Страницы

Кавказское христианство: уход и возвращение


В районе, где сейчас возводятся спортивные объекты для сочинской олимпиады, вместе со строителями трудятся археологи. В течение полутора лет искатели древностей находили свидетельства жизни "неизвестного Сочи". В конце августа ученые раскопали христианский храм первых веков нашей эры. Самую древнюю христианскую святыню в России.

Ученые полагают, что раскопанный ими храм — самый первый христианский центр, воздвигнутый на территории нынешней России. После окончания археологических "изысканий", возможно, придется переписать учебные пособия по истории.


Сведения о реальной жизни в этом районе Черноморья сегодня весьма условны и отрывочны. Алла Гусева, директор Музея истории Сочи, прямо говорит, что российская наука о прошлой жизни региона нынешнего Сочи ничего не знает. "В последний раз раскопки проводились в тридцатых или сороковых годах двадцатого века. Особенности жизни на территориях современного Сочи в античный период и раннее Средневековье не были исследованы", — сказала Алла Гусева на той неделе журналистам.

Более тысячи лет назад на месте нынешнего олимпийского строительства возвышался христианский храм. Слово "возвышался" здесь упомянуто в прямом смысле. Храм занимал огромную для тех времен площадь. Есть мнение, что раскопанные развалины когда — то были главным храмом или монастырем, но сведения пока неточны. Можно предположить, что прошлое христианской святыни было богатым, но весьма неспокойным. Как и все начало первого тысячелетия нашей эры, когда на месте Сочи появились христианские поселения.

В самом начале раскопок ученые наткнулись на руины здания, не совсем обычного для "мирного" строительства. С течением времени археологи поняли, что найденное ими сооружение — это сторожевая башня, традиционное воинское укрепление той эпохи. В этих башнях хранилось оружие, продовольствие и работали лазареты для раненых и больных. А в их стенах, как правило, были сделаны бойницы и оборудованы наблюдательные посты.

При возведении любой крепости обязательно учитывается возможность бесперебойного водоснабжения — на случай осады. При раскопках в "сочинской" башне археологическая группа обнаружила довольно глубокий для тех времен колодец. Найденный источник воды пережил и строителей башни, и множество империй. Он действует до сих пор.

По словам археолога Юрия Смирнова, сотрудника Сочинского отряда Института археологии РАН, глубина найденного колодца составляет три метра. "При раскопках были видны очертания стен. Видно поступающую воду", — сказал археолог журналистам. Копали колодец и возводили укрепления сами монахи.

Когда на обитель совершалось нападение, монахи брались за оружие. Ученые при раскопках нашли множество человеческих черепов со следами насильственной смерти — на них отчетливо видны отметины от мечей и копий. Но христиане в этом краю не были истреблены или изгнаны. Скорее всего, они покинули обжитое место сами. Наиболее вероятная дата их ухода — ХII или начало-середина XIII века.

Как уже было сказано выше, христианство проникло на Северный Кавказ в первом веке нашей эры. Здесь, на границах Римской империи, проповедовали Андрей Первозванный и Симон Кананит. Первоверховный апостол начал свое северное служение в причерноморских греческих колониях Кавказа, примерно в 40-х годах 1 века нашей эры. Отсюда его проповедь достигла областей, населенных адыгами и черкесами. Затем апостол продвинулся дальше, к абхазам, иберам (грузинам) и аланам. Апостол учил христианству скифов, населявших северо — восток и восток черноморского побережья. Согласно преданию, путь апостола в дальнейшем пролегал по нынешнему Днепру на север, в будущие земли Киевской Руси. Памятью о легендарной проповеди апостола среди предков восточных славян служит Андреевский флаг российского флота, а также многочисленные награды России и Украины.

О деяниях апостола Андрея нам известно из нескольких источников, в основном из работ Оригена Александрийского и Евсевия Памфила, церковного историка конца III — начала IV вв. О пребывании апостола на Кавказе свидетельствуют также работы святителя Дорофея, епископа Тирского (IV век), Епифания Кипрского (V век) и ряд других источников.

Вот как описывает апостольскую проповедь грузинское "Житие апостола Андрея". "Андрей с Симоном отправился в землю осетинцев и достиг города, Фостофором называемого". Обратив в христианство немало осетин, апостол отправляется в Абхазию. В городе Севаст (нынешний Сухум) Андрей оставляет Симона Кананита и уходит проповедовать дальше на север Кавказа. Воинственные племена, населявшие тогда суровые горы, отнеслись к апостолу враждебно. Горцы хотели умертвить чужака. Их остановило только то, что пришлый человек походил не на воина, а на нищего. Убийства апостола не состоялось. Но также не состоялась и проповедь. Апостол покинул воинственных горцев и отправился дальше. Проповедь его закончилась в городе Патры, где по приказу правителя Эгеата Андрей претерпел мученическую кончину.

Кроме апостола Андрея и Симона Кананита, на Кавказе проповедовал святой Климент, первосвященник Рима, сосланный к диким горцам императором Траяном. Согласно церковным преданиям, сосланный папа проповедовал среди иберов. Кроме проповедников из метрополии, о христианстве говорили также в еврейских общинах Кавказа. Кавказские евреи, разными путями оказавшиеся на Кавказе, не теряли связей с Палестиной и очень быстро узнали о присшествии Мессии и учении Христа.

Учение Христа, благодаря евреям, стало известно практически всему Кавказу, вплоть до побережья Каспийского моря. По преданию, на территории нынешнего Дагестана проповедовал святой Елисей, ученик апостола Фаддея. Макарий, архиепископ Харьковский, в середине XIX века написал: "Закавказье посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа дванадесяти — св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, святой Варфоломей, и один от семидесяти — святой Фаддей".

Кавказские христианские народы до сих пор вспоминают с уважением императора Юстиниана Великого. Согласно свидетельствам, миссии, которых император отправлял в нынешнюю Адыгею, встречали у адыгов теплый и дружественный прием. Одна из нерушимых клятв адыга долгое время звучала так: "клянусь Юстиниановым троном". Греческое духовенство дало адыгам письменность и искусство.

С течением времени менялось положение Византии на северном Причерноморье. Сильные императоры сменялись слабыми, соответственно, менялось положение греческой Церкви. В XII веке на место греков приходят католики. Но успехи римских миссионеров по сравнению с греками были незначительны.

Посланники папы, в отличие от греков, совершенно не знали кавказских реалий.

Кавказская знать оказывала миссионерам радушный прием и с радостью принимала от них в подарок дорогое оружие. Но когда у миссионеров доходило до самого главного, адыгейские князья сразу отвечали отказом. Ситуацию усугубляло еще то, что большинство западных миссионеров не знали местных языков, а адыги, черкесы и аланы не знали латыни. После XII века горцы, лишенные духовного водительства, стали отходить к своим старым языческим верованиям.

Стоит отдельно коснуться того, как некоторые народы кавказского Севера принимали христианство. Почти не меняя своего языческого пантеона, они приспосабливались к новой вере путём перенесения имён христианских святых на свои божества. Георгий Победоносец, поражающий змея, более всего импонировал воинственным горцам и был воспринят как языческий бог солнца, побеждающий мрак, ниспровергающий зло. Богородица преобразовалась у горцев в языческую богиню Мэрием — покровительницу пчеловодства и плодородия.

В XIII веке Кавказ и Предкавказье сострясает нашествие монголо-татар. После того, как ханы — завоеватели становятся мусульманами, в этом регионе начинается мусульманская экспансия. В XV веке окончательно пала Византийская империя. Христианство на северо — восточном побережье Черного моря останавливается в развитии и потом окончательно приходит в упадок.

Стоит сказать, что насаждаемое турками мусульманство у горцев прививалось плохо. В ислам удавалось обратить только некоторых представителей местной знати. Для рядового населения долгое время был характерен религиозный синкретизм, смесь языческих, христианских и мусульманских верований. В XVIII веке мусульманство одержало победу, но при этом горское население втайне продолжало чтить свои давние языческие верования.
© http://imperialcommiss.livejournal.com || © http://prioratos.blogspot.com

Вернемся в наше время, в Краснодарский край. Когда археологи раскопали древнюю христианскую святыню, прозвучала примерно такая фраза: "Христианcтво ушло отсюда в двенадцатом веке, а возвратилось в двадцать первом".