Страницы

Сакральный смысл архитектуры Московского метрополитена


ст. метро «Площадь революции»

На станции «Площадь революции» московского метрополитена располагаются бронзовые фигуры людей. Располагаются они не в случайном, а во вполне определенном порядке, а именно в историко-идеологическом. У каждой скульптуры своя история и своя жизнь. У большинства - реальные прототипы. Всего 18 скульптурных композиций в 9-ти арках:

Революция и начало гражданской войны
1. Крестьянин в лаптях и с винтовкой.
2. Матрос с пулеметной лентой, гранатой и револьвером.

Гражданская война и Великая Отечественная
3. Летик-парашютист.
4. Матрос линкора «Марат» с сигнальными флажками и биноклем на шее.

Создание границ и наращивание военной мощи
5. Женщина с винтовкой и значком на груди «Ворошиловский стрелок». В ногах у нее валяется бумажная цель.
6. Пограничник в буденновке с овчаркой.


Индустриализация, НТР, стройки века
7. Рабочий с отбойным молотком.
8. Инженер, держащий в руках шестеренку. Позади него чертежи и чертежные инструменты.

Сельское хозяйство
9. Птичница с курами.
10. Трактарист-хлебороб, держащий в руках колосья. Сидит на колесе хлобоуборочной машины.

Образование
11. Девушка с книжкой.
12. Юноша с тетрадокой, весь обложенный книгами.

Физическая культура и спорт
13. Юноша с футбольным мячом.
14. Девушка с метательным диском.

Плоды просвещения, рождение будущего
15. Женщина с сыном.
16. Мужчина с дочкой.

Новый Советский человек
17. Два мальчика с моделью аэроплана в руках.
18. Две школьницы, склонившиеся над глобусом и указывающие на его верхнюю точку - Москва.

Сначала показывается период возникновения советской республики: революция, гражданская война - крестьянин с ружьем, матрос с гранатой (В этом бронзовом матросе воплощен герой гражданской войны, в дни красного террора собственноручно отправивший в расход десятки белых офицеров). Далее две фигуры являются предвидением второй мировой войны - это матрос линкора «Марат» и военный летчик-парашютист. Ведь станция была введена в работу 13 марта 1938 года, еще до начала Великой Отечественной.

Линкор «Марат» героически проявил себя в годы ВОВ.


Следующая арка символически рассказывает о создании границ страны-победительницы (пограничник в буденовке, с собакой, женщина с винтовкой).

Далее идет развивитие сельского хозяйства, промышленности, стройки века - это скульптуры птичницы, и хлебороба, инженера и рабочего с отбойным молотком.

Отбившись от врагов, укрепив границы и приведя в порядок экономику и промышленность в стране начанает развиваться наука - в 1954 году основан МГУ. Появляется время и условия для развития нового поколения советских людей. Молодой человек и девушка читают книги - духовное совершенствование. Развивается спорт - забота о здоровье будущего поколения, совершенство физическое. В здоровом теле - здоровый дух. Теперь они готовы духовно и физически для рождения нового Человека - Советского человека. Четкое деление на гармонично развитие Женской и Мужской ипостасей прослеживается в каждой следующей арке. Особенно это Инь-Янский принцип хорошо отражают следующие скульптуры - мужчина с ребенком-девочкой и женщина с ребенком-мальчиком.

И, наконец, вершина воплощения мечты, две скульптуры:

Девочки, держащие в руках весь земной шар и указывающие на его верхнюю точку - Москву, столицу и вершину мира. Женское начало - Инь - соответствует Земле.

Мальчишки с моделями самолета - опять же держат их в руках, что сиволизирует власть над Небом, освоение Неба - Янской, мужской стихии.

Вот такое высокое призвание пророчили советские идеологи своим сыновьям и дочерям.


ст. метро «Новослободская» кольцевая

Центральное место занимает огромная мозайка в конце станции. Действительно витражи станции создают храмовую атмосферу, а центральная мозайка подтверждает это ощущение своим содержанием.

На земле стоит Жена. Ее фигура вписана в пятиконечную золотую звезду. На руках женщина держит младенца. Сверху спускаются белые голуби (символ Святого Духа). Один из них держит в клюве масленичную ветвь (этот образ упоминается в библейском сказании о Ное). Голубая лента перекинута через небосвод и на ней трижды написано «Мир во всем мире». Ногой жена опирается на серп, с другой стороны располагается молот - это символы творящей энергии и сбора урожая, т.е. НАЧАЛА и КОНЦА - Альфа и Омега. Вся композиция купается в золотых лучах восходящего Солнца.


ст. метро «Курская» радиальная

Светильники на колоннах и шестиконечные звезды на плафонах над рельсами. Светильники на колоннах ихображают центр выработки жизненных сил в человеке. Центр разполагается в районе почек у человека. Эти почки представлены двумя светильниками, исходящими из этого центра. Там же изображен символ жизни - хлебные колосья. Они пожинаются, т.к. идут на развитие - на обретение бессмертия, т.е. вечной жизни. Вокруг центра выработки жизненных сил расположено колесо из 24 спиц, символизирующее 24 действующие силы в человеке на каждом из 5 уровней.

Странным образом эта станция сочетается с трагической гибелью подводной лодки «Курск» 12 августа 2000 года в Баренцевом море. Дело в том, что вдоль всего зала странции по одну и другую сторону расположены иллюминаторы, так что станция напоминает собой огромную атомную подводную лодку - под землей.


ст. метро «Семеновская» (бывшая Сталинская)

Шесть светильников вдоль станции символизируют 6 энергоцентров человека - 6 чакр. Во главе станции, на месте седьмой, объединяющей чакры, накходится барельеф Силы и Славы советской Армии - т.е. собор всех сил бесплотных под предводительством архангела Михаила. Марельеф обрамляют лавровая и дубовая ветвь. Лавр - символ Славы, т.е. ангельский чин Серафимы. Дум - символ Мудрости, т.е. ангельский чин Херувимы.

Вся эта архитектурно анатомическая композиция находится в центре зала, т.е. в Бардо.

По бокам от центрального зала расположены еще два пространства, отделенные колоннами. Это Нематериальное и Материальное пространства - правая и левая руки бога. Эти пространства освещены светильниками, изображающими св.Троицу, выполненными в виде графика напряженности трех функциональных систем.

Если подняться по эскалатору вверх, то мы окажемся в обычном храме. На потолке в огромном ныне закрашенном круге должен был бы быть изображен Саваоф, но там было изображение отца народов - Иосифа Сталина. Есть и алтарь и притвор. Если выйти на улицу, то можно обнаружить и отдельно стоящую «колокольню».

Таким образом «Сталинская» делится на верхний и подземный храмы.


ст. метро «Партизанская» (Стадион народов)

К сожалению станцию изуродовали. Изначально она строилась как странция «Стадион Народов» или «Стадион имени Сталина».

Это еще одна уникальная станция, которую почит полностью уничтожили переименованием в «Партизанскую» и дальнейшим ее переоформлением фигурами партизан и изображением партизанских атрибутов на стенах.

Станция имеет три линии путей. В начале и конце станции на полу выложены две огромные звезды Богородицы - восьмиконечные звезды образовынные двумя квадратами, пересекающимися под 45 градусов. Эти звезды символизируют видимо розу ветров - все направления мира, все концы земли. Число колонн тоже символично. С каждой стороны станции по 12. Т.е. всего 24 - по числу старцев у престола Бога. Символизируют все народы, т.е. действующие силы этого мира. Опять таки все это рассматривается в трех пространствах (три Пути рельс).