Русский универсальный солдат XXI века (Окончание)

◄ Начало


Что бы хотелось видеть у нас или ложка дегтя в бочку меда

Безусловно, главные разработчики современной экипировки солдата и разработчики единой системы управления тактическим звеном вполне правильно понимают задачу модернизации сухопутных войск Российской армии. Все их основные усилия направлены на то чтобы превратить каждого солдата в самостоятельную универсальную боевую единицу и в то же время сделать подразделения единым боевым организмом.

Теперь немного о грустном. Десять лет и миллиард долларов были потрачены на автоматизированную систему управления войсками (ЕСУ ТЗ) в просторечии именуемую "Созвездие" по названию концерна, который эту систему вымучивает за немалые бюджетные деньги.

После прошли учения в Алабино, где одной из главных целей была проверка системы ЕСУ ТЗ "Созвездие". В СМИ прокатилась полноценная пиар-кампания в поддержку ЕСУ ТЗ, расхваливали на все лады, систему постепенно превращали не в то, что должно реально помогать нашим военнослужащим воевать на поле боя, а в некий бренд который надо выгодно продать.


Но на самом деле все, что было сказано или показано в СМИ по данной системе и по новой экипировке, это всё полная фикция! И на учениях фикцию впаривали на голубом глазу. Да безусловно разработчик ЕСУ ТЗ и современной экипировки оснастил солдат индивидуальными радиостанциями, индивидуальными планшетниками, выдал каждому солдату по системе навигации «GPS/ГЛОНАСС», есть чему порадоваться.


Честно сказать идея была хорошая до тех пор, пока при реализации идеи не натолкнулась на национальную поговорку: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Хотя винить в этом разработчиков оборудования весьма сложно. В конце концов, если сравнить уровень зарплат инженера разработчика или программиста в коммерческом сектора и в секторе предприятий работающих на гособоронзаказ то невольно можно получить когнитивный диссонанс осознавая тот факт, что за такие мизерный деньги (которые на порядок, а то и два меньше зарплат людей выполняющих ту же работу в коммерческом секторе) кто то вообще что-то разрабатывает для отечественной оборонки.

Но вернемся непосредственно к ЕСУ ТЗ. Как всем известно, любая автоматизированная система управления — это организованная совокупность средств, методов и мероприятий, используемых для решения определенных задач и состоящая из четырех важнейших и взаимосвязанных элементов:

1) программные средства (программные платформы, системы программных комплексов, алгоритмы и процедуры управления и взаимодействия или выражаясь современным языком – software);

2) аппаратные средства (непосредственно электронные системы, вычислительные системы, модули навигации, другое железо конструктивно входящие в экипировку или выражаясь современным языком – hardware);

3) средства (системы) связи и телекоммуникации;

4) обученный персонал.

Кроме того, необходимо чтобы все элементы этой взаимосвязанной системы были ориентированы на тот персонал, которому придется с данной системой работать и на те задачи, которые ему придется выполнять. Другими словами система должна отвечать критериям usability – степенью, с которой она может быть использована определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью.

Увы, ни по одному из выше указанных элементов разработчикам ЕСУ ТЗ нельзя поставить даже твердой тройки.


Основой комплекса в звене управления тактическим звеном батальон – рота – взвод – солдат изначально сделали ЭВМ «Багет», которая к чести разработчиков была создана почти полностью на отечественной элементной базе, но некоторым этого показалось мало и в итоге командиры в свои штабные машины получили ПЭВМ ЕС1866, но уже с применением значительного количества иностранных комплектующих.

Бог бы сними с иностранными комплектующими, как говорится главное, чтоб работала и удобной была. Данными компьютерами должны комплектоваться так называемые рабочие места командиров в штабных машинах, например в командно-штабной машине Р-149МА1 таких рабочих мест четыре. Многие скажут так, что в этом плохого, когда еще наши командиры могли мечтать о четырех ноутбуках в одном штабном БТэРе? Так то оно так, никто и не говорит что ноутбуки это плохо, тем более что ноутбуки весьма неплохие, но дело в том, что для управления подразделениями в тактическом звене и персонально солдатами они как взаимосвязанный элемент ЕСУ ТЗ абсолютно не годятся. У многих из нас был или есть ноутбук и все мы сталкиваемся постоянно с проблемой что, открыв несколько приложений или программ необходимых для работы мы получаем полностью загроможденный рабочий экран окнами работающих программ.

А теперь представьте что офицеру управляющему из штабной машины нужно в режиме реального времени получать информацию, наносить данные разведки на геоподоснову, контролировать размещение и перемещение подчиненных войск или солдат, отдавать те или иные распоряжения или управляющие команды и все это на экране размером 13-15 дюймов. Удобно ли ему будет исполнять свою функцию? Конечно нет! Такие рабочие места должны оснащаться мониторами размером не меньше 27 дюймов с высоким разрешением не менее1920 х 1080 пикселов, а так же данные мониторы должны полностью поддерживать технологию multi-touch.

Кроме того, в целях повышения надежности оборудования, данные рабочие места должны выполнятся в виде конструктивно спроектированных рабочих мест смонтированных в общей конструкции командно-штабной машины, а не в виде ноутбуков которые офицерами должны приносится в машину, подсоединятся к системам связи и управления через кучу кабелей или линий связи.

Естественно, ноутбуки выбрасывать не надо, их необходимо оставить на тот случай если офицерам вдруг потребуется выйти из командно-штабной машины и вести управление боем из-за какого либо укрытия или наблюдательного пункта.

Но вернемся к солдатам, которым благодаря ЕСУ ТЗ предстоит стать самостоятельной универсальной боевой единицей. Так ли у них все хорошо с аппаратной частью экипировки? Увы и тут не обошлось без нареканий. Как ранее писалось, изначально аппаратную часть экипировки начали внедрять при разработке комплекта экипировки «Брамица». Именно тогда были сформированы технические требования к аппаратной части, ее состав, возможности и назначение. В последствии при переходе на более современную экипировку «Ратник» аппаратная часть была дополнена несколькими элементами такими как модуль GPS/ГЛОНАСС и наладонный компьютер. Все вроде бы хорошо и даже отлично. У солдата появилась персональная рация, на автомат Калашникова устанавливается тепловизионный прицел, солдату выдали доселе невиданные гаджеты в виде GPS/ГЛОНАСС навигатора и наладонного компьютера, а так же разработчики дали каждому солдату нашлемный микродисплей. На первый взгляд все хорошо, но только на первый взгляд и сейчас объясним почему.

Помните, когда рассказывалось о составе комплекта экипировки, говорилось о системах связи и управления состоящая из множества блоков соединенных друг с другом целой кучей поводов, эта аппаратура зачем-то была разделена на блоки, которые обвешивает солдата как новогоднюю елку по всей окружности. Только представьте, солдату помимо того, что надо надеть бронежилет, поясную и плечевую разгрузочную систему в которых размещены боеприпасы, медикаменты, ракетницы надо будет надеть поверх всего этого кучу блоков системы связи и управления опутанных проводами.


Солдата впору учить не как воевать, а как ему все это на себя одеть, как во время боя не запутаться в том что на него надето, а если учесть что солдат должен весьма за короткий промежуток времени вооружатся и снаряжаться при тревоге или во время ведения боевых действий, то можно сделать вывод насколько будет боеспособным такой боец даже и снаряженный последними достижениями науки и техники.

Разработчикам изначально нужно было пойти по пути интеграции всех блоков системы управления и связи в разгрузочную плечевую систему а еще лучше в бронежилет. Кроме того поскольку система разделена на множество блоков, то и пользоваться всеми этими устройствами солдат сможет только по раздельности, а не в комплексе.

Судите сами, каким образом солдат будет пользоваться наладонным компьютером во время боя, когда ему надо не в экране что-то высматривать, а вести бой с противником, то есть что руки у него что глаза заняты сугубо важной работой. Тоже в качестве недостатка можно указать обилие управляющих органов данной системой связи и управления, солдату необходимо запомнить, а в бою успешно пользовать каждый элемент, но из-за обилия управляющих тумблеров кнопок и переключателей солдат может банально запутаться в стрессовой обстановке.

Отдельно хотелось бы сказать про то, что в армии называют стальным шлемом или в простанародие каской. Уже который год идет разговор о том, что каска у солдата должна перестать быть каской времен второй мировой войны, а стать высокотехнологическим инструментом, при помощи которого солдат будет успешно выполнять поставленную боевую задачу, но воз и ныне там. Производители касок выпускают просто каски, производители электроники выпускают просто электронику, а собраться вместе и изготовить совместно высокотехнологическое изделие у них никак не получается.

Разработчикам изначально при проектировании аппаратных средств ЕСУ ТЗ необходимо было радиостанцию и гарнитуру с ларингофоном штатно проектировать установленной в шлем – каску солдата. Но разработчики уперлось рогом, в итоге солдатам дали практический старую гарнитуру образцов производства раннего СССР с тангеткой и кучей проводов которая занимает руки у солдата в бою и к тому же жутко хрипит когда через нее идет звук.

Что касается так называемого нашлемного монитора, то и тут разработчики не стали себя утруждать созданием действительно высокотехнологичного продукта и слепо скопировали данный гаджет у американцев, это не в коем случае не плохо, это не перспективно и неудобно. Кроме того исполнение в монокулярном исполнении данного нашлемного монитора не позволяет в полной степени интегрировать солдата в информационное пространство поля боя.

Еще в 2009 году была создана технология при которой контакт человека окружающей средой становится на совершенно новую ступень. Суть данной технологии состоит в следующем – происходит проекция изображения на AMLCD дисплеи установленные в линзы очков. С помощью этих прозрачных линз созданных по технологии "see-thru" (смотри сквозь) происходит восприятие окружающей реальности. Этот технология по сути имеет больше чем большие перспективы разностороннего применения в аппаратном обеспечении ЕСУ ТЗ. Если разработчики вдруг решат немного посмотреть по сторонам и снимут свои шоры, которыми они окутаны и вдруг решат оснастить солдат технологией расширенной реальности. То шлем – каску солдата, можно оснастить несколькими видеокамерами и тепловизором , передающими картину окружающего мира на компьютер входящий в систему управления и связи солдата, последний бы модифицировал ее интеграцией элементов дополненной реальности.

В общем, картинка достойная Терминатора. И это не какая-то супер дорогая технология, видео-очки для iPod'a созданные по этой технологии уже можно купить в российских магазинах.

Еще один момент который могли бы реализовать помощью данной технологии – это сделать необязательной процедуру прицеливания солдатом перед выстрелом из автомата. Ни для кого не будет откровением, факт изобилия различных гаджетов для компьютерных игр которые имитируют настоящее оружие в руках игрока. В данном игрушечном вооружении геймеров стоят специальные датчики которые позволяют с точностью до миллиметра определить ориентацию в пространстве. Разработчикам ЕСУ ТЗ следовало бы оснастить вооружение солдат подобной технологией. Обязательными ее элементами должны быть комбинированный модульный прицел, баллистический вычислитель на основе микропроцессора и лазерный дальномер. Вычислитель через специальный интерфейс должен быть связан с портативным компьютером пехотинца. Это не только бы позволило бы значительно повысить эффективность стрельбы солдата, но и дало бы значительный эффект экономии боеприпасов, ибо солдат оборудованный подобной технологией стал бы по истине снайпером, не имея при этом никаких подобных навыков.

В результате применения цифровых средств связи семейства «Акведук» УКВ-диапазона в системе связи и управления солдата удается передавать кое-какие данные цифрового формата. Со скоростью… 1,2–1,6 килобит в секунду. Это не опечатка! Вины разработчиков в этом нет – против законов физики, как известно, не попрешь.

Кстати, такие скорости передачи данных можно считать прорывом. Если учесть, что имевшиеся на вооружении ранее аналоговые радиостанции вообще не обладали способностью передавать цифровую информацию. Но основная «фишка» применяемой системы связи заключается в использовании входящей в комплект радиостанции сверхвысокочастотного диапазона (СВЧ). Вот у данного гаджета пропускная способность – очень большая! До 5 мегабит в секунду. Правда, на весьма ограниченной дальности. В пределах прямой видимости.

Интенсивно развиваясь в изначально заложенном неверном направлении, разработчик ЕСУ ТЗ загнал себя в такой темный угол, из которого есть только один выход – назад к истокам. И эти ошибки, допущенные еще на начальной стадии проекта, нельзя компенсировать даже вмешательством огромного количества самых изобретательных инженеров или технологов.

Аппаратную часть ЕСУ ТЗ довести до ума, безусловно, можно и нужно. Все это решаемо. Причем в течение одного года. Потребуется, конечно, слом некоторых стереотипов утвердившихся в Министерстве обороны, ущемление кое-чьих финансовых интересов, а также «переписка» некоторого программного обеспечения и незначительная переделка «железа». С остальными мелкими недостатками можно смириться и доводить их уже в ходе опытной войсковой эксплуатации позволив нашему солдату стать действительно универсальным солдатом XXI века.

Выводы

На Международной выставке продукции военного назначения были представлены самые разные новинки-разработки, начиная с ботинок и кончая тяжелой бронетехникой с элементами систем автоматического управления тактическим звеном на поле боя. Вроде паритет соблюдается, и наш ВПК не отстает.
© http://imperialcommiss.livejournal.com || © http://prioratos.blogspot.com

Интересно, что думают об этом наши военнослужащие, собирающиеся в командировку на тот же Кавказ или другие горячие точки? Не секрет, что многие закупают за свои кровные более удобные разгрузки, спальные мешки, в которых действительно можно спать на снегу, другую экипировку, а кто побогаче и поопытнее – системы GPS – приборы определения координат местонахождения на местности, ибо все высокотехнологичные гаджеты в наши войска попадают только в сверхмалом количестве.

Неужели наши «универсальные солдаты» ХХI века, за исключением отдельных спецподразделений и дальше будут одеты в кирзачи, несколько модернизированные каски, официально именуемые стальными шлемами, которые практический ни чем не отличаются от тех касок, в которых ходили в атаку наши деды во время Великой Отечественной войны? Хотелось бы надеяться, что все будет по-другому. Воевать под лозунгом «вражеская броня крепка, но наши пули крепче» в XXI веке уже не получится.

KRYPTOCIDE