«Революцию похоронили. Ее гложут черви.
Но революция обладает свойством быстро воскресать и пышно развиваться
на подготовленной почве. А почва подготовлена замечательно, великолепно!».
Но революция обладает свойством быстро воскресать и пышно развиваться
на подготовленной почве. А почва подготовлена замечательно, великолепно!».
В.И. Ульянов (Ленин), 1906 г.
Документально точного времени появления Каббалы засвидетельствовать никто не может, но местом рождения ее считается древний Вавилон. Исторически Каббала [1] как герметическое учение оформилась в средние века, однако и до сегодняшнего дня существуют многоразличные толкования и толкователи этого гностического учения, близкого к пантеизму, нисколько не сомневающиеся каждый в своей правоте [2].
По свидетельству самих каббалистов, Каббала («предание» по-еврейски, по-русски – «традиция») произошла от падших ангелов, и в ней заключаются знания, «которые были сообщены людям демонами» [3].
Действительно, для древней цивилизации, существовавшей на ограниченном пространстве Земли, охватить всю картину огромного мiра человеческим разумом было бы невозможно. Но в этом и нет нужды: в духовной практике христианства есть такое определение как «помысел». Помысел – это мысль, которая приходит к человеку извне, а он уже сам дает ей развитие или отбрасывает от себя, как внушение потусторонних сил [4]. Один из первых случаев влияния помысла на судьбу человечества – это вкушение запретного плода с райского древа познания доброго и лукавого по наущению змия: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:6-7) и совершили страшную глупость…
К этому «источнику знаний» можно неосторожно приложиться в любое время: и в эпоху вавилонского царства, и в нашем XXI веке. Но мы договорились не вкушать запретного плода, а только подняться по духовной лестнице, чтобы обозреть мiр, сотворенный Богом.
В представлении каббалистов, вселенная разделена на четыре мiра, взаимно влияющих друг на друга и соединенных между собой в определенных пространственно-духовных точках. Каждый из этих мiров состоит из 10 сфер [5], а все четыре мiра насчитывают в общей сложности 40 «сфер». Для удобства пользования, последователями древних халдейских магов были составлены различные таблицы сефиротов. Совокупность таблиц трактуется как графическое изображение мiра в широком смысле этого слова, где каждые десять сефиротов играют существенную роль, нося одно из характерных «имен Божиих». Сообразно «мiровому порядку», последняя четвертая таблица сефиротов делится на три главных отдела: «Мiр высший», «Средний» и «Низший».
Считается, что если эта таблица сефиротов представляет графическое изображение «духовного» закона жизни вселенной, то буквы, входящие в ее состав, посредством сочетаний «творят» несметное число новых законов, управляющих излияниями «высшей силы» в подразделение всех мiров. По мнению каббалистов, участие литер в мiровой деятельности сефиротов придает этим знакам алфавита характер «разумных духов».
Каждая сфера проявляет мужские свойства по отношению к нижележащей, и женские – по отношению к вышележащей сфере. Взаимоотношения между двумя сферами называются «зивуг» (досл. спаривание). Самая нижняя сфера – «малхут-царство» – обладает исключительно женским характером (только получает). Например, в книге «Шлавей сулам» «малхут» [6] сравнивается с луной, потому что она так же, как и луна, не имеет собственного свечения, т.е. при отсутствии внешнего источника света является абсолютной чернотой.
«Согласно системе каббализма, Дерево Сефирот было разделено на две части, одна из которых, верхняя, невидима, а вторая, низшая, видима… [Верхние] являются слишком абстрактными для понимания, а нижние семь сфер, которые происходят от них, находятся в пределах человеческого разумения» [7].
В настоящее исследование не входит детальное рассмотрение всех таблиц и поиск всех составляющих каббалистического «древа». Мы ограничимся только общим указанием на смысл и характер таблицы «древа», точнее – рассмотрим только пять его нижних сфер и отдельные символы и буквы видимой части, «находящейся в пределах человеческого разумения».
В своей основе «низший мiр» – это треугольник, обращенный вершиной вниз. Каббала и ее толкователи дают совершенно определенное понятие этого символа, в общих словах определяя его как «все, что сходится к низу».
Эта область образована пятью кругами-сферами, соединенными «каналами», каждый из которых охарактеризован определенной буквой алфавита. Центральному столпу таблицы «древа сефирот» приписывается значение «древа жизни», а боковым столпам – «древа познания добра и зла» [8]. «Древо жизни» представляет духовную точку баланса, в которой заключена «тайна безсмертия», которую, как нам представляется, правильнее было бы назвать тайной вечной Жизни. Крест, изображенный на нашем рисунке в центре, в христианской символике действительно, является Древом Жизни, но, хотя он и находится в каббалистической сефире «основание», однако принадлежит другому сакральному мiру.
Буквализм практической каббалы, парализующей и убивающей («буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6), послужил автору поводом для поиска и, одновременно, упростил обнаружение каббалистического «древа» и криптографических знаков на сакральном образе современной Москвы. Наше исследование «нижнего мiра» сефиротов будет именно «поверхностным», как и было обещано выше, для чего достаточно воспользоваться картой столицы и обычной измерительной линейкой. Мы не предлагаем читателю исследовать все тонкости его «устройства» и находить, опять же, все магические знаки этой таблицы. В этом нет необходимости, «ибо проходит образ мiра сего» – и время его существования приходит к логическому концу. Почему именно «таблица сефиротов» стала образцом для изыскания каббалистов – это уже область практической магии, выходящая за рамки нашего исследования. Мы же ограничимся сравнительными картинами. Задача состоит в том, чтобы показать пространственные символы разностей и общностей между преходящим образом мiра, и небесным образом Царства, этого Нового Рая, ожидающего человечество.
Прежде всего, обратим внимание на улицу Кольцевой автодороги. Ее границы сформировали совершенно новый образ Москвы, окружив «Третий Рим». Центр древней Москвы составляет сердцевину этого «мiрового яйца», его сефиру, называемую каббалистами «основание». Сфера, которая символизирует внешнюю оболочку «яйца», называется «мiром элементов» или «низшим мiром». Эта сфера не изображена на аналогичной нашему рисунку таблице классического «древа сефирот», не «очерчена» на нем, хотя и подразумевается как отдельная область. И хотя кольцевая дорога в реальности далеко не идеально симметрична, МКАД на карте Москвыно на карте именуется она именно как «МКАД» – улица Московская кольцевая автомобильная дорога [9]. Из 4-х букв этой аббревиатуры две последние звучат весьма символично, т.к. понятие «ад» в большинстве традиционных религий связывается именно с пространственным и духовным «низшим мiром».
На таблице каббалистического «древа» с правой стороны изображен «семисвечник--менора». Внимательно посмотрев на карту Москвы, мы обнаружим этот «семисвечник» в районе Сокольников (дореволюционное название «Сокольничья роща»). Сокольнический «семисвечник»Он образован пронумерованными аллеями парка «культуры и отдыха»: 1-й Лучевой просек, 2-й Лучевой просек... и так все шесть «лучей». Седьмой «луч» – Майский просек. Название Лучевых просеков встречается на картах Москвы уже с 1840-х годов. Майский просек получил свое название по майским народным гуляниям, происходившим в парке, которые в предреволюционные годы носили характер антиправительственных «маевок» [10] .
Для того чтобы «вырастить» каббалистическое «древо», необходимо было создать пространственную симметрию в городе, и не только в графическом, но и в топонимическом восприятии, выстроив принципиально новую архитектурно-градостроительную композицию, отличную от воплощенного в средние века «Нового Иерусалима». План «Новой Москвы» (в основе его концепции — прямая, лучевая связь центра с периферией), разработанный под руководством А.В.Щусева и И.В.Жолтовского (1918–1924 гг.), и план «Большой Москвы», разработанный к 1925 году инженером С.С.Шестаковым, положили начало строительства новой Москвы на протяжении 20-х и начала 30-х годов, служили структурной основой для последующих перестроек столицы – вплоть до начала горбачевской «перестройки» и последующих «демократических свершений».
В 1923 году в шести верстах за Тверской заставой началось строительство первого кооперативного жилого поселка «Сокол» [11], неподалёку от построенной позднее одноименной станции метро, симметрично расположенного по отношению к району парка Сокольники.
На схеме «древа сефирот» зеркально по отношению к его «семисвечнику» изображен некий «жертвенник».
Как известно, кровь, по понятиям родового общества многих народов мiра, это – необходимый компонент жертвоприношений. Обычно жертвенный камень, или жертвенник, окроплялся кровью того, кого приносили в жертву – животного или человека. По словам Св. Иоанна Златоустого, падшие ангелы любят посещать места пролития крови и языческие капища, где им приносились жертвы.
Рассказывают, что Ленина, вновь обретшего на короткое время перед смертью дар речи, интересовала судьба трех человек. Имя одного из них – Александр Богданов [12]. В 1926 году Богданов создает Институт переливания крови и становится его директором. Одержимый идеей омоложения организма на основе обмена крови, он надеется помочь восстановлению сил работников, «изношенных» в условиях напряженного партийно-хозяйственного строительства. Постепенно эта идея вырождается в эксперименты по переливанию крови с целью продления жизни «заслуженным большевикам». Для решения этой задачи было создано специальное медицинское управление. В чем именно изначально заключались эти околонаучные изыскания, сказать трудно: «сие тайна, покрытая мраком». Однажды Богданов ставит на себе эксперимент по массивному переливанию крови, который приводит к смерти экспериментатора. Но дело его живет и сегодня: Институт переливания крови, награжденный орденом Ленина и Красного Знамени, Институт переливания крови. Современное фотонаходится в нескольких минутах ходьбы от поселка и одноименной станции метро «Сокол», между улицами 8 Марта (1932) и Планетной (1967) – на месте «жертвенника» в таблице «древа сефирот» [13].
Линии, соединяющие сферы в каббалистическом «древе», на оригинальном графическом рисунке названы «channel» – канал (англ.) [14]. В Москве их роль в отдельных случаях выполняют улицы, что вполне объяснимо: в Венеции, например, улицами города в прямом смысле являются водные каналы.
Английская поговорка утверждает: «Дьявол кроется в деталях». Убедившись в реальности существования криптографической татуировки на «теле» Москвы, «сефироты», составляющие основные элементы «яйца» и отдельные магические буквы [15] «небесной азбуки» каббалистов, обнаруживаются относительно несложно.
Самые неспокойные и криминальные районы Москвы предреволюционного периода одновременно были и эпицентрами последующих вспышек революционных волнений: это Пресня, район Елоховской улицы (Бауманский в советское время) и Шаболовка. Центром притяжения революционных сил была Красная площадь – сердцевина сефиры «Основание».
По свидетельству самих каббалистов, Каббала («предание» по-еврейски, по-русски – «традиция») произошла от падших ангелов, и в ней заключаются знания, «которые были сообщены людям демонами» [3].
Действительно, для древней цивилизации, существовавшей на ограниченном пространстве Земли, охватить всю картину огромного мiра человеческим разумом было бы невозможно. Но в этом и нет нужды: в духовной практике христианства есть такое определение как «помысел». Помысел – это мысль, которая приходит к человеку извне, а он уже сам дает ей развитие или отбрасывает от себя, как внушение потусторонних сил [4]. Один из первых случаев влияния помысла на судьбу человечества – это вкушение запретного плода с райского древа познания доброго и лукавого по наущению змия: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:6-7) и совершили страшную глупость…
К этому «источнику знаний» можно неосторожно приложиться в любое время: и в эпоху вавилонского царства, и в нашем XXI веке. Но мы договорились не вкушать запретного плода, а только подняться по духовной лестнице, чтобы обозреть мiр, сотворенный Богом.
В представлении каббалистов, вселенная разделена на четыре мiра, взаимно влияющих друг на друга и соединенных между собой в определенных пространственно-духовных точках. Каждый из этих мiров состоит из 10 сфер [5], а все четыре мiра насчитывают в общей сложности 40 «сфер». Для удобства пользования, последователями древних халдейских магов были составлены различные таблицы сефиротов. Совокупность таблиц трактуется как графическое изображение мiра в широком смысле этого слова, где каждые десять сефиротов играют существенную роль, нося одно из характерных «имен Божиих». Сообразно «мiровому порядку», последняя четвертая таблица сефиротов делится на три главных отдела: «Мiр высший», «Средний» и «Низший».
Каббалистическое Древо сефирот
Считается, что если эта таблица сефиротов представляет графическое изображение «духовного» закона жизни вселенной, то буквы, входящие в ее состав, посредством сочетаний «творят» несметное число новых законов, управляющих излияниями «высшей силы» в подразделение всех мiров. По мнению каббалистов, участие литер в мiровой деятельности сефиротов придает этим знакам алфавита характер «разумных духов».
Каждая сфера проявляет мужские свойства по отношению к нижележащей, и женские – по отношению к вышележащей сфере. Взаимоотношения между двумя сферами называются «зивуг» (досл. спаривание). Самая нижняя сфера – «малхут-царство» – обладает исключительно женским характером (только получает). Например, в книге «Шлавей сулам» «малхут» [6] сравнивается с луной, потому что она так же, как и луна, не имеет собственного свечения, т.е. при отсутствии внешнего источника света является абсолютной чернотой.
«Согласно системе каббализма, Дерево Сефирот было разделено на две части, одна из которых, верхняя, невидима, а вторая, низшая, видима… [Верхние] являются слишком абстрактными для понимания, а нижние семь сфер, которые происходят от них, находятся в пределах человеческого разумения» [7].
В настоящее исследование не входит детальное рассмотрение всех таблиц и поиск всех составляющих каббалистического «древа». Мы ограничимся только общим указанием на смысл и характер таблицы «древа», точнее – рассмотрим только пять его нижних сфер и отдельные символы и буквы видимой части, «находящейся в пределах человеческого разумения».
Пять сфер «мiра элементов» – нижняя часть рисунка одного из вариантов Древа сефирот
В своей основе «низший мiр» – это треугольник, обращенный вершиной вниз. Каббала и ее толкователи дают совершенно определенное понятие этого символа, в общих словах определяя его как «все, что сходится к низу».
Эта область образована пятью кругами-сферами, соединенными «каналами», каждый из которых охарактеризован определенной буквой алфавита. Центральному столпу таблицы «древа сефирот» приписывается значение «древа жизни», а боковым столпам – «древа познания добра и зла» [8]. «Древо жизни» представляет духовную точку баланса, в которой заключена «тайна безсмертия», которую, как нам представляется, правильнее было бы назвать тайной вечной Жизни. Крест, изображенный на нашем рисунке в центре, в христианской символике действительно, является Древом Жизни, но, хотя он и находится в каббалистической сефире «основание», однако принадлежит другому сакральному мiру.
Буквализм практической каббалы, парализующей и убивающей («буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6), послужил автору поводом для поиска и, одновременно, упростил обнаружение каббалистического «древа» и криптографических знаков на сакральном образе современной Москвы. Наше исследование «нижнего мiра» сефиротов будет именно «поверхностным», как и было обещано выше, для чего достаточно воспользоваться картой столицы и обычной измерительной линейкой. Мы не предлагаем читателю исследовать все тонкости его «устройства» и находить, опять же, все магические знаки этой таблицы. В этом нет необходимости, «ибо проходит образ мiра сего» – и время его существования приходит к логическому концу. Почему именно «таблица сефиротов» стала образцом для изыскания каббалистов – это уже область практической магии, выходящая за рамки нашего исследования. Мы же ограничимся сравнительными картинами. Задача состоит в том, чтобы показать пространственные символы разностей и общностей между преходящим образом мiра, и небесным образом Царства, этого Нового Рая, ожидающего человечество.
Московское "Древо сефирот"
Прежде всего, обратим внимание на улицу Кольцевой автодороги. Ее границы сформировали совершенно новый образ Москвы, окружив «Третий Рим». Центр древней Москвы составляет сердцевину этого «мiрового яйца», его сефиру, называемую каббалистами «основание». Сфера, которая символизирует внешнюю оболочку «яйца», называется «мiром элементов» или «низшим мiром». Эта сфера не изображена на аналогичной нашему рисунку таблице классического «древа сефирот», не «очерчена» на нем, хотя и подразумевается как отдельная область. И хотя кольцевая дорога в реальности далеко не идеально симметрична, МКАД на карте Москвыно на карте именуется она именно как «МКАД» – улица Московская кольцевая автомобильная дорога [9]. Из 4-х букв этой аббревиатуры две последние звучат весьма символично, т.к. понятие «ад» в большинстве традиционных религий связывается именно с пространственным и духовным «низшим мiром».
МКАД на карте Москвы
На таблице каббалистического «древа» с правой стороны изображен «семисвечник--менора». Внимательно посмотрев на карту Москвы, мы обнаружим этот «семисвечник» в районе Сокольников (дореволюционное название «Сокольничья роща»). Сокольнический «семисвечник»Он образован пронумерованными аллеями парка «культуры и отдыха»: 1-й Лучевой просек, 2-й Лучевой просек... и так все шесть «лучей». Седьмой «луч» – Майский просек. Название Лучевых просеков встречается на картах Москвы уже с 1840-х годов. Майский просек получил свое название по майским народным гуляниям, происходившим в парке, которые в предреволюционные годы носили характер антиправительственных «маевок» [10] .
Сокольнический «семисвечник-менора»
Для того чтобы «вырастить» каббалистическое «древо», необходимо было создать пространственную симметрию в городе, и не только в графическом, но и в топонимическом восприятии, выстроив принципиально новую архитектурно-градостроительную композицию, отличную от воплощенного в средние века «Нового Иерусалима». План «Новой Москвы» (в основе его концепции — прямая, лучевая связь центра с периферией), разработанный под руководством А.В.Щусева и И.В.Жолтовского (1918–1924 гг.), и план «Большой Москвы», разработанный к 1925 году инженером С.С.Шестаковым, положили начало строительства новой Москвы на протяжении 20-х и начала 30-х годов, служили структурной основой для последующих перестроек столицы – вплоть до начала горбачевской «перестройки» и последующих «демократических свершений».
В 1923 году в шести верстах за Тверской заставой началось строительство первого кооперативного жилого поселка «Сокол» [11], неподалёку от построенной позднее одноименной станции метро, симметрично расположенного по отношению к району парка Сокольники.
Московский «поселок художников» «Сокол»
На схеме «древа сефирот» зеркально по отношению к его «семисвечнику» изображен некий «жертвенник».
Как известно, кровь, по понятиям родового общества многих народов мiра, это – необходимый компонент жертвоприношений. Обычно жертвенный камень, или жертвенник, окроплялся кровью того, кого приносили в жертву – животного или человека. По словам Св. Иоанна Златоустого, падшие ангелы любят посещать места пролития крови и языческие капища, где им приносились жертвы.
Рассказывают, что Ленина, вновь обретшего на короткое время перед смертью дар речи, интересовала судьба трех человек. Имя одного из них – Александр Богданов [12]. В 1926 году Богданов создает Институт переливания крови и становится его директором. Одержимый идеей омоложения организма на основе обмена крови, он надеется помочь восстановлению сил работников, «изношенных» в условиях напряженного партийно-хозяйственного строительства. Постепенно эта идея вырождается в эксперименты по переливанию крови с целью продления жизни «заслуженным большевикам». Для решения этой задачи было создано специальное медицинское управление. В чем именно изначально заключались эти околонаучные изыскания, сказать трудно: «сие тайна, покрытая мраком». Однажды Богданов ставит на себе эксперимент по массивному переливанию крови, который приводит к смерти экспериментатора. Но дело его живет и сегодня: Институт переливания крови, награжденный орденом Ленина и Красного Знамени, Институт переливания крови. Современное фотонаходится в нескольких минутах ходьбы от поселка и одноименной станции метро «Сокол», между улицами 8 Марта (1932) и Планетной (1967) – на месте «жертвенника» в таблице «древа сефирот» [13].
Институт переливания крови. Современное фото
Линии, соединяющие сферы в каббалистическом «древе», на оригинальном графическом рисунке названы «channel» – канал (англ.) [14]. В Москве их роль в отдельных случаях выполняют улицы, что вполне объяснимо: в Венеции, например, улицами города в прямом смысле являются водные каналы.
Английская поговорка утверждает: «Дьявол кроется в деталях». Убедившись в реальности существования криптографической татуировки на «теле» Москвы, «сефироты», составляющие основные элементы «яйца» и отдельные магические буквы [15] «небесной азбуки» каббалистов, обнаруживаются относительно несложно.
Самые неспокойные и криминальные районы Москвы предреволюционного периода одновременно были и эпицентрами последующих вспышек революционных волнений: это Пресня, район Елоховской улицы (Бауманский в советское время) и Шаболовка. Центром притяжения революционных сил была Красная площадь – сердцевина сефиры «Основание».
Примечания