Перед лицом территориальных споров с соседями и большими неопределённостями на домашних фронтах, новоприобретённая мощь Китая нуждается в стабильности, которую могут помочь обеспечить только Соединённые Штаты. Китайская ставка на союз G2.
(Цао Синь, E.O./Worldcrunch): Ещё кипят страсти в Южно-Китайском море, а уже налетел шквал в Восточно-Китайском. Во-первых, десять рыбацких лодок, заполненых японскими правыми экстремистами ворвались на острова Дяоюйдао. Затем, Южная Корея приняла решение представить в Комиссию ООН по границам континентального шельфа официальный документ, с изложением своих новых территориальных претензий в Восточно-Китайском море. Согласно этому документу, континентальный шельф Южной Кореи распространяется не только до Окинавы, но также включает в себя Китайское Внутреннее море (China Inland Sea, в литературе называется Внутреннее Японское море — море в составе Тихого океана. С севера и востока омывает западную часть южного берега острова Хонсю, с юго-запада — берег Кюсю, с юга — берег Сикоку).
Таким образом, по всему побережью, с Севера на Юг, Китай одновременно вовлечен в полномасштабные споры о суверенитете территориальных вод и островов. Пекин сталкивается с рядом малых стран, пытающихся его потеснить и одновременно – окружить.
И это далеко не единственная проблема, с которой сегодня сталкивается дипломатия Китая. Самая большая проблема Китая – это философия и руководящие принципы дипломатии страны. Концепция "Гармоничного мира", на которой он всегда настаивал, не совместима с тем фактом, что Китай, в настоящее время, является второй по величине экономикой в мире. И что ему не доверяют другие страны. Подъем Китая вызывает много эмоций, подозрительность, тревогу и даже отторжение.
На Ближнем Востоке, который постепенно становится все более и более значимым для Китая, некоторые официальные лица жалуются, что Китай занимает выжидательную позицию, отмалчивается, боится четко сформулировать своё мнение.
Наиболее важный стратегический партнер Китая, Россия, является поставщиком современного оружия во Вьетнам, с которым Китай увяз в крупном скандале по поводу суверенитета над территориями. И в то время, когда Китай развивает сотрудничество в энергетической сфере с тремя центральноазиатскими государствами, Россия открыто или тайно вмешивается в ситуацию в регионе.
А тут еще Европа: Китай активно инвестирует на континенте, увеличивает импорт из стран-членов Европейского Союза и покупкой еврооблигаций реагирует на их серьезный кредитный кризис и рост национализма. Но все-таки это не изменяет того факта, что Европа является твердым союзником Соединенных Штатов.
Китай не имеет настоящих друзей в мире. Ни в "БРИК" (куда входят Бразилия, Россия и Индия), ни в Шанхайской организации сотрудничества (группа, которая включает такие страны, как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка и Беларусь). Это всего лишь форум, предоставляющий каждому государству-члену трибуну для провозглашения своих позиций, а не реальные международные организации, которые имеют статус в соответствии с международным правом. Среди всех крупных глобальных держав, Китай является единственной страной, которая сталкивается с такой ситуацией «одиночества».
Кроме того, в соответствии с руководящей идеологией дипломатической практики Китая, больше внимания уделяется сохранению лица, чем получению практической отдачи. Например, при необходимости эвакуировать своих граждан или предоставления консульской защиты за рубежом, дипломатические работники придают гораздо большее значение внутренним пропагандистским вопросам, чем предлагают реальную помощь нуждающимся людям. Вот почему, когда они сталкиваются с серьезными вопросами такими, как территориальные споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, они оказываются совершенно беспомощными.
Фундаментальная проблема состоит в том, что дипломатическая идеология Китая не отражает реальность. Это страна, где ВВП является вторым по величине в мире, но ее дипломатическое мышление – это мышление среднего уровня игрока в многополярном мире, который старается держаться в тени. Ей не хватает общей стратегической и международной перспективы.
С точки зрения силы, Китай занимает второе место в мире. И он должен защищать свои экономические интересы во всем мире. Делая упор на свою политику "гармоничного мира" или постоянно воздерживаясь от голосования на Совете Безопасности ООН, Китай только заставляет внешний мир думать, что Китай темнит, что он не поддерживает международное правосудие, что он даже не осмеливается отстаивать свои национальные интересы. И вполне логично, что в таких обстоятельствах, другие страны сплачиваются, чтобы конкурировать с Китаем.
Дипломатия Китая должна соответствовать тому факту, что страна является крупнейшим кредитором в мире, должна иметь мужество, чтобы защитить свои собственные интересы, а также играть роль в оказании какой только возможно помощи внешнему миру.
Среди различных доступных путей к этому, наиболее реалистичным было бы создание так называемой G2.
Концепция G2 впервые была озвучена в 2008 году доктором Фредом Бергстеном, директором Института международной экономики им. Петерсона. Он считает, что "Группа Двух" – США и Китай – должны согласовать свои позиции по отношению к мировым делам и, в частности, в направлении Азиатско-Тихоокеанских проблем.
Когда президент Обама посетил Китай в 2009 году, он довёл это представление до китайских лидеров. На фоне того, что американская экономика не восстановится в краткосрочной перспективе, а проблемы, связанные с Афганистаном, сохраняются, США нуждаются в помощи Китая, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В последнее время США также были вовлечены в разрешение ситуаций связанных с войной в Ливии, беспорядках в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке. Это отражает ослабление Америки. Некоторые американские лидеры считают, что Китай не угрожает США в военном отношении, что Китай не экспортирует свою идеологию, и его экономическое развитие оказывает очевидный глобальный эффект, в то время как в мире возникает всё больше и больше проблем, для решения которых Америка нуждается в помощи Китая. Америке нужна G2.
Однако многие китайцы скептически относятся к модели G2, ссылаясь на вопросы доверия и собственные интересы двух стран. Тем не менее, по зрелому размышлению, легко увидеть, что сила является наиболее важным фактором, определяющим развитие международных отношений, и эволюцию международных позиций страны.
За лидерство надо платить. Иногда потери могут быть больше чем прибыль, но это – основной интернациональный долг. И если Китай согласится на создание G2 с США то, по крайней мере ситуация с безопасностью вокруг Китая должна значительно улучшиться.
Последний и самый важный момент состоит в том, что внешнеполитические и внутриполитические проблемы взаимосвязаны и неразделимы. Чтобы решить свои текущие внутренние проблемы несовместимости экономического базиса и надстройки, Китай нуждается в стабильной внешней обстановке.
G2 может предоставить такие внешние условия. В противном случае, даже просто "неограниченный доступ в интернет", провозглашенный Хилари Клинтон или "стратегии интернет-свободы" будет достаточно, чтобы сделать жизнь Китая очень непростой. G2 может послужить основанием для доброго согласия между двумя союзниками, а не для коварного взаимоуничтожения. Китай нуждается в относительно стабильном переходном периоде, чтобы решить свои внутренние проблемы. Сотрудничество с Америкой и является ключом к достижению этой цели.
Встреча смериканского и китайского президентов
В китайских морях штормит
(Цао Синь, E.O./Worldcrunch): Ещё кипят страсти в Южно-Китайском море, а уже налетел шквал в Восточно-Китайском. Во-первых, десять рыбацких лодок, заполненых японскими правыми экстремистами ворвались на острова Дяоюйдао. Затем, Южная Корея приняла решение представить в Комиссию ООН по границам континентального шельфа официальный документ, с изложением своих новых территориальных претензий в Восточно-Китайском море. Согласно этому документу, континентальный шельф Южной Кореи распространяется не только до Окинавы, но также включает в себя Китайское Внутреннее море (China Inland Sea, в литературе называется Внутреннее Японское море — море в составе Тихого океана. С севера и востока омывает западную часть южного берега острова Хонсю, с юго-запада — берег Кюсю, с юга — берег Сикоку).
Таким образом, по всему побережью, с Севера на Юг, Китай одновременно вовлечен в полномасштабные споры о суверенитете территориальных вод и островов. Пекин сталкивается с рядом малых стран, пытающихся его потеснить и одновременно – окружить.
И это далеко не единственная проблема, с которой сегодня сталкивается дипломатия Китая. Самая большая проблема Китая – это философия и руководящие принципы дипломатии страны. Концепция "Гармоничного мира", на которой он всегда настаивал, не совместима с тем фактом, что Китай, в настоящее время, является второй по величине экономикой в мире. И что ему не доверяют другие страны. Подъем Китая вызывает много эмоций, подозрительность, тревогу и даже отторжение.
На Ближнем Востоке, который постепенно становится все более и более значимым для Китая, некоторые официальные лица жалуются, что Китай занимает выжидательную позицию, отмалчивается, боится четко сформулировать своё мнение.
Наиболее важный стратегический партнер Китая, Россия, является поставщиком современного оружия во Вьетнам, с которым Китай увяз в крупном скандале по поводу суверенитета над территориями. И в то время, когда Китай развивает сотрудничество в энергетической сфере с тремя центральноазиатскими государствами, Россия открыто или тайно вмешивается в ситуацию в регионе.
А тут еще Европа: Китай активно инвестирует на континенте, увеличивает импорт из стран-членов Европейского Союза и покупкой еврооблигаций реагирует на их серьезный кредитный кризис и рост национализма. Но все-таки это не изменяет того факта, что Европа является твердым союзником Соединенных Штатов.
В поисках друга
Китай не имеет настоящих друзей в мире. Ни в "БРИК" (куда входят Бразилия, Россия и Индия), ни в Шанхайской организации сотрудничества (группа, которая включает такие страны, как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка и Беларусь). Это всего лишь форум, предоставляющий каждому государству-члену трибуну для провозглашения своих позиций, а не реальные международные организации, которые имеют статус в соответствии с международным правом. Среди всех крупных глобальных держав, Китай является единственной страной, которая сталкивается с такой ситуацией «одиночества».
Кроме того, в соответствии с руководящей идеологией дипломатической практики Китая, больше внимания уделяется сохранению лица, чем получению практической отдачи. Например, при необходимости эвакуировать своих граждан или предоставления консульской защиты за рубежом, дипломатические работники придают гораздо большее значение внутренним пропагандистским вопросам, чем предлагают реальную помощь нуждающимся людям. Вот почему, когда они сталкиваются с серьезными вопросами такими, как территориальные споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, они оказываются совершенно беспомощными.
Фундаментальная проблема состоит в том, что дипломатическая идеология Китая не отражает реальность. Это страна, где ВВП является вторым по величине в мире, но ее дипломатическое мышление – это мышление среднего уровня игрока в многополярном мире, который старается держаться в тени. Ей не хватает общей стратегической и международной перспективы.
Общепризнанный принцип на международной арене – это сила, или даже – «закон джунглей»
С точки зрения силы, Китай занимает второе место в мире. И он должен защищать свои экономические интересы во всем мире. Делая упор на свою политику "гармоничного мира" или постоянно воздерживаясь от голосования на Совете Безопасности ООН, Китай только заставляет внешний мир думать, что Китай темнит, что он не поддерживает международное правосудие, что он даже не осмеливается отстаивать свои национальные интересы. И вполне логично, что в таких обстоятельствах, другие страны сплачиваются, чтобы конкурировать с Китаем.
Дипломатия Китая должна соответствовать тому факту, что страна является крупнейшим кредитором в мире, должна иметь мужество, чтобы защитить свои собственные интересы, а также играть роль в оказании какой только возможно помощи внешнему миру.
Среди различных доступных путей к этому, наиболее реалистичным было бы создание так называемой G2.
Концепция G2 впервые была озвучена в 2008 году доктором Фредом Бергстеном, директором Института международной экономики им. Петерсона. Он считает, что "Группа Двух" – США и Китай – должны согласовать свои позиции по отношению к мировым делам и, в частности, в направлении Азиатско-Тихоокеанских проблем.
Соединённые Штаты тоже нуждаются в Китае
Когда президент Обама посетил Китай в 2009 году, он довёл это представление до китайских лидеров. На фоне того, что американская экономика не восстановится в краткосрочной перспективе, а проблемы, связанные с Афганистаном, сохраняются, США нуждаются в помощи Китая, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В последнее время США также были вовлечены в разрешение ситуаций связанных с войной в Ливии, беспорядках в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке. Это отражает ослабление Америки. Некоторые американские лидеры считают, что Китай не угрожает США в военном отношении, что Китай не экспортирует свою идеологию, и его экономическое развитие оказывает очевидный глобальный эффект, в то время как в мире возникает всё больше и больше проблем, для решения которых Америка нуждается в помощи Китая. Америке нужна G2.
Однако многие китайцы скептически относятся к модели G2, ссылаясь на вопросы доверия и собственные интересы двух стран. Тем не менее, по зрелому размышлению, легко увидеть, что сила является наиболее важным фактором, определяющим развитие международных отношений, и эволюцию международных позиций страны.
За лидерство надо платить. Иногда потери могут быть больше чем прибыль, но это – основной интернациональный долг. И если Китай согласится на создание G2 с США то, по крайней мере ситуация с безопасностью вокруг Китая должна значительно улучшиться.
Последний и самый важный момент состоит в том, что внешнеполитические и внутриполитические проблемы взаимосвязаны и неразделимы. Чтобы решить свои текущие внутренние проблемы несовместимости экономического базиса и надстройки, Китай нуждается в стабильной внешней обстановке.
G2 может предоставить такие внешние условия. В противном случае, даже просто "неограниченный доступ в интернет", провозглашенный Хилари Клинтон или "стратегии интернет-свободы" будет достаточно, чтобы сделать жизнь Китая очень непростой. G2 может послужить основанием для доброго согласия между двумя союзниками, а не для коварного взаимоуничтожения. Китай нуждается в относительно стабильном переходном периоде, чтобы решить свои внутренние проблемы. Сотрудничество с Америкой и является ключом к достижению этой цели.