Страницы

Сделка Трампа и Путина по Сирии

После того, как в конце июня CNN сообщила о возможной "сделке" Трампа и Путина по Сирии, основной интерес стал представлять возможный масштаб такой "сделки". По сути, речь может идти о двух ее вариантах — ограниченном (с передачей Путину территорий на юге Сирии) и более полном — с передачей американской зоны оккупации в восточной Сирии.


Второй вариант не выглядел с самого начала более вероятным, чем первый, однако за прошедшую неделю произошло несколько событий, которые могут привести к тому, что Штаты всерьез задумались о выводе своих сил (естественно, за исключением кураторов и советников) из Сирии, и готовы передать восток Сирии Кремлю. Курды СДС вчера провели переговоры в Дамаске (и по сообщениям, успешные) о возможном взаимном признании и переходе под "руку" Асада. Учитывая, что СДС полностью подконтрольны США, без их одобрения такое было бы невозможно. Что позволяет сделать осторожный вывод о формате будущей сделки Путин-Трамп.

Трамп вполне может пойти на программу-максимум по Сирии, ничем особенным при этом не рискуя: во-первых, Путину будет передана тотально разрушенная территория, сумма восстановления которой уже обозначена. Асад говорил о 400 миллиардах долларов, но даже 100-150 миллиардов — тяжелейшая ноша для умирающей путинской экономики. Внутренних ресурсов у Сирии слишком мало, чтобы оплатить расходы российского бюджета. Сирийской нефти мало: ее и до войны добывали в количествах, не покрывающих потребности Сирии, есть немного газа, есть минералы. Сирия важна не природными ресурсами, а инфраструктурным положением, но в ближайшие пару десятилетий любые региональные и глобальные инфраструктурные проекты на ее дочиста разрушенной территории представляются крайне сомнительными.

При этом США сохранят контроль и отношения с СДС, что сделает их инструментом влияния и давления на Асада и Путина в Сирии. Наконец, главная причина, по которой Путин пошел на сирийскую авантюру, так и остается нерешенной: север Сирии все равно остается за Эрдоганом, который не намерен уходить и передавать его Асаду. А значит, у Путина нет возможности вынудить Турцию на согласие по ключевым параметрам Турецкого потока, оставляя Южный газовый коридор ЕС в качестве основного конкурента Потоку, причем у Коридора есть возможность для расширения, у Потока — нет.

Естественно, что такой подарок без условий не бывает, и очевидно, что важнейшим условием передачи востока Сирии Путину станет его гарантия Израилю и США относительно присутствия Ирана в Сирии. На Путина будет возложена обязанность по выдавливанию Ирана и его прокси из Сирии и создание барьера, разрывающего "шиитский пояс". Что, без сомнения, обострит отношения между Тегераном и Кремлем в полному удовольствию и США, и Израиля.

В сухом остатке такой сделки Путин получит ненужную ему территорию Сирии (а нужную — как раз нет), получит обременение для бюджета в десятки и сотни миллиардов долларов, конфликт с Ираном и чужую гражданскую войну, которая будет идти еще долгие годы. Трамп получит управляемый им конфликт и ручную собачонку, которую он натравит на своего противника — Иран. И всё это оплатит Путин.

Вариант неплохой, однако нужно подождать 16 июля. Пока вероятность максимального и минимального формата сделки все-таки остается примерно равной.