Страницы

Демоны войны не исчезли в Европе, они лишь затаились


Премьер-министр Люксембурга и бывший глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер в интервью немецкому изданию Der Spiegel заявил, что видит рост национализма, проблемы в экономике и другие факторы, которые "напоминают ситуацию в Европе перед Первой мировой войной".

Жан-Клод Юнкер всегда отличался довольно осторожными и тактичными высказываниями, его вряд ли можно упрекнуть в стремлении к сенсационным заявлениям.


Однако в своем интервью немецкому журналу "Шпигель" он провел ряд пугающих параллелей между тем, что происходит в Европе сегодня, и ситуацией накануне Первой мировой войны.

"В 1913 многие полагали, что в Европе никогда больше не будет войн. Ведущие державы континента были так тесно связаны экономически, что они не могли позволить себе вести военные действия друг с другом — это убеждение было очень распространенным. В результате сложилось всеобщее ощущение благодушия и уверенности в том, что войны быть не может.

Я считаю, что сегодня все, кто полагает, что вопрос "войны и мира" раз и навсегда решен в Европе, могут так же глубоко заблуждаться, как и те люди, которые не верили в возможность войны 100 лет назад.

Демоны прошлого не были изгнаны навсегда, они лишь затаились. Я поражен, насколько схожи противоречия в Европе образца 2013-го года и той ситуаций, которая сложилась перед Первой мировой войной. Меня шокировали плакаты протестующих в Афинах, которые изображали канцлера Германии в нацисткой униформе. Выборы в Италии также оказались чрезвычайно антинемецкими, и в этом смысле антиевропейскими", — отмечает Юнкер.

Он также заявил, что резкие нападки ряда немецких политиков на Грецию в разгар финансового кризиса оставили "глубокие раны" и только ухудшили образ Германии среди греков.

Ряд экспертов отметили, что высказывания люксембургского премьера не стоит воспринимать буквально, а скорее как предостережение. В частности, по мнению Альмут Меллер, аналитика German Council on Foreign Relations, Юнкер сделал акцент на волне национализма и антиевропейских настроений, которая захлестнула проблемные страны.

Кроме того, также есть точки зрения, что своим громким заявлением Юнкер хотел провести параллели между военной мощью отдельных стран прежних лет и той экономической силой, которой они обладают сегодня.