверхность астероида. Об этом сообщает Би-би-си.


Посылка должна содержать образцы космической пыли. Впрочем, пока не ясно, имеют ли эти частицы космическое или земное происхождение.

Возможно, понадобится несколько недель дальнейших анализов, чтобы ученые убедились, что эти частицы имеют астероидное происхождение.

В ходе полета этот космический аппарат, который обошелся Японии в 200 млн долларов, столкнулся с множеством технических проблем, однако Центру управления удалось сохранить аппарат и даже обеспечить возвращение на Землю отделяемой капсулы.

Напомним, на прошлой неделе японский космический аппарат Хаябуса потерпел серьезную аварию, когда третий из его четырех ионных двигателей отказал. Тогда же японское космическое агентство Jaxa сообщило, что шансы на успех полета аппарата к Земле минимальны. Тем не менее, накануне представители агентства заявили, что им, вероятно, удалось найти решение, которое позволит космическому аппарату успешно вернуться на нашу планету.


Подробности
  
Астероид Итокава (ранее - 1998SF36) был открыт в 1998 году учёными, принимающими участие в проекте LINEAR. Своё название он получил в честь японского исследователя космоса Хидео Итокавы, фактически инициировавшего начало японской космической программы в середине двадцатого века. Длина астероида составляет около полукилометра, масса - примерно 4,1х10Б10 кг, а средний показатель притяжения - около 0,0001².

Зонд "Хаябуса" (в переводе с японского - "сокол-сапсан") был запущен 9 мая 2003 года с космодрома Утиноура. Летом 2005 года он должен был приблизиться к Итокаве и выйти на гелиоцентрическую орбиту неподалёку от него.

Согласно первоначальной задумке, планировалось, что зонд сделает снимки астероида с расстояния 20 километров и затем, приблизившись к его поверхности, займётся сбором образцов пород в двух намеченных точках. Так как связь в реальном времени на таком расстоянии невозможна, в "Хаябуса" был встроен блок автоматической оптической навигации.
Для сбора грунта аппарат должен был выстрелить в астероид небольшим "снарядом", а затем собрать получившиеся осколки специальным устройством. Для хранения полученных проб (весом примерно 1 грамм каждая) на его борту были предусмотрены отдельные герметичные контейнеры.

Также, на борту Хаябуса находился мини-зонд "Минерва" ("MINERVA"), название которого расшифровывается как "MIcro/Nano Experimental Robot Vehicle for Asteroid", то есть "микро/нано экспериментальное роботизированное устройство для исследования астероида". Вес его составлял около 0,6 кг, размеры - 12 см в диаметре и 10 см в высоту, а питание осуществлялось от солнечной батареи. Если бы высадка мини-зонда на Итокава прошла успешно, то тот, передвигаясь скачками, стал бы пересылать на основной зонд снимки поверхности астероида из разных точек и стал бы первым космическим "роботом-кузнечиком", опробованном в действии. Ранее была предпринята попытка спустить подобные устройства на Фобос и Деймос, луны Марса, но она потерпела неудачу.

Спустя несколько месяцев двигатели "Хаябусы" должны были заработать вновь, направив космическую станцию обратно к Земле. На дистанции около 300 000 километров от планеты, зонд выстрелил бы капсулой, которая, войдя по баллистической траектории в плотные слои атмосферы, приземлилась бы в Австралии.
  
Суровая реальность
  
На пути к цели встало огромное количество препятствий. Начнём с того, что в оригинале "Хаябуса" (в то время ещё называвшийся MUSES-S) должен был лететь вовсе не к Итокаве, а к другому астероиду, Нереусу 4660, и не в мае 2003, а в июле 2002. Дело в том, что из-за неготовности ракетоносителя M5, который должен был вывести зонд в космос, запуск был перенесён. Тем временем, Нереус вышел из зоны досягаемости и, учёным пришлось искать новую цель для зонда

Затем с дистанции сошло NASA. Там разрабатывали планетоход MUSES-CN, который тоже должен был отправиться к астероиду. Но финансирование проекта оказалось сокращено, и планетоход так и не был построен.

В 2003 году, когда зонд был на пути к Итокаве, на Солнце произошла сильная вспышка. В отличие от двух японских спутников, о которых уже упоминалось выше, "Хаябуса" уцелел и продолжил работу. Тем не менее, его солнечные батареи были повреждены. Падение мощности электропитания сказалось на работе ионных двигателей, так что "Хаябуса" достиг астероида только в сентябре, а не в июне, как предполагалось ранее. Из-за опоздания на проведение исследований почти не оставалось времени: покинуть Итокаву аппарат должен был в ноябре, иначе он просто не смог бы вернуться на Землю.

Затем последовал небольшой период затишья, и зонд продолжал медленно, но верно двигаться к своей цели. Но в 2005 году внезапно, одно за другим, вышли из строя поворотные устройства аппарата, и менять его ориентацию в пространстве стало возможно лишь посредством включения двигателей. Японцы, конечно, заявили, что никаких проблем в этом нет, так как курс "Хаябусы" уже не нуждался в коррекции, - но факт остаётся фактом.
4 октября зонд, наконец, достиг заданной позиции и приступил к своей непосредственной задаче - исследованию Итокава. Казалось бы, должна же восторжествовать справедливость. Но нет, как раз тут последовала новая волна неприятностей. Провалилась первая пробная попытка посадить аппарат на астероид, вместо двух запланированных мест приземления было использовано только одно, так как оказалось, что второе, пустыня Вумера, непригодна для этого.

Наконец, 12 ноября, "робот-кузнечик Минерва" наплевал на притяжение Итокавы (что ему не понравилось?) и ускакал в открытый космос. Эксперты сошлись во мнении, что всё дело в неправильных вычислениях - Минерву выпустили слишком далеко от поверхности астероида, хотя, вроде бы, автоматическая система поддержания высоты Хаябуса должна была справиться с задачей, но почему-то всё пошло не так, как надо.


http://top.rbc.ru/society/08/07/2010/432827.shtml
http://astronomy.net.ua/data/news/page/3/
http://www.computerra.ru/xterra/243493/

KRYPTOCIDE