Страницы

Орден тамплиеров хотят противопоставить ИГИЛ


По мнению американского военного эксперта, именно «новые тамплиеры», а не правительственные войска смогут победить джихадистов.


Новым уникальным оружием мирового сообщества против действий джихадистов из «Исламского государства» (ИГИЛ) должен стать восстановленный Орден тамплиеров (храмовников). С такой необычной идеей на страницах нью-йоркской газеты The Fiscal Times выступил ее колумнист Эндрю Л. Пик.

Человек непростой, служил в американской армейской разведке, был стратегическим аналитиком при Верховном командовании Вооруженных сил США и НАТО, а после выхода в отставку преподает в Школе углубленных международных исследований при Университете Джона Хопкинса политическую теорию и стратегическую науку.

И вот как Пик аргументирует свое предложение. Опыт военных действий против «Исламского государства» показывает, что правительственные войска не могут справиться с джихадистами. Единственные, кому оказалось по силам нанести существенные поражения боевикам, это добровольческие партизанские формирования, сформированные по этническому или религиозному признаку, как отряды шиитских повстанцев и их иранские советники, сирийские алавиты и их союзники из «Хезболлы», курдские батальоны самообороны пешмерга. Даже первая победа над ИГИЛ, пишет колумнист, состоялась в 2007-2008 годах в провинции Анбар силами суннитских боевиков, а не иракской армии.

«Исламское государство» пользуется пробелами государственных институтов на Ближнем Востоке. Арабские государства далеко отстали от остального мира, не могут эффективно конкурировать во всех сферах, кроме тайной полиции. ИГИЛ и другие радикальные группировки заполонили Twitter призывами к формированию глобальной идентичности мусульман. А спонтанность тысяч ежедневных различных взаимодействий людей по всему миру, связанных в единую сеть, позволяет действовать быстрее, чем управлять через любую бюрократическую структуру. Это также помогает джихадистам превозмочь «извращенный триумф демократического капитализма». Победа Запада обнажила его слабость, а исламизм, как коммунизм и фашизм, — последнее воплощение желания человека заполнить чем-то свое бытие. Все попытки западных спецслужб перекрыть вербовку новобранцев в ряды «Исламского государства» оказываются неуспешными. Теневые сети джихадистов не считаются с границами. Граница между Ираком и Сирией существует на наших картах, но ее нет в реальной жизни. Равно как нет границы между Сирией и Ливаном и, пожалуй, между Ираком и Ираном. Все эти «пробелы» и «разрывы» в настоящее время заполняют боевики ИГИЛ.

Вот почему им нужно противопоставить такое же негосударственное образование, которым может быть возрожденный орден тамплиеров, заключает Пик. Храмовники появились на Ближнем Востоке около 900 лет назад в очень уникальной геополитической ситуации, когда в регионе существовало несколько христианских государств, организованных представителями европейской аристократии.


По общепризнанной версии архиепископа Тирского Вильгельма,

«…в 1119 году несколько благородных рыцарей, любящих Господа всей душою, благочестивых и богобоязненных, предали себя в руки патриарха для службы Иисусу Христу, изъявив желание до конца своих дней жить, соблюдая целомудрие, проявляя покорность и послушание и отказавшись от владения каким-либо имуществом.

Выделялись же из них более всего достопочтенные Гуго из Пейна и Годфруа из Сент-Омера. Поскольку у них не было ни церкви, ни постоянного жилища, король дал им временное пристанище в своем дворце, что размещался с южной стороны от Храма Господня… Служба же этих рыцарей, вмененная им патриархом и другими епископами для отпущения грехов, состояла в наилучшей защите дорог и троп, по коим шли паломники, от нападений разбойников и грабителей».

Как пишет американский историк Шаран Ньюман, первоначально тамплиеры представляли собой изолированную группу, никак не связанную с папским престолом. Соответственно, они опирались на местные традиции и реалии. А те значительно отличались от версии христианства, принятой в католической и православной среде за пределами Святой земли.

Так, оказавший покровительство первым храмовникам король Балдуин II Иерусалимский терпимо относился к проживающим в Эдесском графстве армянским монофизитам, которых греки считали еретиками. Сами армяне не возражали против правления явившихся из Европы крестоносцев при условии, что те позволят им исповедовать свою форму христианства. В отличие от многих завоевателей Балдуин II был склонен с уважением относиться к обычаям и традициям своей новой страны. Он принял армянского патриарха «с великим почетом, каковой положен был высокому церковному чину, пожаловал ему поместья, преподнес дары и выказал дружеские чувства».

Различным христианским сектам графства дозволялось соблюдать собственные формы религиозной практики, насильственного обращения в католичество не происходило. Желая сблизиться со своими новыми подданными, король взял себе армянскую невесту — дочь армянского князя Гавриила, правителя Мелитены.

Непростыми были отношения тамплиеров с мусульманами. С одной стороны, храмовники и исламисты часто воевали друг с другом, не гнушались нападать и грабить караваны мирных паломников. С другой стороны, зачастую шиитский Дамаск предпочитал иметь дело с христианами, чтобы не оказаться во власти суннитских халифов Багдада. Сирийские ассасины время от времени заключали союз с крестоносцами, чтобы противостоять общим врагам.

В 1128 году ассасинам Баниаса угрожал Дамаск. Их предводитель и еще несколько человек были распяты на стенах Дамаска, «дабы все видели, как Бог поступает с гонителями истинных мусульман и примерно наказывает неверных». Не желая покоряться Дамаску, ассасины предпочли сдать Баниас Балдуину II. Усама ибн Мункыз, эмир Шайзара, оставил запись о своих посещениях церкви, выстроенной рядом с Храмом Соломона в Иерусалиме, где находилась резиденция тамплиеров, а до и после крестоносцев — мечеть Аль-Акса.

«Когда бы я ни приходил в мечеть, которая была в руках тамплиеров, моих друзей, они предоставляли в мое распоряжение небольшую молельню, чтобы я мог вознести там свои молитвы».

Усама не был в восторге от европейцев, но среди них, в том числе и среди тамплиеров, были его друзья. Положил конец пребыванию храмовников на Святой земле курд Саладин, после чего рыцари вернулись в Европу, где их существование прекратили французский король Филипп Красивый и папа римский Климент V.

Это история. Но ею на Ближнем Востоке пропитан каждый камень и каждая песчинка. Поэтому современный орден тамплиеров, воссоздать который предлагает бывший американский разведчик, должен будет учитывать ошибки прошлого. Каким он может оказаться? Вряд ли христианским, поскольку сегодня на Западе трудно найти достаточное количество воинственных мужчин с хотя бы зачатками христианского вероисповедания. Формировать его из мусульман — тоже не выход в условиях противостояния суннитов и шиитов. Поэтому, скорее всего, новые тамплиеры станут межконфессиональным или, пожалуй, светским орденом. Следующий вопрос — где они будут базироваться? Сегодня на Ближнем Востоке нет христианских королевств. А любая страна, которая даст приют храмовникам, сразу окажется под прицелом боевиков «Исламского государства» и прочих радикальных исламистских групп.

Так что рассчитывать на стабильные ближневосточные мусульманские государства и Израиль здесь не приходится. Отсюда же проблема финансирования. Если воспринимать новых тамплиеров как обычных наемников, то непонятно, чем они будут отличаться от ныне действующих частных военных компаний. То есть храмовников надо чем-то завлечь. Но чем? На протяжении последнего столетия Запад активно кроил политическую карту Ближнего Востока. Границы государств постоянно двигались, на смену исламским режимам приходили светские авторитарные, которые потом под видом «демократизации» через разрушительные механизмы «арабской весны» снова менялись на исламистские. Местным элитам и обществам таким образом внушалась мысль об их неспособности к государственному строительству. Параллельно с Западом администрирование и регулирование разрушает ИГИЛ.

Поэтому не исключено, что от ряда ближневосточных государств, где процессы хаоса проявляют себя сильнее всего, на первом этапе в наиболее важных коммуникационных точках региона «попросят» выделить территории для базирования ордена тамплиеров. После чего на втором этапе храмовники потребуют легитимации их присутствия на Ближнем Востоке через учреждение и признание новых государств, повторив тем самым исторический круг времен Первого крестового похода.