Теология — часть физики. Новейшая космология, Бог и воскресение из мертвых


В наши дни, в нашу эпоху редко можно найти книги, провозглашающие объединение науки и религии. Почти невозможно найти книгу, утверждающую, как автор это делает в основной части своей книги, что теология является частью физики, что физики могут своими вычислениями показать существование Бога, и вероятность воскресения из мертвых к вечной жизни при помощи тех же методов, какими они вычисляют свойства электрона, сообщает Криптоцид.


Итак, в 1994 году Фрэнк Типлер, математик, физик и космолог из универститета Тулейна, опубликовал книгу с названием «Физика бессмертия. Новейшая космология, Бог и воскресение из мертвых». В ней он предпринял попытку безо всякого богословия, а только с точки зрения физики, рассмотреть принципиальную возможность бессмертия. Свои идеи он построил на нескольких предположениях о будущем развитии Вселенной вплоть до ее конечной точки. Отсюда и название его теории, ставшей широко известной как теория Точки Омега.

Реакция на книгу Типлера

Постоянные параллели с религией в книге Типлера (он как бы с удивлением открыл для себя и поспешил поделиться с миром, что религиозные представления о мироздании не так уж и расходятся с новейшими представлениями в физике и космологии) сделали его в глазах большей части физического сообщества неким фриком, пытающимся то ли скрестить науку с существующими религиями, то ли построить новую религию для атеистов — пусть и у них будет надежда на воскрешение.


В Бога мы не верим, говорит Типлер, но физике-то доверяем? А физика, по Типлеру, такую вещь, как воскрешение из мертвых, не исключает. Это он и показывает на протяжении всей книги — с формулами в руках. Так сказать, поверить алгеброй религию. И «Бог» у него тоже есть, но он оказывается не в начале всего, а помещается им в конец Вселенной, становится как бы закономерным результатом ее развития.

Но прежде чем излагать основные идеи Типлера, отметим, что не все ученые не приемлют его рассуждений. Существует, например, книга «Структура реальности» физика Дэвида Дойча, в которой он рассматривает теорию Типлера в контексте идей Карла Поппера и Алана Тьюринга, и считает, что профессиональное сообщество, осудив квазирелигиозные построения Типлера, с водой выплеснуло и ребенка. С точки зрения Дойча, идеи Типлера достойны того, чтобы лежать в основе современных представлений о будущем мироздания в конце времен.

Кроме того, идея Омега-точки Типлера не возникла ниоткуда, ей предшествовала как минимум, Точка Омега Тейяра-де-Шардена (описанная в книге «Феномен человека», 1930-1955). А если выйти за пределы поля науки и оценить идеи Типлера о конце Вселенной на фоне подобных же идей, широко циркулирующих в пространстве культуры, то идеи Типлера покажутся неординарными лишь потому, что их изложил профессиональный физик. Сами же по себе они уже довольно распространены в сфере философии, футурологии и, конечно, в сфере научной фантастики (см, например, «Последний вопрос» Айзека Азимова, 1956).

Оригинальность Типлера в том, что он рассматривает одну из фантастических идей о конце вселенной как эксперт-физик — противоречит ли эта идея в принципе физическим законам? И приходит к заключению — не противоречит! Ничто в физике не противоречит идее нашего бессмертия, и оно может быть даровано нам в результате того, что произойдет в конечной точке Вселенной. Но что же там произойдет, по Типлеру?

Бессмертие в новых эмуляциях Вселенной

Итак, мы бессмертны, утверждает Фрэнк Типлер, но немного не в том смысле, какой вкладывают в это различные религии или обыденное сознание. Мы бессмертны в смысле нашего бесконечного возникновения во все новых и новых эмуляциях нашей Вселенной.


Никаким законам физики не противоречит предположение, что мы проживем наши жизни бесконечное число раз. И даже все возможные варианты наших жизней. Когда-нибудь мы умрем, исчезнем из нашей Вселенной, но это не конец всего, мы будем жить ещё много-много раз в бесконечных повторах нашей Вселенной, в бесконечных ее эмуляциях. И, вероятнее всего, уже жили. Субъективно нам кажется, что здесь и сейчас мы — впервые. Но с точки зрения физики — с какой стати некий пространственно-временной отрезок жизни вечно повторяющейся вселенной должен считаться уникальным по отношению ко всем вероятностным моментам в прошлом и будущем?

«Когда вы умираете в одной эмуляции Вселенной, вы перестаете существовать, но лишь до тех пор, пока Точка Омега не воскресит вас. Но между моментом вашей смерти и моментом вашего воскрешения не проходит ни секунды субъективного времени, хотя во Вселенной пройдут триллионы лет».

Вы умерли лишь для тех, кто окружает вас в определенной Вселенной, но в любой момент времени вы живы в другой эмуляции Вселенной. И это будете именно вы.

«Идентичность по неразличимости – это философское правило, введенное Лейбницем. Согласно ему, сущности, которые не могут быть различены по какому-либо признаку, даже в принципе, в любой момент прошлого, настоящего и будущего, должны считаться идентичными».

Универсальный компьютер в Точке Омега

Но кто субъект этих эмуляций, этих повторов нашей Вселенной и нас в них? Бог, вынесенный в заголовок книги — это лишь метафора, на самом же деле Типлер говорит о некоем Универсальном компьютере, или Суперкомпьютере в конечной точке Вселенной, Точке Омега. Суперкомпьютер, настолько всеведущий и всемогущий, что его уместно сравнить с Богом. Он — вместилище информации о каждом атоме и каждом моменте жизни нашей Вселенной, и у него достаточно мощности, чтобы восстановить ее до мельчайших подробностей. Если вы жили когда-то в этой Вселенной — Суперкопьютер восстановит и вас. Почему он это сделает? Потому что может! И это не издевательская шутка от Типлера, это закономерность из теории вероятности — всё, что в принципе может произойти, рано или поздно произойдет. Если Суперкомпьютер в Точке Омега будет способен эмулировать мироздание, он так и сделает.


Но какова природа этого Суперкомпьютера в Точке Омега? Откуда он возьмется? Типлер основывается на нескольких предположениях. Во-первых, он придерживается космологической концепции, согласно которой в конце Вселенной ее ждет не расширение и тепловая смерть, а наоборот, обратное сжатие в точку, из которой она когда-то возникла в Большом взрыве (точка Альфа). Вся энергия и информация о Вселенной, рожденная за миллиарды лет ее существования, окажется сконцентрированной в точке сжатия, в точке Омега. И окажется оформлена-преобразована в Суперкопьютер, мощность и вычислительная способность которого будут стремиться к бесконечности.

Разумная жизнь в Точке Омега и есть «Бог»

Кем преобразована? Кто создаст этот Суперкомпьютер? Он же не сложится сам по себе автоматически? Здесь вступает в игру второе предположение Типлера — о том, что жизнь и разум во вселенной — не временное явление, к моменту сжатия Вселенной в Точку Омега они должны сохраниться и развиться до такой степени, чтобы контролировать все вещество, энергию и информацию сжимающейся Вселенной.

«Предположение, которое я считаю наиболее красивым и наиболее плодотворным, было выдвинуто физиками Дж. Хэлденом, Джоном Берналом, Полем Дираком и Фриманом Дайсоном: позволим Вселенной быть такой, чтобы жизнь могла продолжаться до конца времени, в буквальном смысле вечно»…

«Мы, физики, знаем, что красивый постулат имеет больше вероятности быть верным, чем уродливый. Почему бы тогда не принять этот Постулат Вечной Жизни, по крайней мере, как рабочую гипотезу?»…

«Для того, чтобы операции по обработке информации могли осуществляться вблизи Точки Омега, жизнь должна распространить эти операции так, чтобы охватить ими весь физический космос. Мы можем говорить совершенно определенно, что жизнь вблизи Точки Омега вездесуща. По мере приближения к Точке Омега выживание диктует, что жизнь должна коллективно завоевать контроль над всем веществом и всеми доступными источниками энергии вблизи конечного состояния, и этот контроль становится полным в Точке Омега. Мы можем сказать, что жизнь становится всемогущей в тот момент, когда достигает Точки Омега».

То есть, духоподъемно заявляет Фрэнк Типлер, Универсальный компьютер в Точке Омега создаст разумная жизнь, в которую к тому времени разовьемся мы сегодняшние.

Гарантии воскрешения умерших в Точке Омега

В ответ на предполагаемые сомнения насчет возможности полного воссоздания, эмуляции чей-то жизни в условиях непрерывного исчезновения, рассеивания информации Фрэнк Типлер пишет:

«В действительности всеобщее воскрешение физически возможно, даже если вообще никакой информации об индивидуумах нельзя извлечь из светового конуса прошлого. Поскольку ресурсы вселенского компьютера возрастают без ограничений по мере приближения к Точке Омега, то, следовательно, если будут постоянно сохранены хотя бы самые грубые описания нашего нынешнего мира, тогда неизбежно придет время, когда ресурсов компьютера будет достаточно, чтобы симулировать наш сегодняшний мир просто грубой силой – симуляцией всех логически возможных вариантов нашего мира… Простая симуляция всех жизненных форм, которые могут кодироваться ДНК (информационная стабильность требует, чтобы это число было конечным) будет включать и всех логически возможных людей… Умершие будут воскрешены, когда ресурсы компьютера Вселенной станут настолько велики, что объем памяти, требуемый для сохранения всех возможных человеческих симуляций, будет составлять лишь незначительную долю от всеобщего объема памяти».

В основе этой уверенности Типлера лежит ещё одно представление — о том, что как бы мы ни были сложны, эта сложность все равно конечна. Живи мы миллиард лет вместо ста, мы с неизбежностью бы обнаружили, что наши действия и мысли повторяются, мы перебрали все варианты поступков, а частота дежа вю в нашей жизни зашкаливает. Мысль о том, что человек во всей его сложности превосходно подпадает под определение конечного автомата, разбирается в одной из глав книги Теплера. Мы, безусловно, сложны, но не бесконечно сложны.

И еще раз — наш неоднократный приход в мир неизбежен. Не возможен, а именно неизбежен. Мы — часть нашей Вселенной, и без нас ее не восстановить. Эмуляция без нас будет неполной. Похоже, это становится угрожающим — мы воскреснем в любом случае, хотим мы того или нет.



KRYPTOCIDE