Страницы

Меритократия vs. Охлократия


  1. Вступление
  2. Анархия, как высшая степень самоорганизации
  3. Элитаризм, как форма народократии
  4. Смысл и задачи
  5. Механизмы отбора
  6. Обратная сторона медали. Преодоление побочных мутаций
  7. Элиты и сетевое общество
  8. Заключение


1. Вступление

Власть достойных или власть толпы, – так, переиначивая заголовок, звучит тот сакральный вопрос, вокруг-да-около которого, нервозно и неустанно извиваются неугомонные умы философов, интеллигенции, разномастных идеологов и просто сознательных граждан. Коснутся этого фундаментального вопроса предлагается и нам.

На протяжении всего материала будут использоваться термины в их классическом, не изгаженном невежественной и «зазеркальной» современностью, понимании. Как-то:

Демократия – это власть народа, власть большинства при учёте мнений меньшинства, а вовсе не плутократия и либерализм.

Элита – избранные, лучшие из лучших, эталон. Не номенклатурный, шоуменовский или бандитский бомонд.

Меритократия – власть достойных, а не власть узурпаторов мнящих себя таковыми. Как известно, авторитет – это не самооценка, а признание.

Фашизм – народно-державническая идеология, опирающаяся на классы, традиции и прогрессизм. А вовсе не «расистская террористическая идеология смерти».

Толпа – большое скопление людей. Организующим фактором у которого может быть общий объект внимания, традиция, событие. А не безликое стадо жвачных баранов. Впрочем, учитываем контекст...

Анархия – самоорганизованное, безгосударственное общество. А не хаос, мародёрство, беспорядки и беспредел.

Реформа – модернизация, изменение, преобразование. Никак не [только] прихватизация, «гласность», деиндустриализация и подрыв всех мысленных устоев государственности.

И так далее.

Так или иначе, разъяснительные пояснения также будут иметь место.

Для того, чтобы ответить, кто же де-факто должен осуществлять управление державой и её нацией – само общество или избранные обществом, – необходимо разобраться, что из себя представляет каждый из них.

2. Анархия, как высшая степень самоорганизации

Почему мы сразу обращаемся к наиболее радикальной форме самоорганизации – анархии? Да потому, что демократия и её производные так или иначе делегируют свою «власть народа» народным избранникам – т.е. пусть и выборной, но элите.

Если такая «элита» будет полностью ориентироваться на капризы масс, такая демократия деградирует в охлократию.

Полностью избежать элитаризма гипотетически возможно лишь через построение идеального анархистского строя, в котором будет отсутствовать какая-либо иерархия. В таком случае, общество достигнет такой самоорганизации, что не будет нуждаться ни в правителях, ни в каких бы то ни было законах.

Надо ли говорить, что подобный строй – откровенная утопия.

Отмечу, что на заре Второй Империи – СССР, печальноизвестным Львом Давидовичем была организованна т.н. «анти-офицерская» (офицерство было объявлено «пережитком царизма») беспогонная армия. На деле, такая «анархистская» армия показала всю свою несостоятельность и контр-эффективность. Этот факт может послужить ярким примером того, чем окончатся все подобные около-анархистские эксперименты.

Можем посмотреть и на двух идеологических титанов «подлинного» народовластия – западную либеральную и северо-восточную советскую демократий. Закономерно, что обе ура-демократические системы не смогли обойтись без собственных элит. Впрочем, на самоорганизацию эти демократии и не претендовали...

Оно и не удивительно – не может быть в обществе 100% политиков, не может быть в обществе 100% управленцев, не может быть в обществе 100% экспертов в какой-то одной области. Не может государством править всё общество, в целом и одновременно.

Очевидный вывод: абсолютная самоорганизация общества и отсутствие в нем иерархий – невозможны. Следовательно, любое общество «обречено» на содержание в ней элит – либо дворянской, либо номенклатурной, либо бизнес-торгашеской, либо ещё какой-то. Вопрос состоит лишь в том, какой именно тип элиты общество готово «содержать».

3. Элитаризм, как форма народократии

Действительно, только здоровые элиты могут полноценно претворять чаяния народа и печиться об интересах державы. Как ещё, как не через народных избранников, обществу обеспечивать обслуживание и управление Системой.

Подлинная народократия всегда будет держаться на двух столпах: достойных избранниках и достаточном уровне самосознания самого общества. Ибо без первого второго будет недостаточно, а без второго, первое рискует в целях адаптации переродится в плутократию. При этом отметим, что здоровые элиты не только не вызывают коллизию с сознательным гражданским обществом, но наоборот – создаются все условия для их взаимного обогащения. Но об этом позже.

Перед инженерами конструкции элитаризма, возникают три вопроса: каковы будут функции элит, её воспроизводство, сопряженные риски. Попробуем ответить на каждый из них.

4. Смысл и задачи

Смысл элитарности – выделение лучших из лучших из общей массы, предоставление таковым соответствующей площадки для более совершенной выслуги, исполнения своего долга перед отчизной и нацией, предоставление талантов избранников на страже системы. Не только потому что «лучшие из лучших» достойны бóльшего, но и потому, что народ и державу с верхов достойны опекать лишь лучшие из лучших. Круговорот морали и сухого прагматизма.

Каково должны быть достояние элиты? Интеллект и знания, благородство и мудрость, самопожертвование и преданность [своему предназначению].

Задача-минимум элиты – сохранить и приумножить русское национальное богатство – начиная с русского народа и заканчивая каждой пядей русской земли, отстаивать интересы нации и державы (что по большому счету, одно и тоже), оказать достойный отпор антихристовому порядку.

Задача-максимум – установить подобие царства Божьего на Земле. Порядок Справедливости, Творчества, Изобилия и Совершенства. Подчеркиваю слово «подобие» – ни в коем случае не претендуя на божью власть. Сказку сделать былью? Однозначно! Как бы не была дискредитирована эта светлая миссия предшественниками-пропагандистами.

5. Механизмы отбора

Отбирать элиту предлагается двумя способами: организованным (плановым) и инструментальным (естественным). Элиты будут Воспитанные и Заслуженные.

Первый вариант подразумевает создание т.н. «Ордена Будущего» (некоего аналога гитлерюгенда, скаутства и напола), который с юношеских лет будет готовить русских детей к их высоким миссиям – от лейб-гвардейства до наместничества (в соответствии с кафедрой). Орден будет готовить наших детей к соответствию высоким стандартам элиты, к праву претендовать на элитарность. Но и этого будет мало. Орден лишь готовит претендентов, но никак не определять элиту. Избранничество необходимо заслужить, заслужить трудом, опытом, квалификацией и достижениями. Самовоспроизводство Воспитанцев обеспечивается ежегодным пополнением новобранцев (начиная с сирот и беспризорников).

Этот способ можно условно назвать «социалистическим» (государство опекает человека).

Второй способ осуществляется через социальные лифты – подлинную систему советов (соборность), через индивидуальную самореализацию. Замечу, что соцлифты обязаны иметь фильтры (т.е. требования для подъема этажом выше – справки психиатров и дегенерологов, военный билет, отсутствие судимости, диплом, опыт, квалификация и т.д.). Самовоспроизводство Заслуженцев обеспечивается высоким уровнем образования, гражданским просвещением и широкими возможностями к росту.

Этот способ можно условно назвать «либеральным» (человек своими собственными силами взбирается к вершинам).

6. Обратная сторона медали. Преодоление побочных мутаций

Как бы всё лучезарно и пафосно не звучало, тем не менее угроза перерождения (вырождения) элиты всё же сохраняется, хотя и «социальное закосневание в наименьшей степени присуще именно меритократической форме правления». Михаил Борщевский – известный русский знаток и интеллектуал даже бóльшего мнения: «По своей сущности это [меритократия] очень конкурентная среда, которая не может замкнуться»[1].

Возьму на себя смелость уточнить – для русских нет ничего невозможного.

Для того, чтобы оградить элиты от побочных мутаций после приобретения ими власти я предлагаю использовать три инструмента: систематические технодопросы (пси-зондирование), систематические аттестационные экзамены и постоянный гражданский контроль.

Технодопросы. Осуществляются, как открыто (полиграфы, регистрация поведения тела и лица, сыворотки правды – не нужно вовсе стеснятся применять последнее), так и скрытно (например, психотехнологии Игоря Смирнова, когда человека допрашивают, а он даже не подозревает об этом, выдавая себя невольным сокращением мышц при «неудобных» вопросах, которые вплетаются в музыку или посторонние шумы. Реакции человека замеряются датчиком, спрятанном в кресле. Кстати, через эти пси-технологии можно определить и пригодность человека к той или иной работе, выявить лидеров или крипто-вырожденцев, что нужно с пользой использовать ещё при поступлении в Орден Будущего, как и при назначении Кадровой Комиссией человека на высокую государственную должность).

Экзамены. Специально созданная для этих целей Кадровая Комиссия должна будет вести кадровый аудит номенклатуры, санкционировать крупные кадровые перестановки (опираясь в том числе на коэффициент трудового участия), проводить аттестационные экзамены.  Экзамены будут состоять не только в вопросах к аттестуемому лицу, но и пересмотром его досье в целом (включая достижения, провалы, доходы и расходы и т.д.).

Гражданский контроль. Для эффективного учёта общественного мнения (хотя оно далеко не универсально, т.к. более, чем подлежит влиянию манипуляций) предлагается привлечь Интернет и Киберсин (а он поддерживал и систему опроса общественного мнения). Отражать общественное мнение, через рейтинговые списки, обязательную публичную открытость элитариев, общественный доступ к информации, через выборы, наконец.

Взаимоотношения элит и общества должно быть открытым, полным и искренним. Элиты обязаны регламентировано отчитываться перед народом, реагировать на обращения граждан, и т.д.

Довольно привлекательным смотрится и введение кодекса чести, нарушение которого ведет к всеобщему осуждению и позору изгнанию из Олимпа.

Кто будет всё это проводить – технодопросы, экзамены, кто будет состоять в той же кадровой комиссии? Видимо инженеры системы, первый круг замкнутого цикла. Иными словами – предтечи. А дальше – уходящие за поступающими.

7. Элиты и сетевое общество

Введение почётной элиты на меритократических принципах вовсе не отменяет сознательное гражданское общество. Более того, такое общество обязано приобрести пассионарность, обязано объединится в интегральные горизонтальные (нейро-) сети нижнего и среднего уровня, сформировав самоорганизованные сегменты общества. Эта самоорганизация и заменит избыточные функции элитариев на соответствующих уровнях, и плотнее свяжет, упрочнит связь низов с верхами.

8. Заключение

Цвет нации был, уверен есть, и будет всегда. Наша задача – достойно, правильно и эффективно его определить, дать (позволить взять) в руки инструменты и снарядить его миссией. Но при этом и самим не плошать. Опрокинуть власть бюрократического голема, космополитической олигархии и сатанинского иудейского ига. Да будет так! ■ IC