Страницы

Понтий Пилат. Выполненное обещание


Прокуратор Иудеи Понтий Пилат

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи – личность, в первую очередь, известная миру через Евангелие, согласно которому он оказался судьей Иисуса Христа. Согласно историческим свидетельствам, Пилат был человек жестокий и безжалостный, на совести которого было много смертных приговоров без суда. Долгое время не было прямого подтверждения факта исторического существования прокуратора Иудеи Понтия Пилата, хотя он упоминался в литературных источниках того времени. В 1961 году итальянскими археологами в Кесарии был обнаружен камень с латинской надписью «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Это была первая неопровержимая находка, подтвердившая литературные источники.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Синедрион, высший судебный орган иудеев, во время римского правления не имел права самостоятельно выносить смертный приговор человеку, а потому подобные дела передавались на рассмотрение прокуратору – представителю римской власти в Иудее. Так, по доносу главенствующих иудеев, Иисус Христос оказался на суде перед Пилатом. Из Евангелия известно, что Понтий Пилат и Иисус вели диалог, после которого римский наместник пришел к выводу, что Иисус Христос не виновен. Однако, испугавшись угроз иудеев, Пилат все-таки отправил Христа на распятие. Жена Пилата, видевшая пророческий сон («ибо во сне много страдала за него»), поняла, Кого её муж хочет казнить и всеми силами пыталась убедить его не делать этого.


Мы имеем поразительное историческое свидетельство официального биографа Понтия Пилата, известного, как Грек Гермидий. Показания Гермидия в кругах исторической науки высоко ценятся, поскольку отличаются фотографической точностью и беспристрастностью. Он вначале отрицательно относился к Иисусу Христу, считая его обманщиком, и вплоть до его распятия поддерживал вынесение Христу смертного приговора. Однако вот что Гермидий пишет о Понтии Пилате:

«Незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря[i] с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу, она спрашивала его: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?». Пилат ответил ей: «Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, – будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив».

Необходимо сказать, что в те времена считалось высокой честью иметь свое изображение на монете, а потому этому придавалось большое значение. Но самое поразительное произошло дальше. По словам Гермидия, Пилат действительно запретил помещать на монеты свое изображение, поскольку убедился, что воскресение Христово действительно произошло (в ночь воскресения на месте события находились его люди, среди которых был лечащий врач Пилата Эйшу, а также лично сам биограф Гермидий).

Сообщение Гермидия само по себе достаточно авторитетно, однако, если все-таки ему не поверить, то современная нумизматика полностью подтверждает истинность этого сообщения. Иерусалимские монеты с того времени чеканились исключительно с изображением кесаря, – Понтий Пилат на них отсутствовал.

[i] Имеется в виду Тиверий