Страницы

Россия может получить выход к Индийскому океану через канал Каспий-Персидский залив


Из Тегерана пришла весьма интересная информация, которая касается работы местных инженеров над амбициозным проектом. Он связан с возможным началом строительства уже в текущем году канала, который соединит Каспийское море с Персидским заливом. О реализации проекта объявил иранский министр энергетики Маджид Намджо.

По его словам, проект уже есть, остается только начать воплощать его в реальность. А если это воплощение будет реализовано, то на основе канала окажутся связанными Балтика и Персидский залив. Если рассматривать перспективы проекта еще более масштабно, то появиться возможность транспортировать грузы из Индийского океана к арктическим берегам и обратно.

Общая протяженность канала должна составить около 600 км. Он будет начинаться в районе дельты реки Кызыл-Узен, впадающей в Каспийское море. Далее канал будет частично проложен через русло той же реки, ближе к югу – по руслу Керхе с выходом к устью судоходной реки Карун в районе города Хорремшехр. Для реализации проекта Ирану понадобится около 7 млрд. долларов, что по нынешним временам можно назвать весьма приемлемой суммой для столь перспективного проекта.


А перспективы впечатляющие. Сейчас одной из важнейших транспортных артерий региона является турецкий пролив Босфор. Только за один прошедший год через него прошло 95 тыс судов различного назначения, среди которых львиная доля – танкеры с нефтью.

Ежегодно турецкая казна получает миллиарды долларов от использования кораблями других государств возможности прохождения через водные артерии Турции. Можно представить, какую конкуренцию иранский канал может составить системе Босфор-Дарданеллы, а соответственно, какой финансовый урон нанести Анкаре! Очевидно, что турецкие власти не испытывают большого восторга от того, что Тегеран планирует начать строительство канала, который соединит Каспий с Персидским заливом.

По словам Маджида Намджо, канал может быть построен уже к концу 2016 года. Такое вполне возможно, если Иран задействует на строительных работах более 100 тыс. специалистов в самых различных сферах: строительство, гидрология, судоходство и др. Становится ясно, что проект способен вывести иранскую экономику на более высокий уровень. Одно только число рабочих мест, которые появятся в стране применительно к возведению водной магистрали, способно решить проблему с безработицей сразу в нескольких провинциях республики.

Кстати, свое желание поучаствовать в инвестировании проекта уже сегодня высказывают Китай, Индия, Пакистан, Япония, Швеция и Норвегия. В связи с этим и России стоило бы присмотреться к иранскому проекту, тем более что иранцы при его проектировали использовали советские наработки, связанные со строительством Волго-Донского и Волго-Балтийского водных путей. России было бы крайне выгодно получить возможность выводить свои товары на азиатские рынки через иранский канал, снизив роль таких турецких проливов, как Босфор и Дарданеллы.


Но именно финансовый вопрос, который сегодня для Ирана в связи с реализацией проекта кажется более чем благостным, может сыграть с Тегераном злую шутку. Далеко не все страны региона готовы к тому, чтобы Иран позволил себе экономические победы. Поэтому слова иранского министра Намджо о том, что окончание строительства канала Ираном будет выполнено в 2016 году, нужно признать, писано вилами по воде.

Почему? Потому что «прогрессивные демократизаторы» пока еще не отказались от идеи принести на территорию Ирана «светлое демократическое будущее» с помощью авианалетов и ударов с военных кораблей. Многие уверены в том, что иранскую ядерную проблему Запад при активном участии Израиля, начнет решать сразу же после того, как сменится власть в Сирии.

И более активных действий в этом плане от Запада стоит ожидать уже после выборов президента США. В частности, Митт Ромни, который на днях назвал своего кандидата в вице-президенты (им стал 42-летний Пол Райан), неоднократно позволял себе высказывания о том, что готов немедленно отдать приказ о нанесении удара по Ирану, как только вступит в Овальный кабинет Белого Дома в американской столице.

Выходит, что если иранцы начнут строить водную артерию от Каспия до Персидского залива уже в этом году, то достраивать ее могут уже совсем другие люди. Да и будут ли достраивать? Для Ирана такой сценарий, очевидно, выглядит апокалиптическим, но, как мы понимаем, исключать его нельзя. Если вдруг западные силы нанесут удар по Исламской Республике, то Турцию, очевидно, заставят в операции принять самое активное участие.

И если турецкая сторона в этом вопросе проявит изрядное рвение, то Запад пойдет на встречу Эрдогану и вряд ли продолжит реализацию проекта иранского канала своими силами. Если же рвение Анкары в плане поддержки «мировой демократизации» Ирана покажется Западу недостаточным, то Запад вполне может создать водную магистраль, способную конкурировать с теми же Босфором и Дарданеллами.

В общем, сегодня иранский проект по строительству канала – затея насколько амбициозная, настолько и авантюрная. То ли Ахмадинежад так уверен в своих силах, что готов бросать миллиарды долларов на строительные проекты (пусть даже и весьма перспективные), то ли это попытка оказать своеобразное давление на турецкие власти с целью заполучить стратегически важного союзника: мол, не поддержите операцию против нас – не будем вырывать кусок хлеба с маслом из ваших рук.

Но в том-то и загвоздка для Ирана, что Турция может остаться в прибыли, и приняв участие в операции сил НАТО против Тегерана. Очевидно, что иранские власти это прекрасно понимают, но если так, то какую же выгоду они пытаются искать?

Дело в том, что Тегеран своим проектом может сделать выгодное предложение России, которая явно заинтересована в снижении зависимости от турецких проливов. Возможно, Иран хочет заручиться более основательной поддержкой именно Москвы.

А будет ли готова Москва принять такое предложение в сложившейся ситуации – большой вопрос. Пока официальные власти России не комментируют даже иранский иск на 4 млрд. долларов, поданный в Третейский суд Женевы, а потому скорых комментариев по поводу поддержки или не поддержки строительства канала в Иране тоже ждать не приходится.

P.S. Ещё в 1962 году СССР и Иран предварительно договорились о совместном строительстве этой артерии. Однако под давлением США, не заинтересованных в укреплении советско-иранского сотрудничества и в транзитных потерях Турции, Тегеран в 1964 году "заморозил" проект.

Исламская революция в Иране в 1979 году вывела эту страну и ее внешнеторговую политику из-под американского прессинга.

Impcoms: Замечу, что ещё в 2008 году в Ташкенте был представлен супер-канал от Карского моря до Персидского залива. Подробнее: http://www.fergananews.com/article.php?id=5971 Т.е. вокруг этого вопроса уже долго топчутся и ходят вокруг да около. Может кто палки в колеса вставляет?..