Страницы

Об англосаксонских корнях немецкого нацизма


Сегодня, даже через 67 лет после разгрома Третьего рейха, война продолжается. На этот раз – война с памятью о беспримерном подвиге советского солдата. За попытками «уравнять» вскормленный Западом в 30-40-е годы ХХ века гитлеровский фашизм и советскую Россию скрывается идеологическая преемственность преступной национал-социалистской тирании с англосаксонской имперской политикой…

Характер этой преемственности, её основные признаки подробно анализируются в книге «Английские корни немецкого фашизма», написанной профессором Гейдельбергского университета, известным историком и социологом Мануэлем Саркисянцем, армянином, родившимся в Баку в 1923 г. и проживающим ныне в Мексике.

Впервые книга была переведена на русский язык и вышла в свет в 2003 году в Санкт-Петербурге*.

Книга исключительно редкая. Русский перевод был сделан с издания 1997 года (Издательство Scholl, на немецком языке). На английском языке книгу издали только в Индии и Ирландии – эти страны на собственной шкуре познали, что такое произвол англосаксов. В Англии книга М. Саркисянца никогда не публиковалась.


Факты, приводимые автором в его работе, убийственны. «От расы господ в колониях – к фашизму в Европе», «Подражание английскому воспитанию вождей в Третьем рейхе», «Англия как прообраз расового единства», «Хьюстон Стюарт Чемберлен – британский провидец, пионер и пророк Третьего рейха», «Английский фашизм в Англии», «Почитатели Гитлера из английского истеблишмента» – вот названия некоторых глав этой книги.

Касаясь системы гитлеровского воспитания, М. Саркисянц, со ссылкой на первоисточник, пишет:

«Организаторы «наполас» – национально-политических воспитательных заведений – из гиммлеровских СС сознательно следовали образцам английских элитарных паблик-скулс [общественных школ] (1)».

С самого возникновения Третьего рейха британские воспитатели расы господ встречались со своими нацистскими подражателями (которые впоследствии самым радикальным образом превзошли своих учителей) и в полной мере сознавали, что воспитание гитлеровской элиты производилось по образцу воспитания элиты английской. Англичане сразу же дали положительную оценку деятельности своих немецких коллег. Так, директор паблик-скул в Лоуэстофт, обращаясь к своим британским читателям, назвал гитлеровские «наполас» «Public Schools in Germany» [общественными школами в Германии] (2).

Английская система образования как метод закалки будущих хозяев мира вызывала особое восхищение фюрера, о чём он и заявил в «Речи, посвящённой Англии» 30 января 1941 года.

Обергруппенфюрер СС Гейсмейер ещё в 1938 г. говорил: «воспитательные средства и задачи (британских паблик-скул)... уместны и в наших заведениях» (3). Американский историк Уолтер Струве также отмечал сходство фашистских школ с их английскими аналогами, и утверждал, что «в будущем вождями нацистов станут лишь самые лучшие люди. Небесам ведомо, сколько там уже воспитано будущих Гитлеров» (4). Теодор Вильгельм, отец нацистской педагогики, с гордостью заявлял, что в Германии при Гитлере школьное образование «ближе всего стоит к британским паблик-скулс» и даже обещал перегнать своих английских учителей в деле воспитания будущих властелинов мира.

М. Саркисянц подчёркивает, что в Королевском институте международных отношений в Лондоне в 1938 г. был подготовлен доклад о «воспитании будущих вождей нацистов»; британские авторы отмечали: нацистские заведения «во многих отношениях построены по образцу наших английских паблик-скулс».

Многие функционеры Третьего рейха мечтали о том, чтобы их отпрыски получили английское образование (Риббентроп, Лей). В 1934 г. будущие британские вожди (из паблик-скул «Регби») посетили потсдамскую «наполас» – за этим последовали встречные визиты представителей «наполас» и других английских паблик-скулс. При этом подразумевалось, что такой обмен будет происходить только с «нордическими партнерами, которые должны предохранить Германию от... войны на два фронта».

Фюрер заявлял, что только у него «подобно англичанам, хватит жестокости, чтобы добиться цели», а моделью колонизации России (которую он называл «германской Индией») служит для него английская колониальная политика в Индии. Примечательно, что в Британской Индии английская администрация не позволяла демонстрацию документальных и художественных фильмов о нацизме – индусы могли увидеть параллели между поведением немецких фашистов и английских колонизаторов.

У английского историка Джеймс Дреннана читаем: «фашизм может найти сильный отклик в английском народном характере… Об эсэсовцах говорят, что они звери... Но все эсэсовцы, с которыми я общался, были очаровательными, вежливыми и всегда готовыми помочь людьми» – так характеризовал «птенцов Гиммлера» глава Экономической лиги и член Большого совета британских фашистов мистер Бейкер-Уайт.

Личностью рейхсфюрера СС восхищались и представители высшего военного командования Великобритании. Так, адмирал сэр Барри Домвилл имел в виду именно Гиммлера, когда говорил, что «если бы все его соотечественники были такими, как он..., многих проблем бы не было».

«Впечатление, что Генрих Гиммлер – «скромный человек», «пекущийся о благе своей страны», вынесли и патриотичные ветераны Британского легиона – организации фронтовиков Великобритании – после посещения в 1935 г. концентрационного лагеря Дахау и его высокой оценки, – читаем у М. Саркисянца. – А британский мэр города Бетнел-Грин, «осмотрев» концлагерь в Кисслау, заявил в печати, что он может «только засвидетельствовать, что Адольф Гитлер... достойно обращается со своими политическими противниками».

Сын Уинстона Черчилля Рэндольф, семья лорда Ридсдейла, лорд Ламингтон, лорд Лондондерри, социолог и публицист Хьюстон Чемберлен – это далеко не полный перечень представителей высшего английского общества, открыто симпатизировавших Гитлеру (дочь лорда Ридсдейла, по случаю свадьбы которой с английским фашистом Освальдом Мосли сам Геббельс дал торжественный обед, где присутствовал Гитлер, даже носила брошь в виде свастики).

«Daily Mail», газета, принадлежавшая лорду Ротемиру, выступала информационным рупором нацистов за пределами Германии. «English Review» называла фашистов Франко «лучшими представителями Испании». Глава верхней палаты британского парламента лорд Галифакс, посетив в 1937 г. фюрера, был очарован его «искренностью» и признал заслугу Гитлера в том, что он вернул Германии «самоуважение». «Среди восхищенных британцев – гостей гитлеровского имперского партийного съезда в 1936 г. (на этом съезде Гитлер дал понять, что намерен завоевать Украину) было не менее пяти депутатов британского парламента», – пишет М. Саркисянц.

Взаимная любовь немецких и английских расистов была настолько крепка, что до 1938 г. фюрер, видя в англичанах своих наставников, не отменял запрет на деятельность немецкой разведки в Англии. При Гитлере небывалое развитие получила англистика – наука об английской культуре и английском языке. Фюрер искренне считал, что английский язык – язык господ, а английская культура с ее колонизаторским «багажом» достойна подражания.

Германская раса, уверял Гитлер, – двоюродная сестра расы английской, и они призваны править миром. В Англии говорили, что англичане будут править на море, а немцы – на суше. Немецкий генерал-фельдмаршал Ханс Гюнтер одобрял веру англичан в то, что остальные люди занимают положение, близкое к животным, и советовал подражать англичанам, поскольку «эта вера сделала их великими». Немецкий философ Фридрих Ланге заявлял: «Мы пройдем через все стадии воспитания, чтобы научиться владеть миром, и станем на равных с нашими заморскими двоюродными братьями, уже владеющими миром».

М. Саркисянц отмечает, что евгеника, получившая распространение в Третьем рейхе – чисто английского происхождения. Она подтверждала право англосаксонской расы (а, значит, и немцев) на мировое господство. Предоставление гражданства лишь на основе принадлежности к арийской расе стало нормой при Гитлере, а зародилось это течение в Англии, его лидером был Френсис Гальтон – двоюродный брат Чарльза Дарвина.

Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Он утверждал, что существует не только «сорта» людей в пределах одной расы, но и «сорта» самих рас. Именно Гальтон создал «теорию» расизма, которую подхватили фашисты. Он также ратовал за «священную войну» за расовое господство и видел евгенику «частью национального сознания, наподобие новой религии», что и сделали нацисты. Известна ироничная формула, выведенная автором знаменитого романа-антиупопии «1984» Джорджем Оруэллом: «Все люди равны, но некоторые более равны, чем другие». Герберт Уэллс, знаменитый автор «Человека-невидимки», был уверен, что «единственным разумным и логичным решением в отношении низшей расы является ее уничтожение».

Ханна Арендт писала в 40 годах ХХ века:

«Только в Англии расистская идеология вытекала непосредственно из национальной традиции: мало того, что последняя была ветхозаветно-пуританской, ситуацию усугубляло и восприятие социального неравенства как части английского культурного наследия (низы испытывали благоговение и уважение к верхам, а верхи относились к ним с презрением)».

Британский биограф Альфреда Розенберга, одного из самых кровожадных германских расистов, подчеркивал, что «питомцы элитных английских университетов поневоле бы покраснели, если бы им довелось прочесть, какую роль в истории Британской империи национал-социалисты приписывали их предшественникам». Адольф Гитлер «не в последнюю очередь связывал британские политические успехи (как, например, столь долгое владычество над Индией с использованием малых сил) с наличием колониальных администраторов, сформированных английской системой воспитания».

В 1934 году писатель Георг Шотт в книге «X. С. Чемберлен, провидец Третьего рейха» писал:

«Немецкий народ, не забудь, и всегда помни, что это «иностранец» Чемберлен назвал «иностранца» Адольфа Гитлера твоим фюрером. Сто лет назад таким же был англичанин Карлейль. Сегодня именно англичанин Чемберлен с первых шагов Адольфа Гитлера понял, что тот избран судьбой».

А вот факт, относящийся к положению на Нормандских островах – британской территории, занятой вермахтом.

«При немецкой оккупации, – как пишет М. Саркисянц, – британские суды на Нормандских островах преследовали тех, кого обвиняли в сопротивлении; даже поведение, приводившее к обострению отношений с оккупационными войсками, расценивалось британскими островными властями как правонарушение. Некоторые из островных жителей были вовлечены в издевательства над заключенными трудовых лагерей. Повешение одного из них, русского, вызвало у полисмена с острова Джерси такую же реакцию, как и у большинства немцев».

Остаётся сожалеть, что труд Мануэля Саркисянца «Английские корни немецкого фашизма» практически неизвестен ни в России, ни на Западе. В Англии эта книга под запретом, а в Германии против её автора дважды возбуждали уголовное дело…

_______________________

* М. Саркисянц. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австробаварской «расе господ» / Пер. с нем. М. Некрасова — СПб.: Академический проект, 2003 — 400 с.

1. Hannsjoachim Koch, Geschichte der Hitlerjugend (Percha, 1975), S. 271 mit Hinweis auf H. Heuer, «Englische und deutsche Jugenderziehung»: Zeitschrift für neusprachlichen Unterricht, XXXVI (Berlin, 1937), S. 215ff.

2. E. K. Milliken, «The new Public Schools in Germany»: The Times (London) of 28. September 1935, cited by Harald Scholtz, Nationalsozialistische Ausleseschulen.

3. Harald Scholtz, Nationalsozialistische Ausleseschulen, S. 99.

4. Walter Struve, Elkes against Democracy. Leadership ideals in bourgeois political thought in Germany 1890-1933 (Princeton, 1973), p. 448ff; J. W. Täte, «The Public Schools of Germany»: Internationale Zeitschrift für Erziehung, VI, (1937), p. 172.

5. Theodor Wilhelm, «Scholars of Soldiers», p. 95.