Страницы

Мубараку нанесли удар в самое уязвимое место


Революция в Египте, которую многие российские и мировые СМИ уже похоронили, в действительности набирает обороты. Народ, требующий немедленной отставки президента Хосни Мубарака и проведения в стране коренных демократических преобразований, нанес удар по самому уязвимому месту режима – по его карману.

С вечера вторника 7 февраля из Египта стали приходить сообщения, полностью опровергающие репортажи многих телеканалов о "постепенном восстановлении обычной жизни". Выяснилось, что несмотря на какие-то сомнительные "переговоры с оппозицией" и "уступки" со стороны режима, дела у Хосни Мубарака и его присных стали принимать совсем скверный оборот.

Днем на Тахрире (напомним, это каирский аналог киевского Майдана Незалежности) и правда было относительно спокойно – люди сидели в палатках, а на окрестных улицах жизнь шла своим чередом. Но тут есть одна интересная деталь. Египтяне быстро сообразили, что, что митинговать удобнее всего во время комендантского часа, когда почти прекращается движение автотранспорта.

Поэтому заполняться площадь начала как раз ближе к вечеру. Причем 8 февраля туда вышло даже больше людей, чем в любой из предыдущих дней. Демонстрантов было так много, что десяткам тысяч вновь прибывших не хватило места в центре событий, поэтому им пришлось "растечься" по близлежащим кварталам.


Тут-то и случился неприятный для Мубарака казус. Египетский парламент, как на беду, расположен неподалеку. Те, кому не хватило места на Тахрире, окружили здание, разбили вокруг него палатки и, таким образом, "взяли в осаду". В сущности, захват правительственных зданий в их планы не входил – это произошло почти случайно. Но сам факт показательный: утром 9 февраля расходиться от парламента демонстранты не стали, полностью заблокировав его работу. Одна из ветвей власти (хотя для Египта и второстепенная) оказалась отсечена явочным порядком.

Вице-президент Омар Сулейман забеспокоился, заявив, что дело пахнет государственным переворотом, но реакции не дождался. Вообще-то доверие к нему значительно пошатнулось, когда стало известно, что о Сулеймане-президенте якобы мечтает израильское руководство (← Уже сейчас мы все имеем возможность наблюдать, как WikiLeaks используется в политической игре, как провокатор-дезинформатор, для чего, собственно, он и был создан - прим. ImpCommiss). Реклама на иврите в Египте вообще имеет мало шансов на успех. Политическая – особенно.

Утро принесло Мубараку еще одно – и крайне неприятное – известие. По всей стране начались массовые забастовки. На работу не вышли текстильщики, сотрудники туристических компаний, металлурги, коммунальщики, журналисты, сотрудники фармацевтических фабрик. Начались брожения среди крестьян в дельте Нила. Безработные же, которым бастовать как-то не по чину, просто разгромили офис губернатора в Асуане.

Все эти люди требовали разного, в основном – денег. Но политические лозунги – не в пользу президента – тоже начали звучать.

Однако самым тревожным стало известие из района Суэцкого канала. Шесть тысяч сотрудников различных предприятий, принадлежащих компании-оператору канала, объявили сидячую забастовку, потребовав резкого повышения зарплаты и объявив о солидарности с демонстрантами в Каире.

Поскольку эти люди непосредственно в организации движения судов не заняты, то одна из важнейших водных артерий мира продолжала работать в обычном режиме. Тем не менее, произошедшее не может не вызывать тревогу у египетского руководства. Если бастующие сумеют привлечь на свою сторону большинство коллег и канал остановится, последствия будут непредсказуемыми.

Это предприятие является крупнейшим в стране – эдаким египетским аналогом "Газпрома". Серьезный сбой в его работе приведет к катастрофическим последствиям для всей экономики страны, и без того ослабленной массовым оттоком иностранных туристов.

Но экономика – сейчас даже не самое страшное. Прежде всего остановка движения танкеров и других торговых судов грозит Мубараку и его правительству большими неприятностями на международной арене. Противостояние президента и демонстрантов внутри страны – это одно дело. А барьер на пути всей мировой торговли – совсем другое. Ни Европа, ни США, ни азиатские экспортеры не смогут остаться к этому безучастны.

Американцам, помимо всего прочего, придется пересматривать схемы снабжения своих военнослужащих, дислоцированных в Ираке и Афганистане. Большая часть припасов и продовольствия доставляется туда морем через Суэц. Даже сомалийские пираты взгрустнут – по каналу в их сторону идет львиная доля неправедной добычи.

Если дело дойдет до серьезной забастовки, то миру придется выбирать между работой ключевой артерии мировой торговли и сохранением режима Мубарака.

Выбор этот явно будет не в пользу последнего.


ImpCommiss: Парень не хочет уходить добровольно, его соратники оказались вдруг ещё и якобы произраильскими фигурами (худшей для режима антирекламы не придумать)  – что ж, не хочет добровольно – вышвырнут силой сделав его врагом уже для "всего человечества".