Страницы

Гиммлерюгенд

Одна из самых незаметных, но самых эффективных борцов с антифашизмом и едва ли не единственная в мире легальная организация, помогающая ветеранам нацистской партии, СС и гестапо избежать наказания, отметили 60-летие плодотворной совместной деятельности.


Гудрун Бурвитц из Мюнхена выглядит так, как, по общему представлению, и должна выглядеть 81-летняя благопристойная пенсионерка из Баварии. Она опрятна, скромна, улыбчива, обожает мужа, по воскресеньям ходит к мессе. Тем не менее соседи стараются держаться от нее подальше.

"Она не тот человек, знакомством с которым стоит гордиться", — замечает одна из соседок, которая часто видит ее в местном супермаркете, иногда одну, иногда в сопровождении дочери и внучек. Зато ее постоянно осаждают журналисты, которых она старается просто не замечать. Тихая пенсионерка из Мюнхена — по совместительству еще и живой символ движения неонацистов и важная фигура в организации "Тихая помощь", которая до сих пор помогает оставшимся в живых ветеранам нацистской партии, гестапо и СС избежать наказания, а также, по убеждению многих, финансирует нелегальные неонацистские организации в Германии и других странах Европы.

Можно сказать, что она, собственно, и превратила "Тихую помощь" в то, чем эта организация является сейчас. Девичья фамилия госпожи Бурвитц — Гиммлер. Она любимая и единственная законная дочь Генриха Гиммлера, ребенок, которым восторгался Адольф Гитлер.


Я поведу тебя в Дахау

Гудрун Гиммлер родилась в 1929 году в Мюнхене. Отец не чаял в ней души, и девочка быстро стала настоящим символом нацистского детства. Отец, называвший ее Пуппи, то есть Куколкой, с раннего детства брал ее с собой на всевозможные партийные и государственные мероприятия. Именно она чаще всего дарила цветы фюреру, и именно ее он чаще других детей трепал по щеке. По рассказам тех, кто ее знает, первые годы войны были для нее самыми счастливыми.


Брак ее родителей, Генриха Гиммлера и его жены Марги, дал трещину, Генрих совершенно перестал бывать в родном доме в Мюнхене. Однако на Гудрун это никак не отразилось. Он присылал за ней военный самолет, чтобы просто несколько часов побыть с ней в Берлине, заваливал дорогими и даже драгоценными подарками. Один из них она носит до сих пор — старинную серебряную брошь, на которой изображены четыре лошадиные головы, вместе составляющие свастику.
© http://imperialcommiss.livejournal.com || © http://prioratos.blogspot.com

Одним же из самых запоминающихся и радостных событий в жизни Гудрун стало посещение концлагеря в Дахау вместе с папой и Адольфом Гитлером. Запись в ее дневнике: "Сегодня мы поехали в концлагерь СС в Дахау. Нам показали все. Мы видели грушевые деревья, картинки, которые рисуют заключенные. Все было восхитительно". О крематориях и газовых камерах в дневнике нет ни слова, но не видеть их она, разумеется, не могла, если бы они существовали. По свидетельствам очевидцев, она в тот день ни на шаг не отставала от папы, а Генрих Гиммлер приехал в Дахау с инспекционной поездкой, а не просто на экскурсию.

Прекрасная жизнь была разрушена в 1945 году. Ее отец был схвачен британскими войсками и покончил жизнь самоубийством, проглотив цианистый калий. Гудрун отказывалась в это верить, считая, что Генрих Гиммлер был хладнокровно убит британцами. Она ненавидит англичан до сих пор. После смерти отца она была безутешна и, как свидетельствуют знавшие ее в то время, отдалилась от матери, которую обвиняла в распаде семьи и в том, что она, Гудрун, видела отца реже, чем могла бы. Более двух лет Гудрун и Марга просидели в британской тюрьме.

Вскоре после освобождения Гудрун Гиммлер начала принимать участие в деятельности разнообразных организаций бывших нацистов. А в 1951 году, когда более или менее открытая деятельность в защиту нацистов стала невозможной, она пришла в организацию с невинным названием Stille Hilfe ("Тихая помощь").

Организация благих намерений

Многие эксперты до сих пор уверены, что Гудрун Гиммлер была одной из основательниц Stille Hilfe в 1951 году. Это не так. Организацию создали намного раньше, в 1949 году, два священнослужителя: католический епископ Йоханнес Нойхойзлер и лютеранский пастор Теофил Ворм.
© http://imperialcommiss.livejournal.com || © http://prioratos.blogspot.com

Священниками двигали самые благие устремления. Как позже говорил в одном из интервью епископ Нойхойзлер, сам бывший узник концлагеря Дахау, задачами организации были помощь военнопленным и попытка примирить германское общество, помочь жертвам простить даже собственных мучителей, "воздать добром за зло".

Поначалу так и было. "Христианская помощь заключенным", как тогда называлась Stille Hilfe, действительно передавала посылки военнопленным от родственников, помогала находить адвокатов тем, кто, по мнению организации, был осужден несправедливо. Однако довольно быстро к Stille Hilfe начали проявлять интерес далеко не самые невинные персонажи. Одной из них и была Гудрун Гиммлер.


Придя в организацию в 1951 году, она превратила ее в эффективную структуру, которая совершенно перестала интересоваться простыми солдатами вермахта и все свои силы бросила на помощь куда более заметным деятелям Третьего рейха. По словам одного из ведущих экспертов по истории нацизма британца Гая Уолтерса, в Stille Hilfe вместе с Гудрун Гиммлер вошли лица, имевшие непосредственное отношение к деятельности Организации бывших сотрудников СС (ODESSA) и оказывавшие помощь в переезде в Латинскую Америку таким видным нацистам, как идеолог холокоста Адольф Эйхманн, штандартенфюрер Вальтер Рауфф, один из руководителей SD, принимавший непосредственное участие в разработке газенвагенов, и доктор Йозеф Менгеле, проводивший опыты над заключенными в Освенциме.

Гудрун Гиммлер стала де-факто руководительницей Stille Hilfe и гарантом того, что принимаемые от сочувствующих пожертвования будут использованы по назначению. Наконец, у Гудрун Гиммлер была и еще одна важная роль, которую она исполняет до сих пор: она привлекает в организацию молодых неонацистов и симпатизирующих им.

Богадельня для нацистов

Кроме Гудрун Гиммлер в организации была и еще одна известная женщина, принцесса Хелена Елизавета фон Изенбург. Она вместе с епископом Нойхойзлером и пастором Вормом обеспечивала организации максимум пристойности и одновременно благодаря связям в высшем свете помогала собирать пожертвования.
© http://imperialcommiss.livejournal.com || © http://prioratos.blogspot.com

Формально Stille Hilfe продолжала заниматься помощью военнопленным и заключенным. В действительности львиная доля всех усилий шла на то, чтобы спрятать нацистских преступников от властей, предоставить им средства к существованию и обеспечить жильем и медицинской помощью. Например, по мнению ряда экспертов, именно Stille Hilfe помогла найти работу бывшему руководителю гитлерюгенда Артуру Аксманну, у которого после трехлетнего пребывания в тюрьме были проблемы с трудоустройством.

Гудрун Гиммлер, вышедшая в начале 60-х замуж за доктора Вульфа Дитера Бурвитца, никогда особенно не распространялась о своей работе в Stille Hilfe. "Я помогаю то тут, то там чем могу, но я не стану рассказывать о своей работе", — заявила она в одном из редких интервью.

Со временем у Stille Hilfe появились новые заботы. Организация уже не занималась переправкой нацистских преступников за рубеж: в этом больше не было потребности. Зато появилась необходимость в обеспечении стареющих нацистов хорошей медицинской помощью, оплате их пребывания в домах престарелых и пансионах и, что особенно важно, оплате счетов адвокатов: по всей Европе начали арестовывать нацистов, которых власти хотели бы экстрадировать в Германию для суда или судить на месте за военные преступления.

Среди самых известных преступников, которым помогали Гудрун Гиммлер-Бурвитц и ее организация, были глава лионского гестапо Клаус Барбье, один из самых кровожадных охранников концлагеря Терезиенштадт в Чехии Антон Маллот и "фурия из Майданека" Эрна Валлиш. С Маллотом у Гудрун установились особенно теплые отношения. Она не только оплачивала его адвокатов и пребывание в доме престарелых, но и часто навещала. Она же, как говорят, оплатила и расходы на достойные похороны Маллота.

Со временем деятельность Stille Hilfe распространилась и на другие страны. Эту организацию знают в Голландии, Дании, Франции.

Бабушка неонацизма

"Нет никаких сомнений в том, что Гудрун Бурвитц одним своим существованием привлекает к Stille Hilfe молодых неонацистов и их средства", — говорит один из германских экспертов по неонацизму, просивший не называть его имени.

В 1952 году Гудрун Бурвитц создала еще одну организацию — Wiking-Jugend, уже откровенно неонацистскую, устроенную по образу и подобию гитлерюгенда. Организация существовала до 1994 года, пока ее не признали антиконституционной.
© http://imperialcommiss.livejournal.com || © http://prioratos.blogspot.com

Участие Гудрун Бурвитц в неонацистской деятельности подтверждают и дети других видных нацистов, которые в отличие от Гудрун не готовы безоговорочно защищать своих родителей. Мартин Борман-младший, сын главы партийной канцелярии и ближайшего сподвижника Гитлера, рассказывал, что Гудрун неоднократно обращалась к нему с просьбами о поддержке или ее организаций, или ведущей неонацистской партии — Национал-демократической партии Германии. А ее появление на различных нацистских мероприятиях в Германии и Австрии, например на встрече ветеранов СС и молодежных организаций в австрийском Ульрихсбурге, вызывало у участников настоящий восторг.

"Они просто трепетали при ней. Она проходила по залу, любезно спрашивая то у одного, то у другого, где он служил, как он живет. Она принимала их ответы с величием монарха, и они, по всему было видно, воспринимали ее как свою королеву, — рассказывал позже один из присутствовавших на встрече. — Молодежь же смотрела на нее как на богиню".

Германские власти заверяют, что Гудрун Бурвитц и ее организация находятся под постоянным контролем, но признают, что ни она, ни Stille Hilfe не дают им ни малейшего повода, чтобы закрыть организацию или запретить ее как антиконституционную. Вся их деятельность находится в рамках закона, который не запрещает помогать старым и бедным независимо от того, каково было их прошлое или каких взглядов они придерживаются. Единственное, чего смогли добиться борцы с нацизмом, — лишение Stille Hilfe статуса благотворительной организации, деятельность которой не облагается налогом. Однако, как говорят многие эксперты, у Гудрун Бурвитц и "Тихой помощи" достаточно источников финансирования, чтобы уплата налогов не стала для них непосильным бременем.