Письмо митрополита Гортинского и Меголополисского
Досточтимому г-н Николаю
Католическому архиепископу Наксоса,Тиноса, Андроса и Миконоса
1. Я архиерей Православной Церкви и совершаю свое пастырское служение народу Божию в священной Митрополии Гортинской и Мегалополисской. Благодарю Господа нашего Иисуса Христа, за то, что я родился и вскормлен в объятиях Матери Православной Церкви.
Святой нашей Православной Церкви Косма Этолийский, которому греки должны быть весьма признательны, поскольку если не было бы его, то не была бы свободной и наша Отчизна, говорил в своей проповеди порабощенным грекам:
Поводом для написания Мной Вам письма является текст Вашего ответа Преосвященнейшему митрополиту Пирейскому г-ну Серафиму, а текст этого письма стал известен благодаря его публикации в интернете. Поскольку в этом письме затрагиваются существенные вопросы православного богословия, то прошу Вас принять и прочесть мое письмо, которое вынудила написать Вам моя архиерейская совесть, как я по крайней мере это пережил.
2. Во-первых, Досточтимый Архиепископ католиков, я хотел Вам разъяснить, почему я вас не называю «братом», но обращаюсь к Вам со словом «Досточтимый». Конечно, в общем смысле все люди на земле являются братьями, поскольку все они происходят от матери земли. Это понимание присуще и нашему православному богослужению, в котором где-то говориться в Степенне 4 гласа «В сию землю матерь всяческая возвращается обратно для истления».
Но совсем иное, к сожалению Досточтимый г-н Николай, понимание слова «брат» мы имеем в церковном обращении, поэтому то я не могу вас именовать так, и мы исследуем почему. Слово «брат» (ἀδελφὸς) состоит в сущности из двух слов «δελφὺς» (= утроба, чрево) и «α» как собирательный принцип, а не отрицательный. Итак «братья», согласно этому истолкованию, это те люди, которые происходят из одной материнской утробы, имеют туже кровь в своих венах и принадлежат той же семье. «Утроба», которая «породила» человека и его соделывает чадом Божиим — это святое таинство Крещения. Кровь, которой питаются чада Божии это кровь Христова, которая была излита на Голгофе во врем Его Крестной смерти, и эта Кровь находится в Святой чаше Божественной литургии. А Семьей, которой принадлежат чада Божии, является Церковь.
Итак, Досточтимый архиепископ католиков, я не могу вас называть «братом», потому что мы происходим не из одной и той же материнской утробы. Мы православные крещены в Купели тремя погружениями, в то время как вы католики совершаете простое окропление. Мы не имеем с вами общения в Крови Христовой, и вы не принадлежите вместе с нами к Семье Божией, то есть к Православной Церкви. Поскольку мы не сослужим друг с другом, то мы и не можем называться «братьями», исходя из экклесилогического понимания и смысла этого слова.
В подтверждение мною выше сказанного я Вам приведу один соответствующий отрывок из свт. Иоанна Златоустого: «Братом соделывает крещение и причащение божественных таинств» (в PG. 58, 718). И еще одна цитата этого же отца: «что же соделывает братством? Баня пакибытия», то есть священное Крещение (PG 63, 177). Но и другой также святой Отец и великий богослов святой Никодим Святогорец, которого мы именуем «сопричтенным Святым Отцам» в отношении папистов говорит, что они являются некрещеными. Итак, мы не можем вас называть братьями.
3. Но я, как православный богослов, не могу о Вас, папистах говорить, что вы составляете Церковь. Конечно, в Вашем письма к митрополиту Пирейскому г-ну Серафиму Вы пишете и всеми силами пытаетесь утверждать, что вы составляете «Единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь» и конечно же с добавкой, «что и стоит Вас», то есть с нами Православными.
Но в данном случае я Вам скажу, уже после богословского изучения и исследования, то Вы паписты не являетесь Церковью. И я вновь разъясняю почему. Досточтимый, впечатляет то, что в святоотеческих текстах мы не находим определения Церкви. Имеющиеся некоторые руководственные определения о Церкви, опираются, в большей или меньшей степени, на ошибочные мнения.
Согласно православному богословию Церковь является Таинством и не определяется терминами. В какой степени кто-либо очищается и просвещается благодатью Божией, в такой мере он преимущественно и понимает это Таинство Церкви. Но у нас есть одно краткое слово апостольского мужа свм. Игнатия Богоносца, которого мы можем считать, и его так и рассматривали в действительности, в качестве того, кто дает определение тому что есть Церковь. Согласно этому святому Отцу Церкви Церковь это «Сокровищница», Святая Трапеза, то есть то на чем священник совершает Божественную литургию (Свм. Игнатий Богоносец. Послание в ефесянам 5, 2; Послание к траллийцам 7, 2. Об этих текстах основывается и ваш собственный патролог Altaner). Так что «Церковь» согласно свм. Игнатию Богоносцу является Таинством Божественной Евхаристии.
Действительно, в этом Таинстве, за Божественной литургией мы православные всем сердцем вкушаем что есть Церковь. Но я хочу предоставить и библейское доказательство выше сказанному, то есть церковь — это совершение Божественной Евхаристии. В качестве доказательства я приводу 11 главу 1-го послания к Коринфянам апостола Павла. Совершенно очевидно, что в этой главе апостол Павел говорит о собрании верующих (σύναξη τῶν πιστῶν) во время совершения Божественной Евхаристии. И это собрание он называет «Церковь» (Ἐκκλησία)? Посему он говорит: «Ибо, во-первых, слышу, то когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения» (стих 18). Итак, поскольку «Церковь» это собрание народа для совершения Божественной Евхаристии, а это Таинство конечно же совершается для Божественного Причащения Тела и Крови Христа, а поскольку мы с вами папистами не можем совместно совершать литургию и вместе причащаться Божественной Пищи, то отсюда вполне легко вытекает вывод, что вы не являетесь Церковью. Это я говорю в соответствии с нашей православной верой, а также и то, что Церковь, которую основал Христос — это Православная Церковь.
4. Понимаю, то Вас беспокоит то последнее, то я высказал, то есть то мы Православные составляем единственную и истинную Церковь, которую основал Христос, но не Вы паписты. То что вам говорю, это несомненно противоположно тому, что Вы с такой настойчивостью утверждали в Своем письме к собрату г-ну Серафиму, митрополиту Пирейскому, дабы мы православные «изучили» «одно для всех», что «хотите ли вы этого или нет», но вы паписты являетесь «Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью», в сопровождении в большей мере даже вызывающего вашего слова, «чего бы этого для нас не стоило». Нет, господин Николай, архиепископ католиков! Эта Православная Церковь является единственной истинной Церковью Христовой. И это так, потому что мы православные содержим учение Иисуса Христа и Святых Отцов и переданное Вселенскими соборами, в то время как вы католики все это извращаете.
Я Вас умоляю, не говорите мне, что Церковь заблуждалась на протяжении стольких веков, а вы паписты в 9 столетии «бесстрашно» вашими руками внесли в Символ веры Filioque, который вы в него добавили? Я написал слово «бесстрашно», потому что в действительности это деяния, которое вы совершили, было дерзостно и нечестиво. Поскольку имелся прежде принятый Вселенским собором закон — никому не дерзать изменять священный Символ, добавляя в него чего-либо или удаляя из него что-либо. Этот закон достойным образом уважали и почтили Святые Отцы III Вселенского собора и не добавили в Символ веры касающийся Пресвятой Девы термин «Богородица». Вы же паписты, вопреки недвусмысленного установления и вопреки примеру Святых Отцов Вселенского собора, подняли нечестиво свою руку — так что даже не побоялись изменить и священный текст Символа веры. Так что даже одной вставкой Filioque доказывается то, что вы не сохранили невредимой веру Отцов и изменили догмат Церкви. Теперь же послушайте, то Вам говорит наш Святой, великий Богослов, свт. Григорий Палама:
5. Я вам рекомендую г-н Николай прочесть все это слово святого Отца.
Это страшно, это является «бомбой» по отношению к вам, то что мной было приведено из характеристики одного святого Отца! Простите, пожалуйста. Не много и не мало в своем слове этом великий богослов свт. Григорий Палама говорит, и не только говорит, но и доказывает, что паписты являются движимыми сатаной еретиками!
Простите, Всечестнейший, но святой Православной Церкви это говорит и мы конечно же приемлем его слово, поскольку это говорит Святой и великий Богослов. Итак, в маленьком отрывке своего слова свт. Григорий Палама говорит:
6. Прежде Святитель говорит, что ересь латинян (наших папистов) является продолжением древних ересей Ария, Аполлинария, Евномия, Македония и др.
Прошу Вас, католический епископ, также прочесть что вам говорит святой о Filioque и в другом небольшом параграфе его слова. Прошу Вас проявить особое внимание к данному отрывку:
7. Прошу Вас, обратите внимание на то, что говорит святитель Григорий о добавлении Filioque, которое было внесено вами в Символ веры. Он ее называет «чуждой»!... Папизм, господин архиепископ католиков о. Наксоса, Тиноса, Андроса и Миконоса, это ересь и безусловно, как нам выше об этом сказал свт. Григорий Палама, а как говорят и многие другие Святые Отцы, она является великой ересью. Поэтому я удивился вместе и с другими братьями клириками слову собрата архиерея, которое мы недавно прочли в интернете (если бы мы не увидели бы в нем обман, то оно было бы истинным словом), то «не следует причислять к ересям ни братьев католиков, ни Католическую Церковь».
Считающий так православный архиерей идет по пути прямо противоположному богословию Святых Отцов, которое единогласно осуждает папистов как еретиков, что я и докажу в ряде моих исследований. Но если будем читать слово нашего собрата митрополита, то увидим насколько оно далеко от свт. Григорий Паламы, слова которого о «братьях» папистах я предлагаю здесь , которых, как якобы возлюбленных митрополит (Димитриадский) обнимает и приветствует!...
8. Поскольку, Ваша честь, паписты не принадлежат Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, которой является Православная Церковь, то вам следует упразднить термин «святой», поскольку вне Церкви Христовой не может быть никакой святости, никакого спасения. «Eхtra Ecclesia nulla salus» (вне Церкви нет спасения), сказал древний и великий отец экклесиолог свм. Киприан, епископ Карфагенский. Святость является благоуханным цветом, который произрастает только в Православной Церкви, поскольку только в ней есть правильные догматы веры, и святость не мыслима вне ее.
И другой святой отец, свт. Василий Великий, говорит:
Однако же паписты католики являются некрещеными! Следовательно, выражение «святейший» по отношению к папе или какому-либо католическому епископу, не крещенному и находящемуся вне Церкви, согласно святоотеческому богословию является погрешающим выражением. Поэтому. Всечестной г-н Николай я Вас не могу в своем письме приветствовать как «святого». Однако мне кто-то другой говорил, что и святоотеческих текстах мы встречаем почтительные выражения по отношению к еретикам. Да, говорю и я, даже по отношению к еретику Несторию у нас имеется приветственное слово свт. Кирилла «Ваше благовеинство» и «ваше благочестие»!
Однако давайте признаем тот факт, что эти выражения по отношению к еретикам говорится из почтения прежде их осуждения, прежде их изгнания из Церкви, для того чтобы им дать возможность им покаяться и отвергнуть их заблуждение. Но после их осуждения как еретиков мы не встречам в святоотеческих текстах обращений к ним «святой» и «святейший». В отношение же папистов у нас есть не только определения Соборов, но и анафемы на них. Итак мы не произносим им приветствия «святой» и «святейший». Не может быть никакой святости вне Церкви. Это является догматом Церкви.
Другой мой собрат мне говорил, тоже в отрицательном смысле, что мы приветствуем некоего начальника как «Досточтимый», и посему это может вызвать соблазн. Мне сказали, что мы приветствуем Папу как «святейшего» только из почтения. Гнилой довод! Начальника мы приветствуем «досточтимый», а тот, который пусть даже и не имеет чести, но если обладает возможностью и если пожелает, то на том месте, которое он занимает, он должен стать добрым и честным и досточтимым. Но Папа и его паписты, пребывают в ереси и заблуждении, посему вовсе не могут быть святыми и святейшими! Eхtra Ecclesia nulla salus (вне Церкви нет спасения) а также nulla sanctitas (=святости) для таких.
9. В завершении, дабы не не упустить многого и весьма важного из нашего поля зрения, г-н Николай, я как специалист в области Ветхого завета и профессор Афинского университета на кафедре Введение в изучение и герменевтики Ветхого Завета, хотел бы высказать свою глубочайшую скорбь и печаль в связи с ошибочными истолкованиями папистами фразы «Ангел Господень» (Мал ах Ягве), которое часто встречается в тексте Ветхого Завета. Согласно толкованию Святых Отцов «Ангел Господень», которым является праведникам Ветхого Завета, Патриархам и Пророкам, это Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, не воплощенный Сый, Который не спешит вовсе воплощаться и поэтому является в виде Ангела и даже еще до Его воплощения. И это толкование Святых Отцов, а также и современных православных толкователей говорит о том, то Ветхий Завет является книгой богоявлений не воплощенного Сына Божия и тем самым он является тем, чем и Новый Завет! Ветхий и Новый Завет имеют тоже содержание! «Два завета и два наставника и два брата возносит один Господь» (свт. Иоанн Златоуст)!. Ветхий Завет это книга не воплотившегося Иисуса Христа, а Новый Завет это книга воплощенного Иисуса Христа.
Вы же паписты, Досточтимый г-н Николай, истолковываете фразу «Ангел Господень» как сотворенного ангела и тем самым обесцениваете в нашей стране Ветхий Завет. Я часто с университетской кафедры со скорбью говорю об этой истине с тем, чтобы укрепить в студентах святоотеческое толкование и дабы представить Ветхий Завет как книгу богоявлений Иисуса Христа.
10. Я Вас благодарю, поскольку у вас есть терпение для прочтения текста моего письма. Вас прошу извинить меня за причиняемую скорбь, которую у Вас появилась. Но церковная история и жизнь Святых Отцов нашей Церкви научают нас, что в вопросах веры необходимо иметь искренность и прямоту. Моя архиерейская совесть, я напоминаю, меня вынудила, досточтимый, написать Вам данное письмо. Мы архиереи были бы предателями нашей священной клятвы данной нами во врем хиротонии, если бы зло понимаемого благородства и из любви или же даже из личной ответственности по отношению к кому-либо не говорили бы и не протестовали бы тогда, когда мы видим как искажается православная вера и нравственность.
С невероятно большой радостью я хотел бы вести открытый богословский диалог о различиях между православными и папистами и чтобы материалы его были бы выложены в интернете, дабы мы наблюдали за проявлением интереса к нему. Я вас прошу об этом. Я знаю, что Вы станете насмехаться над моим письмом, потому что в Вашем письме к моему сослужителю и брату митрополиту Пирейскому г-ну Серафиму вы дали характеристику тому, что им было написано как «забавное чтение», которое «Вас очень утомляет» в Вашей работе. И я ожидаю такой характеристики этого моего письма. Однако, поскольку Вы верите в истинность Ваших догматов, то не бойтесь диалога с нами.
Я, Досточтимый, вместе с другими отцами и братьями христианами Православной Церкви будем получать отдохновение и радоваться словам святого Космы Этолийского, которым я начал свое письмо к Вам. Я их напоминаю ради их величественности:
25 ноября 2013 года в Димицани
Вас приветствую любовью Христовой и с почтением.
Митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия
почетный профессор Афинского университета.
©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», 2014 год.
От редакции «Православного Апологета»: Это письмо митрополита Гортинского, известного богослова, профессора афинского университета, замечательного архипастыря Элладской Православной Церкви мы приняли решение перевести и опубликовать в связи с уже возникшим соблазном в православной пастве и духовенстве, который возник из-за филокатолических высказываний Высокопреосвященнейшего митрополита Волоколамского Иллариона, которые выли умело вкраплены в его речь во время выступления перед учеными Института Всеобщей истории РАН России. В открытом письме митрополита Иремии высказана весьма ясная позиция Православной Церкви в отношении римо-католицизма — папизма как ереси. И эта позиция не может быть никем изменена.
Единственным условием для изменения этой позиции может быть публичный, на уровне Всекатолического собора, отказ от многочисленных ересей римо-католицизма, начиная от filioque и главного догмата — о первенстве Римского папы, его вселенского универсализма и заканчивая еретической мариологией и нововведениями литургического плана в Таинствах.
Из возникшей в Греции острой полемике и длительной переписки православных пастырей с римо-католическим архиепископом Наксоса видна и та огромна накипь филокатолицизма у православной иерархии, которая закрывает глаза на подлинное учение Православной Церкви о римо-католицизме, не дает понять даже римо-католическим иерархам кто они есть и чем является их церковь. И в этом огромный вред именно Экуменического движения и Богословских диалогов, которые постоянно все более и более отходят от чистоты апостольского православия, стирают экклесологиеские границы, а их православные участники уверенно заявляют о своей православности и праве менять терминологию и понятия Православной Церкви, приписывая себе права, которые превышают все канонические, законодательные инстанции Православной Церкви. Они делают то, что не позволяли себе делать ни Святые Отцы Церкви, просвещенные божественной благодатью и имевшие образование на много порядков выше, нежели современные архиереи, ни даже Вселенские соборы. Такая дерзость просто поражает!!!
В дальнейшем мы надеемся перевести и опубликовать второе письмо митрополита Иеремии, направленное им римо-католическому архиепископу Николаю, в котором он дает ценнейшие церковно-канонические оценки деяниям патриарха Константинопольского Афинагора, дерзнувшего в одностороннем порядке снять соборные анафемы на римо-католиков, наложенные Константинопольским собором 1054 года. Митрополит Иоеремия в этом письме указывает на святых Отцов Церкви как непоколебимый авторитет в Церкви. Он раскрывает всю пагубность для Православной Церкви антицерковной деятельности патриарха Афинагора.
Досточтимому г-н Николаю
Католическому архиепископу Наксоса,Тиноса, Андроса и Миконоса
Радоваться и здравствовать!
1. Я архиерей Православной Церкви и совершаю свое пастырское служение народу Божию в священной Митрополии Гортинской и Мегалополисской. Благодарю Господа нашего Иисуса Христа, за то, что я родился и вскормлен в объятиях Матери Православной Церкви.
Святой нашей Православной Церкви Косма Этолийский, которому греки должны быть весьма признательны, поскольку если не было бы его, то не была бы свободной и наша Отчизна, говорил в своей проповеди порабощенным грекам:
«Все веры являются ложными. И отсюда я осознал, что только вера православных христиан является святой и дорогой. Вам следует радоваться тому, что вы православные христиане и надо вам плакать о тех нечестивых и еретиках, которые странствуют во тьме».
Поводом для написания Мной Вам письма является текст Вашего ответа Преосвященнейшему митрополиту Пирейскому г-ну Серафиму, а текст этого письма стал известен благодаря его публикации в интернете. Поскольку в этом письме затрагиваются существенные вопросы православного богословия, то прошу Вас принять и прочесть мое письмо, которое вынудила написать Вам моя архиерейская совесть, как я по крайней мере это пережил.
Вы являетесь не крещенными
2. Во-первых, Досточтимый Архиепископ католиков, я хотел Вам разъяснить, почему я вас не называю «братом», но обращаюсь к Вам со словом «Досточтимый». Конечно, в общем смысле все люди на земле являются братьями, поскольку все они происходят от матери земли. Это понимание присуще и нашему православному богослужению, в котором где-то говориться в Степенне 4 гласа «В сию землю матерь всяческая возвращается обратно для истления».
Но совсем иное, к сожалению Досточтимый г-н Николай, понимание слова «брат» мы имеем в церковном обращении, поэтому то я не могу вас именовать так, и мы исследуем почему. Слово «брат» (ἀδελφὸς) состоит в сущности из двух слов «δελφὺς» (= утроба, чрево) и «α» как собирательный принцип, а не отрицательный. Итак «братья», согласно этому истолкованию, это те люди, которые происходят из одной материнской утробы, имеют туже кровь в своих венах и принадлежат той же семье. «Утроба», которая «породила» человека и его соделывает чадом Божиим — это святое таинство Крещения. Кровь, которой питаются чада Божии это кровь Христова, которая была излита на Голгофе во врем Его Крестной смерти, и эта Кровь находится в Святой чаше Божественной литургии. А Семьей, которой принадлежат чада Божии, является Церковь.
Итак, Досточтимый архиепископ католиков, я не могу вас называть «братом», потому что мы происходим не из одной и той же материнской утробы. Мы православные крещены в Купели тремя погружениями, в то время как вы католики совершаете простое окропление. Мы не имеем с вами общения в Крови Христовой, и вы не принадлежите вместе с нами к Семье Божией, то есть к Православной Церкви. Поскольку мы не сослужим друг с другом, то мы и не можем называться «братьями», исходя из экклесилогического понимания и смысла этого слова.
В подтверждение мною выше сказанного я Вам приведу один соответствующий отрывок из свт. Иоанна Златоустого: «Братом соделывает крещение и причащение божественных таинств» (в PG. 58, 718). И еще одна цитата этого же отца: «что же соделывает братством? Баня пакибытия», то есть священное Крещение (PG 63, 177). Но и другой также святой Отец и великий богослов святой Никодим Святогорец, которого мы именуем «сопричтенным Святым Отцам» в отношении папистов говорит, что они являются некрещеными. Итак, мы не можем вас называть братьями.
Вы не являетесь Церковью
3. Но я, как православный богослов, не могу о Вас, папистах говорить, что вы составляете Церковь. Конечно, в Вашем письма к митрополиту Пирейскому г-ну Серафиму Вы пишете и всеми силами пытаетесь утверждать, что вы составляете «Единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь» и конечно же с добавкой, «что и стоит Вас», то есть с нами Православными.
Но в данном случае я Вам скажу, уже после богословского изучения и исследования, то Вы паписты не являетесь Церковью. И я вновь разъясняю почему. Досточтимый, впечатляет то, что в святоотеческих текстах мы не находим определения Церкви. Имеющиеся некоторые руководственные определения о Церкви, опираются, в большей или меньшей степени, на ошибочные мнения.
Согласно православному богословию Церковь является Таинством и не определяется терминами. В какой степени кто-либо очищается и просвещается благодатью Божией, в такой мере он преимущественно и понимает это Таинство Церкви. Но у нас есть одно краткое слово апостольского мужа свм. Игнатия Богоносца, которого мы можем считать, и его так и рассматривали в действительности, в качестве того, кто дает определение тому что есть Церковь. Согласно этому святому Отцу Церкви Церковь это «Сокровищница», Святая Трапеза, то есть то на чем священник совершает Божественную литургию (Свм. Игнатий Богоносец. Послание в ефесянам 5, 2; Послание к траллийцам 7, 2. Об этих текстах основывается и ваш собственный патролог Altaner). Так что «Церковь» согласно свм. Игнатию Богоносцу является Таинством Божественной Евхаристии.
Действительно, в этом Таинстве, за Божественной литургией мы православные всем сердцем вкушаем что есть Церковь. Но я хочу предоставить и библейское доказательство выше сказанному, то есть церковь — это совершение Божественной Евхаристии. В качестве доказательства я приводу 11 главу 1-го послания к Коринфянам апостола Павла. Совершенно очевидно, что в этой главе апостол Павел говорит о собрании верующих (σύναξη τῶν πιστῶν) во время совершения Божественной Евхаристии. И это собрание он называет «Церковь» (Ἐκκλησία)? Посему он говорит: «Ибо, во-первых, слышу, то когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения» (стих 18). Итак, поскольку «Церковь» это собрание народа для совершения Божественной Евхаристии, а это Таинство конечно же совершается для Божественного Причащения Тела и Крови Христа, а поскольку мы с вами папистами не можем совместно совершать литургию и вместе причащаться Божественной Пищи, то отсюда вполне легко вытекает вывод, что вы не являетесь Церковью. Это я говорю в соответствии с нашей православной верой, а также и то, что Церковь, которую основал Христос — это Православная Церковь.
Вы исказили Символ веры
4. Понимаю, то Вас беспокоит то последнее, то я высказал, то есть то мы Православные составляем единственную и истинную Церковь, которую основал Христос, но не Вы паписты. То что вам говорю, это несомненно противоположно тому, что Вы с такой настойчивостью утверждали в Своем письме к собрату г-ну Серафиму, митрополиту Пирейскому, дабы мы православные «изучили» «одно для всех», что «хотите ли вы этого или нет», но вы паписты являетесь «Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью», в сопровождении в большей мере даже вызывающего вашего слова, «чего бы этого для нас не стоило». Нет, господин Николай, архиепископ католиков! Эта Православная Церковь является единственной истинной Церковью Христовой. И это так, потому что мы православные содержим учение Иисуса Христа и Святых Отцов и переданное Вселенскими соборами, в то время как вы католики все это извращаете.
Я Вас умоляю, не говорите мне, что Церковь заблуждалась на протяжении стольких веков, а вы паписты в 9 столетии «бесстрашно» вашими руками внесли в Символ веры Filioque, который вы в него добавили? Я написал слово «бесстрашно», потому что в действительности это деяния, которое вы совершили, было дерзостно и нечестиво. Поскольку имелся прежде принятый Вселенским собором закон — никому не дерзать изменять священный Символ, добавляя в него чего-либо или удаляя из него что-либо. Этот закон достойным образом уважали и почтили Святые Отцы III Вселенского собора и не добавили в Символ веры касающийся Пресвятой Девы термин «Богородица». Вы же паписты, вопреки недвусмысленного установления и вопреки примеру Святых Отцов Вселенского собора, подняли нечестиво свою руку — так что даже не побоялись изменить и священный текст Символа веры. Так что даже одной вставкой Filioque доказывается то, что вы не сохранили невредимой веру Отцов и изменили догмат Церкви. Теперь же послушайте, то Вам говорит наш Святой, великий Богослов, свт. Григорий Палама:
«Итак, мы никогда не примем вас в общение, до тех пор, пока вы исповедуете, что Дух исходит и от Сына».
Вы являетесь послушным органом дьявола
5. Я вам рекомендую г-н Николай прочесть все это слово святого Отца.
Это страшно, это является «бомбой» по отношению к вам, то что мной было приведено из характеристики одного святого Отца! Простите, пожалуйста. Не много и не мало в своем слове этом великий богослов свт. Григорий Палама говорит, и не только говорит, но и доказывает, что паписты являются движимыми сатаной еретиками!
Простите, Всечестнейший, но святой Православной Церкви это говорит и мы конечно же приемлем его слово, поскольку это говорит Святой и великий Богослов. Итак, в маленьком отрывке своего слова свт. Григорий Палама говорит:
«Сей, стало быть, мысленный и оттого еще более проклятый змий (т. е. диавол)... через его послушные орудия латинян (страшное его слово, то есть святой говорит о том, то паписты явлются послушным орудием дьявола) пивносит новые реи о Боге, кажущиеся содержащими (лишь) малое изменение, но служащие поводом для великих зол, и они несут для благоестия весьма ужасные (последствия) и весьма неуместные и неестественные, и всем ясно показывающие, то и самое малое относящеес к Богу не вляется малым».
Папство является продолжением древних ересей
6. Прежде Святитель говорит, что ересь латинян (наших папистов) является продолжением древних ересей Ария, Аполлинария, Евномия, Македония и др.
Прошу Вас, католический епископ, также прочесть что вам говорит святой о Filioque и в другом небольшом параграфе его слова. Прошу Вас проявить особое внимание к данному отрывку:
«Как же вы дерзаете принимать то (Filioque), его не говорили теми, которые возвещали истину (т. е. святые Апостолы), то не возвещал Святой Дух, Который возвестил всю истину? (Как вы дерзаете принимать Filioque), о ем не свидетельствовал и о чем не извещал своим возлюбленным Он (т. е. Иисус Христос), возвестившего все, что Он слышал от Отца и пришел непосредственно ради той причины, чтобы свидетельствовать об истине? (Ин. 18, 37) Как вы дерзаете вводить чуждое добавление в определение веры, которое духовно написали избранные Отцы на общем Соборе и передали (нам)».
Острые укоры в адрес митрополита Димитриадского
7. Прошу Вас, обратите внимание на то, что говорит святитель Григорий о добавлении Filioque, которое было внесено вами в Символ веры. Он ее называет «чуждой»!... Папизм, господин архиепископ католиков о. Наксоса, Тиноса, Андроса и Миконоса, это ересь и безусловно, как нам выше об этом сказал свт. Григорий Палама, а как говорят и многие другие Святые Отцы, она является великой ересью. Поэтому я удивился вместе и с другими братьями клириками слову собрата архиерея, которое мы недавно прочли в интернете (если бы мы не увидели бы в нем обман, то оно было бы истинным словом), то «не следует причислять к ересям ни братьев католиков, ни Католическую Церковь».
Считающий так православный архиерей идет по пути прямо противоположному богословию Святых Отцов, которое единогласно осуждает папистов как еретиков, что я и докажу в ряде моих исследований. Но если будем читать слово нашего собрата митрополита, то увидим насколько оно далеко от свт. Григорий Паламы, слова которого о «братьях» папистах я предлагаю здесь , которых, как якобы возлюбленных митрополит (Димитриадский) обнимает и приветствует!...
Посему вас следует упразднить термин «Святой» и прекратить папу называть «Святым»
8. Поскольку, Ваша честь, паписты не принадлежат Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, которой является Православная Церковь, то вам следует упразднить термин «святой», поскольку вне Церкви Христовой не может быть никакой святости, никакого спасения. «Eхtra Ecclesia nulla salus» (вне Церкви нет спасения), сказал древний и великий отец экклесиолог свм. Киприан, епископ Карфагенский. Святость является благоуханным цветом, который произрастает только в Православной Церкви, поскольку только в ней есть правильные догматы веры, и святость не мыслима вне ее.
«Святыми, — говорит как-то свт. Иоанн Златоуст, — мы называем тех, которые имеют дар Святого Духа и правые догматы» (MPG 59, 443).
И другой святой отец, свт. Василий Великий, говорит:
«Посему -то все святые — храмы Бога и Сына и Духа Святого; в них живет единое Божество, единое Господство и едина Святость Отца и Сына и Святого Духа, через единую святыню крещения» (Adversus Eunomium lib. V PG. 29. 761B).
Однако же паписты католики являются некрещеными! Следовательно, выражение «святейший» по отношению к папе или какому-либо католическому епископу, не крещенному и находящемуся вне Церкви, согласно святоотеческому богословию является погрешающим выражением. Поэтому. Всечестной г-н Николай я Вас не могу в своем письме приветствовать как «святого». Однако мне кто-то другой говорил, что и святоотеческих текстах мы встречаем почтительные выражения по отношению к еретикам. Да, говорю и я, даже по отношению к еретику Несторию у нас имеется приветственное слово свт. Кирилла «Ваше благовеинство» и «ваше благочестие»!
Однако давайте признаем тот факт, что эти выражения по отношению к еретикам говорится из почтения прежде их осуждения, прежде их изгнания из Церкви, для того чтобы им дать возможность им покаяться и отвергнуть их заблуждение. Но после их осуждения как еретиков мы не встречам в святоотеческих текстах обращений к ним «святой» и «святейший». В отношение же папистов у нас есть не только определения Соборов, но и анафемы на них. Итак мы не произносим им приветствия «святой» и «святейший». Не может быть никакой святости вне Церкви. Это является догматом Церкви.
Другой мой собрат мне говорил, тоже в отрицательном смысле, что мы приветствуем некоего начальника как «Досточтимый», и посему это может вызвать соблазн. Мне сказали, что мы приветствуем Папу как «святейшего» только из почтения. Гнилой довод! Начальника мы приветствуем «досточтимый», а тот, который пусть даже и не имеет чести, но если обладает возможностью и если пожелает, то на том месте, которое он занимает, он должен стать добрым и честным и досточтимым. Но Папа и его паписты, пребывают в ереси и заблуждении, посему вовсе не могут быть святыми и святейшими! Eхtra Ecclesia nulla salus (вне Церкви нет спасения) а также nulla sanctitas (=святости) для таких.
Ответы на истолкования Ветхого Завета
9. В завершении, дабы не не упустить многого и весьма важного из нашего поля зрения, г-н Николай, я как специалист в области Ветхого завета и профессор Афинского университета на кафедре Введение в изучение и герменевтики Ветхого Завета, хотел бы высказать свою глубочайшую скорбь и печаль в связи с ошибочными истолкованиями папистами фразы «Ангел Господень» (Мал ах Ягве), которое часто встречается в тексте Ветхого Завета. Согласно толкованию Святых Отцов «Ангел Господень», которым является праведникам Ветхого Завета, Патриархам и Пророкам, это Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, не воплощенный Сый, Который не спешит вовсе воплощаться и поэтому является в виде Ангела и даже еще до Его воплощения. И это толкование Святых Отцов, а также и современных православных толкователей говорит о том, то Ветхий Завет является книгой богоявлений не воплощенного Сына Божия и тем самым он является тем, чем и Новый Завет! Ветхий и Новый Завет имеют тоже содержание! «Два завета и два наставника и два брата возносит один Господь» (свт. Иоанн Златоуст)!. Ветхий Завет это книга не воплотившегося Иисуса Христа, а Новый Завет это книга воплощенного Иисуса Христа.
Вы же паписты, Досточтимый г-н Николай, истолковываете фразу «Ангел Господень» как сотворенного ангела и тем самым обесцениваете в нашей стране Ветхий Завет. Я часто с университетской кафедры со скорбью говорю об этой истине с тем, чтобы укрепить в студентах святоотеческое толкование и дабы представить Ветхий Завет как книгу богоявлений Иисуса Христа.
Призыв к открытому диалогу с папистами
10. Я Вас благодарю, поскольку у вас есть терпение для прочтения текста моего письма. Вас прошу извинить меня за причиняемую скорбь, которую у Вас появилась. Но церковная история и жизнь Святых Отцов нашей Церкви научают нас, что в вопросах веры необходимо иметь искренность и прямоту. Моя архиерейская совесть, я напоминаю, меня вынудила, досточтимый, написать Вам данное письмо. Мы архиереи были бы предателями нашей священной клятвы данной нами во врем хиротонии, если бы зло понимаемого благородства и из любви или же даже из личной ответственности по отношению к кому-либо не говорили бы и не протестовали бы тогда, когда мы видим как искажается православная вера и нравственность.
С невероятно большой радостью я хотел бы вести открытый богословский диалог о различиях между православными и папистами и чтобы материалы его были бы выложены в интернете, дабы мы наблюдали за проявлением интереса к нему. Я вас прошу об этом. Я знаю, что Вы станете насмехаться над моим письмом, потому что в Вашем письме к моему сослужителю и брату митрополиту Пирейскому г-ну Серафиму вы дали характеристику тому, что им было написано как «забавное чтение», которое «Вас очень утомляет» в Вашей работе. И я ожидаю такой характеристики этого моего письма. Однако, поскольку Вы верите в истинность Ваших догматов, то не бойтесь диалога с нами.
Я, Досточтимый, вместе с другими отцами и братьями христианами Православной Церкви будем получать отдохновение и радоваться словам святого Космы Этолийского, которым я начал свое письмо к Вам. Я их напоминаю ради их величественности:
«Все веры являются ложными. И отсюда я осознал, что только вера православных христиан является святой и дорогой. Вам следует радоваться тому, что вы православные христиане и надо вам плакать о тех нечестивых и еретиках, которые странствуют во тьме»!
25 ноября 2013 года в Димицани
Вас приветствую любовью Христовой и с почтением.
Митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия
почетный профессор Афинского университета.
Источник: газета Ορθόδοξος Τύπος 6 Δεκεμβρίου 2013, αρ. Φύλλου 2001. σελ. 1, 7
©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», 2014 год.
От редакции «Православного Апологета»: Это письмо митрополита Гортинского, известного богослова, профессора афинского университета, замечательного архипастыря Элладской Православной Церкви мы приняли решение перевести и опубликовать в связи с уже возникшим соблазном в православной пастве и духовенстве, который возник из-за филокатолических высказываний Высокопреосвященнейшего митрополита Волоколамского Иллариона, которые выли умело вкраплены в его речь во время выступления перед учеными Института Всеобщей истории РАН России. В открытом письме митрополита Иремии высказана весьма ясная позиция Православной Церкви в отношении римо-католицизма — папизма как ереси. И эта позиция не может быть никем изменена.
Единственным условием для изменения этой позиции может быть публичный, на уровне Всекатолического собора, отказ от многочисленных ересей римо-католицизма, начиная от filioque и главного догмата — о первенстве Римского папы, его вселенского универсализма и заканчивая еретической мариологией и нововведениями литургического плана в Таинствах.
Из возникшей в Греции острой полемике и длительной переписки православных пастырей с римо-католическим архиепископом Наксоса видна и та огромна накипь филокатолицизма у православной иерархии, которая закрывает глаза на подлинное учение Православной Церкви о римо-католицизме, не дает понять даже римо-католическим иерархам кто они есть и чем является их церковь. И в этом огромный вред именно Экуменического движения и Богословских диалогов, которые постоянно все более и более отходят от чистоты апостольского православия, стирают экклесологиеские границы, а их православные участники уверенно заявляют о своей православности и праве менять терминологию и понятия Православной Церкви, приписывая себе права, которые превышают все канонические, законодательные инстанции Православной Церкви. Они делают то, что не позволяли себе делать ни Святые Отцы Церкви, просвещенные божественной благодатью и имевшие образование на много порядков выше, нежели современные архиереи, ни даже Вселенские соборы. Такая дерзость просто поражает!!!
В дальнейшем мы надеемся перевести и опубликовать второе письмо митрополита Иеремии, направленное им римо-католическому архиепископу Николаю, в котором он дает ценнейшие церковно-канонические оценки деяниям патриарха Константинопольского Афинагора, дерзнувшего в одностороннем порядке снять соборные анафемы на римо-католиков, наложенные Константинопольским собором 1054 года. Митрополит Иоеремия в этом письме указывает на святых Отцов Церкви как непоколебимый авторитет в Церкви. Он раскрывает всю пагубность для Православной Церкви антицерковной деятельности патриарха Афинагора.