Россия намного слабее, чем СССР в свое время, но сегодня имеет больше возможностей для причинения ущерба другим странам, утверждает в статье, опубликованной The Financial Times, Лилия Шевцова, сотрудник Russia and Eurasia Programme (Chatham House, Великобритания).
«Западные дебаты о том, как сдерживать Россию (или взаимодействовать с ней), проникнуты ощущением своего бессилия. Система уцелела благодаря тому, что отбросила коммунистическую идеологию, переняла либеральные стандарты и стала имитировать партнерство с Западом, а затем переключилась на сопротивление ему», — считает автор.
По мнению Шевцовой, невозможно успешно сдерживать государство, которое интегрировано в мировые системы торговли и безопасности.
«Изоляция ядерной державы — еще более рискованная идея. Вдобавок Москва старается обаять Запад. Напористость Кремля — это способ вынудить Запад к взаимодействию на условиях Москвы. Кремль переходит к тактике, направленной на раскол либеральных стран, и попробует найти промежуточную точку между "быть на стороне Запада" и "быть против западной политики"».
Шевцова считает, что западные призывы пойти на уступки России лишь укрепляют антисовременные, антилиберальные тенденции в самой России. Двухвекторный подход — сдерживание плюс взаимодействие — тоже не срабатывает, так как сдерживание никак не может порождать доверие.
Идея «отношений на основе сделок», которую, как ожидается, поддержит Д. Трамп, тоже не обнадеживает. Москва готова к новой «большой сделке».
«Она не только хочет заключить "новое Ялтинское соглашение", но и желает, чтобы Запад одобрил право России интерпретировать глобальные правила, как ей заблагорассудится, и выстроить порядок, основанный на балансе интересов и держав. Но какой может быть баланс при столь гигантской асимметрии в военно-экономическом могуществе сторон сделки?
Запад не сможет принять ответные меры, пока не решит, что делать с опорами, которыми иллиберальные системы, например российская, обзавелись в западных обществах, а также пока не отбросит амбивалентность при защите норм либеральной демократии», — заключает Шевцова.
Она не испытывает оптимизма, так как политические элиты России и Запада не знают, как строить недружественные отношения в эру глобализации.