Страницы

В Великобритании рассекретили официальные бумаги 30-летней давности или Тайны лондонского двора

Резиденция британских премьер-министров

В предпоследний день 2011 года Национальный архив Великобритании традиционно снял гриф секретности с документов 30-летней давности, рассказывающих о работе правительства. Среди обнародованных бумаг оказались сведения о реакции властей на погромы 1981 года, переговоры с североирландскими сепаратистами, а также документы, свидетельствующие об особенностях взаимоотношений Лондона с иностранными лидерами.


Правительство, действовавшее в Великобритании в 1981 году, возглавляла консерватор Маргарет Тэтчер, которая вступила в должность двумя годами ранее и которая считается одним из самых ярких и жестких британских премьер-министров.

Главным фигурантом рассекреченных бумаг является сама "железная леди", хотя некоторые из них посвящены ее подчиненным. Сами документы по большей части представляют собой служебную переписку между членами правительства или протоколы встреч официальных лиц, причем их темами, в том числе, становились события, которые позже приобрели статус исторических.

Одной из таких тем стали погромы, произошедшие в 1981 году в целом ряде британских городов. По итогам беспорядков в Ливерпуле, где произошли одни из самых жестоких столкновений местных жителей с полицией, был отправлен правительственный чиновник с поручением провести официальное расследование случившегося. Однако еще до его отправки власти страны, не разбираясь в подробностях, дали официальную оценку беспорядкам. Главными виновниками погромов они назвали цветное население, представители которого сами признались в ненависти к стражам порядка. В ответ правительство распорядилось усилить экипировку полиции, опасаясь повторения мятежей, в том числе во время предстоящей свадьбы принца Чарльза и будущей принцессы Дианы.

В то же время жалобы самих погромщиков на правоохранителей, которые, по их словам, всячески притесняли чернокожих, Тэтчер слушать не захотела. Согласно заявлению премьера, ее волновал не цвет кожи, а соблюдение законов. Доклад же о бедственном положении в Ливерпуле, а также меры, предложенные его составителем для улучшения ситуации в этом и других промышленных городах, где произошли погромы, так и остались без должного внимания. Более того, Тэтчер советовали прибегнуть к частичному расселению Ливерпуля с переводом части населения в близлежащие города. Это предложение, получившее рабочее название "контролируемый упадок", премьеру посоветовали в противовес рекомендации увеличить финансирование города для стабилизации обстановки в нем, которая была сочтена нерациональной. Впрочем, в правительстве поняли, что политика "контролируемого упадка" может дать обратный эффект, однако денег на помощь Ливерпулю так и не выделили.

Другим эпизодом из жизни британского премьера стала голодовка ирландских республиканцев, отбывающих срок в тюрьме Мейз (Maze) за участие в борьбе за независимость Северной Ирландии. Поводом для акции протеста стало лишение заключенных особого "политического" статуса, дававшего им ряд привилегий. По итогам голодовки десять ее участников скончались, однако их требования так и не были выполнены.

Между тем, как следует из рассекреченных документов, этот вопрос рассматривался правительством Тэтчер очень серьезно. В частности, власти страны опасались, что конфликт с заключенными негативно повлияет на международный имидж Лондона. Дело даже почти дошло до предложения предоставить Белфасту независимость, однако от такого сценария было решено отказаться, так как, по мнению Лондона, он мог привести к неконтролируемым последствиям. Еще одним выходом из ситуации власти страны видели переговоры с заключенными. После того как правительству не удалось найти внешних посредников, которые могли бы на официальном уровне представлять обитателей тюрьмы Мейз, оно начало диалог с ними через службу внешней разведки MI6, однако к моменту спонтанного завершения голодовки никакого компромисса сторонам достичь не удалось.

Присутствуют среди секретных документов и свидетельства того, как Маргарет Тэтчер справлялась с сопротивлением своих подчиненных. Примером этого может служить история о приобретении Великобританией американских баллистических ракет подводного базирования "Трайдент" (Trident), способных нести ядерную боеголовку. Оказывается, против этой сделки выступали две трети членов кабинета министров – как раз в то время в стране активизировалось движение за ядерное разоружение, так что покупка ядерного оружия могла серьезно подорвать позиции консерваторов. Тем не менее, сделка была совершена, о чем кабинет министров уведомили постфактум, причем важную роль в случившемся сыграл один из поддержавших Тэтчер членов правительства, который выразил уверенность, что у его коллег не останется выбора, кроме как утвердить контракт задним числом.

Другим примером решимости премьера стали ее действия во время правительственного раскола по поводу жестких экономических мер, когда ряд министров попытались повлиять на Тэтчер и заставить ее отказаться от задуманного. Как следует из документов, глава правительства пообещала подумать, однако вместо этого вскоре уволила всех тех министров, которые выступили против ее инициативы. Правда, экономическая политика не принесла Тэтчер популярности, и по итогам года ее рейтинг упал до исторического минимума.

Среди рассекреченных архивов присутствуют и свидетельства, касающиеся скорее личности "железной леди". Так, узнав, что правительство без ее ведома в ответ на парламентский запрос опубликовало смету ремонта премьерской резиденции, Тэтчер пришла в ярость. Однако ее недовольство было вызвано не только самим фактом публикации расходов, но и их суммой. Отметив, что они с мужем пользуются всего одной спальней, глава правительства отказалась от замены всего постельного белья и подушек общей стоимостью 464 фунта стерлингов. Кроме того, она заявила, что ей не нужна новая посуда (на нее было выделено 209 фунтов), так как ей вполне хватает своей старой, а также выразила готовность купить на собственные деньги гладильную доску (19 фунтов).

Среди материалов, не касающихся Тэтчер напрямую, оказался документ, из которого следует, что члены ее правительства вполне осознавали опасность военного конфликта с Аргентиной из-за Фолклендских островов. В частности, официальные лица предупреждали об этом руководство страны при обсуждении грядущего сокращения бюджета Королевского военно-морского флота, призывая не подрывать обороноспособность страны. Тем не менее, сокращение было одобрено, а после того, как началась война с Аргентиной, Лондон в своих официальных заявления сетовал, что никак не мог предвидеть возможность подобного конфликта.

Наконец, есть среди рассекреченных бумаг и те, что касаются зарубежных лидеров, с которыми Тэтчер приходилось иметь дело. В свете последних событий в Египте, любопытно выглядит характеристика, переданная премьеру на только что занявшего пост президента страны Хосни Мубарака. В частности, советники писали о новом египетском лидере как о "приветливом и веселом" человеке, который, впрочем, "не отличается особым умом". Одновременно его характеризовали как "безжалостного" человека, способного на эффективную борьбу с оппонентами, однако, по мнению советников, поводов подозревать Мубарака в коррумпированности, в то время не было.

Другой документ касается бывшего президента Франции Валери Жискара д'Эстена (Valery Giscard d'Estaing), который в преддверии приема в резиденции Тэтчер выразил желание сидеть на таком же стуле, как и у британского премьера, то есть с подлокотниками. На Даунинг-стрит такое требование вызвало большое недоумение, после чего представители Великобритании с сарказмом спросили, не желает ли французский лидер, чтобы хозяйка резиденции уступила ему свой стул, а сама села на обыкновенный. Для разрешения ситуации между двумя странами была организована целая переписка, однако к какому решению пришли стороны, не говорится.