Звёздная урбанистика: летающие утопии и космические города



Земля – колыбель человечества. Но нельзя вечно жить в колыбели.
— Константин Эдуардович Циолковский

Наблюдая за звёздами невозможно не слышать их песен, не разглядеть в их сиянии приглашения к объятьям, не возжелать сиюминутно же пронзать всем телом облака и пространства.

Человек – это комета. Покинуть рубежи земного – естественный и неизбежный её импульс. Каждый рождается с огненным хвостом. Небо суть зов, и портал домой.

Воплощение утопии – вопрос Технологии. Сколь бы невозможным не казалось сегодня то или иное начинание, драгоценной является сама бравада воображения, умение дерзновенно и безудержно поставить мечту, лежащую за всеми мыслимыми пределами и возможностями.

Невозможное – это бабочка-однодневка. Рано или поздно человек и его города поднимутся в воздух, и ступят на землю вновь лишь тогда, когда Земля окажется далёкой синевой на покрывале вечной ночи.


Летающий остров

Города размером с Нью-Йорк будут парить над поверхностью земли, где воздух чище и не содержит болезнетворных бактерий. [...] Четыре гигантских генератора будут стрелять электрическими лучами в землю, и производить силу, достаточную, чтобы удерживать город в воздухе.
— Хьюго Гернсбек, 1920-е

Прежде, чем “отправиться” в космическую одиссею, город обретает крылья и колонизирует небо. Образ левитирующего полиса возникает задолго до надежды на внеземные путешествия, и важен как заря грядущей и всёвоспаляющейся мечты о жизни среди звёзд.

В 18-м веке на страницах третьей части “Путешествий Гулливера” Джонатан Свифт описывает город Лапута – летающий остров на алмазном основании, перемещающийся с помощью вращения огромного магнита.


Гулливер обнаруживает летающий остров Лапута. Иллюстрация: J.J. Grandville

Жители свифтовской Лапуты поглощены математикой и музыкой, и потому рассеяны. Измышляя Академию Прожектёров, где пытаются претворить в жизнь различные псевдонаучные начинания, Свифт придает сатире спекулятивные теории своего времени, но главное – раковую опухоль человеческого самомнения.

Всё это, конечно, не мешает контр-интерпретировать Лапуту и в альтернативном, трансгуманистическом ключе. Её население – люди хорошо образованные и технологически развитые. Они увлекаются искусством и науками; “не приземлены”, “возвышенны”.

Идея города, оторвавшегося от земли, может рассматриваться не только сатирой на утопию, но и метафорой надежды на лучшего человека; императивом, утверждающим позитивный проект человека будущего.

Советские небограды

Архитектор Георгий Крутиков был вдохновлен развитием советского воздухоплавания, увлекался дирижаблестроением, идеями полёта в стратосферу, вел переписку с “космическим этиком” К.Э.Циолковским, и был убежден, что архитектура будущего неотделима от воздушных путей сообщения.

В 1928 году в рамках своей дипломной работы под началом Николая Ладовского, “творческого лидера рационализма”, Крутиков представил концепцию “парящего города”: переместить города в заоблачные пространства, освободив землю для труда и отдыха.

Согласно проекту, летающий футурополис Крутикова состоит из двух частей: вертикальной – жилой, и горизонтальной – производственной (на земле). Жилая часть нависает над промышленной в виде параболоида, по поверхности которого размещаются ярусы парящих жилых комплексов.


Жилища нового типа – трудовые коммуны




Города будущего


Планетарная схема летающих городов


Жилище 2-го типа


Многофункциональная кабина


Жилище гостиничного типа

Сообщение между землей и частями небесной коммуны осуществляется одноместной кабиной-ячейкой, которая может двигаться по воздуху, земле и воде. Она оборудована убирающейся в стены и трансформирующейся мебелью. Оболочка кабины эластична и может принимать удобную для человека форму, не теряя, однако, своей основной структуры. Управление кабиной осуществляется движением руки, пересекающей силовые линии электромагнитного поля.

Другим замыслом, относящимся к зодчеству будущего, был проект Виктора Калмыкова “Сатурний” (1930). Будучи, как и Крутиков, учеником Ладовского, Калмыков предложил создать вокруг земного шара город-кольцо, поднятый в воздух и вращающийся по экватору со скоростью Земли.

На верхней стороне кольца – непрерывная полоса для взлёта и посадки летательных аппаратов. Ниже – ярусы жилых и общественных помещений. Монтаж отдельных звеньев города-кольца должен был производиться дирижаблями. Не исключалась возможность иметь и второе кольцо (через полюсы Земли).






Проект “Сатурний”

Годом ранее, в 1929-м, И.Иозефович, – опять таки, ученик Ладовского, – подготовил проект летающего Дома съездов СССР. Архитектор разделил все помещения на две части: первая – огромный летающий зал заседаний на 10 тысяч персон, и вторая – причальная башня. В ней располагался зал на 1200 чел, несколько аудиторий на 200 чел, библиотека, помещение под выставки и вспомогательные помещения. Башня также имела лифты для вертикальной коммуникации и гостиницу на 2 тыс. человек.


Фасад и разрез летающего Дома съездов СССР


Дом съездов: перспектива (зал заседаний парит над причальной башней)

Сфера Бернала

В 1929-м британский физик Джон Десмонд Бернал предложил создать в космосе “пространственную среду” в форме вращающейся сферы, наполненной воздухом и способной вместить до 30 тыс. человек, обширные сельскохозяйственные и промышленные угодья, зверофермы, парки и зоны отдыха. Вращаясь вокруг своей оси, “сфера Бернала” обещала гравитацию, невероятные полёты под зеркальным куполом и свежее молоко по-“утрам”.


















Девятое облако

В 1942-м, вдохновленный Лапутой Свифта, американский архитектор Ричард Бакминстер Фуллер, автор словосочетания “космический корабль Земля”, создал проект “Девятое облако” – концепт мигрирующих воздушных жилищ в виде гигантских геодезических терма-сфер, левитирующих над землей за счёт нагретого солнцем воздуха. Каждая сфера обеспечивала бы жильем 7000 человек, а город являл бы рой из 36 летящих сфер.






Космос как предчувствие

Колонизация звёзд никогда не казалась столь досягаемой, как в 1960-е. Полёт человека в космос (Гагарин, Восток-1, 1961) и высадка на Луну (Армстронг, Аполлон-11, 1969) спровоцировали глобальную когнитивную революцию – человечество смогло уже не только представлять, но и видеть себя в зеркале галактической мглы.

Межгалактическая аркология

Понятие “аркология” впервые прозвучало в книге Паоло СолериArcology: City in the Image of Man” (1969), который, наряду с группой Superstudio и её концептом Interplanetary Architecture (1967), был зачарован образом заселения космоса.


Одним из аркологических дизайнов Солери – город-астероид:

Asteromo – это астероид, рассчитанный на 70 тыс. жителей. По сути, это двухслойный цилиндр, надуваемый герметизацией и вращением основной оси... вес человека будет варьироваться от нуля у оси до некоторой доли его земного веса на поверхности. Он сможет летать без каких-либо дополнительных устройств. Там можно будет совершать дантезианские променады разного уровня физической сложности – от легких (в центре) до тяжёлых (на периферии)... Человек, обращенный к оси вращения, будет окутан чистой экологией.
— Паоло Солери

В 1980-х Солери создавал свои работы, с одной стороны, в качестве протестной альтернативы милитаризации космоса, с другой – исследуя архитектурные возможности в условиях нулевой гравитации.

Сознавая угрозу свалки космического мусора вокруг Земли, он размышлял над “зелёными утопиями” в звёздах, и пытался спроектировать такой космоград, в котором человек бы покончил с прискорбной традицией засорять всё вокруг.










Орбитальные цилиндры

В 1970-х принстонский физик Джерард О’Нилл разработал концепцию орбитальной космической мегаструктуры – т.н. “Цилиндра О’Нилла” (“Остров 3”). Два огромных цилиндра, будучи связанными друг с другом и вращаясь в противоположных направлениях, должны были создавать искусственную гравитацию на своей внутренней поверхности.

В рамках цилиндров предполагались разнообразные сельскохозяйственные кольца, промышленный и жилые блоки. Имитация ночи и дня осуществлялась бы с помощью управляемых зеркальных окон.

Чтобы избавиться от колоссальных расходов транспортировки материалов для сборки с Земли, “Остров 3” должен был изготавливаться с помощью материалов, транспортируемых из космоса. Предлагалось, в частности, доставлять всё с Луны, используя электромагнитные катапульты.

Важно понимать великую силу технологий космической колонизации. Если мы начнём использовать их, и будем делать это разумно, как минимум пять ключевых проблем мира будут решены без репрессий: обеспечение каждого человека таким уровнем жизни, который сегодня доступен лишь самым удачливым; защита биосферы от повреждений, вызванных транспортной системой и промышленным загрязнением; нахождение высококачественного жизненного пространства для мирового населения, размер которого удваивается каждые 35 лет; нахождение чистых и практичных энергетических ресурсов; предотвращение нарушения теплового баланса Земли.
— Джерард О’Нилл












Стэнфордский торус

Разработанный в 1975-м году при поддержке NASA в Университете Стэнфорда, “The Stanford Torus” предлагает концепт космического поселения в форме вращающегося кольца диаметром в милю, которое может вместить до 10 тыс. жителей.




















Битва за луну

Дело не только в научных исследованиях... Речь о том, чтобы расширить территорию обитания человека за пределы Земли.
— Майкл Гриффин, Администратор NASA.

В 2006-м году в NASA был озвучен концепт “Лунного аванпоста” (Lunar outpost), предполагающий начало заселения Луны, и строительство там базы-эмбриона в период с 2019 по 2024 года. У самого этого концепта – богатая предыстория чаяний.

Луна является первым “логичным кандидатом на заселение” ещё с 1940-50-хх (позже за это звание будут соперничать Венера и Марс). Достаточно вспомнить милитаристские проекты строительства подлунной авиабазы американских ВВС (Lunex Project, 1958) и надлунной военной базы (Project Horizon, 1959), а также французскую инициативу “лунного ковчега” (Lunar Ark, 2007). Нынешние конкуренты NASA – Японское Агентство Аэрокосмических Исследований (JAXA), запланировавшее построить первые “города” на Луне в период с 2020-2030-х годов, и Китайская Национальная Космическая Администрация (CNSA), намеревающаяся превратить Луну в одну сплошную шахту по добыче изотопа Гелий-3.






Дом на Марсе

Сегодня, когда “социальный web” всё еще актуален и предполагает открытое соучастие объединенных масс, вопросы колонизации других миров становятся предметом разработок уже не только визионеров-одиночек, но и кибер-коллективов.

В качестве примера можно привести проект “Mars Homestead™ Project”, активисты которого пытаются создать что-то вроде “Garden of Eden Creation Kit” (G.E.C.K.) для Красной Планеты, и приглашают к сотрудничеству по разработке “марсианских технологий” архитекторов, инженеров, промышленных дизайнеров, ученых, космических геологов и других смело мыслящих профессионалов.

Цель проекта определить и спроектировать ключевые технологии, необходимые для создания из местных материалов экономичной марсианской базы.

Хищник или комета?

На фоне прозвучавшей песчинки концепций из безграничного океана фантазий человека о житии за пределами Земли, возникает вопрос:

Этично ли вообще покидать Землю?

Мизантропический скептицизм, являющийся, в каком-то смысле, историческим реализмом, констатирует человека паразитом. Пожрав одну планету, он жаждет жрать другие, приумножая и на них свои традиционные хвори жадности и войны.

Всё это, несомненно, резонные беспокойства. Но Космос, пожалуй, в безопасности. Человек, в его нынешнем виде, неспроста “застрял” на причале земной орбиты.

Подлинная космическая одиссея невозможна без социального, культурного и политического консенсуса в рамках всего человеческого вида; консенсуса, который позволит получить необходимый сингулят – достаточное количество интеллектуальных, энергетических, и технологических ресурсов, чтобы овеществить амбицию путешествия к звёздам; консенсуса, который предполагает распад наций и стран на единую Федерацию Земля (Холодный термояд, антиграв, гиператомные двигатели, перенос сознания, и умственные и генетические сверхлюди позволят любой нации, без каких-либо федераций, достичь звёзд. Нужна лишь научно-техническая и когнитивная революцияприм. Impcommiss); консенсуса, без которого разнузданные чаянья Китайских Космических Администраций и прочих Национальных Аэрокосмических Агентств так и останутся палатками на Луне.

Переход человека с Земли в Космос может показаться несбыточным устремлением, но оно не более утопично, чем однажды свершившийся переход рыбы на сушу. Ключи от неба сокрыты в когнитивной революции, преломляющей само понимание того, что есть человек. Заглядывая в каждого, звёзды ждут принципиальной метаморфозы. На это у них – всё время мира.

KRYPTOCIDE