Страницы

Нового председателя ЕС опасаются соседи


Первого января у Евросоюза появилась новая страна-председатель — Венгрия. Мадьяры стали третьими среди бывших соцстран, кому выпала честь руководить крупнейшей организацией Старого Света. (До них этим могли похвастаться Словения и Чехия). Надо сказать, что венгерское председательство внушает некоторые опасения — прежде всего, России, а также соседям самой Венгрии.

Приоритеты венгерского председательства в ЕС были озвучены более чем за две недели до нового года. Среди них оказалось вложение инвестиций в энергетическую инфраструктуру, строительство газопроводов "Набукко" и AGRI, по которым нефть из Азербайджана и других прикаспийских государств должна потечь в Европу в обход России. Интересно, что строительство газопровода "Южный поток" в числе венгерских приоритетов не значится. И это сразу же наводит на не самые приятные для России мысли.


Собственно говоря, слова и действия премьер-министра Венгрии Виктора Орбана (который формально и будет руководить Евросоюзом до 1 июля) на энергетическом направлении вызывают очень много вопросов. Так, в своё время он выступал против присоединения своей страны к "Южному потоку" протестуя против превращения Венгрии в "казарму Газпрома". И хотя в начале декабря 2010 года Орбан был в Москве, и подтвердил заинтересованность в российском газопроводе, осадок остался.

Правда, осенью в Баку Орбан говорил и делал совершенно другое. Там он от имени Евросоюза говорил о том, что очень важно создать газопровода AGRI, по которому азербайджанский газ сначала попадёт в грузинский порт Батуми, потом его переведут в сжиженный вид и морем доставят в румынскую Констанцу, а затем снова "разжижат" и направят в Венгрию и далее на Запад. Разумеется, в обход России.

Данный проект Орбан увидел частью программы ЕС "Восточное партнёрство", куда приглашены все страны Закавказья, Украина, Молдавия и Белоруссия, но не приглашена Россия. С учётом этого представители РФ неоднократно выражали озабоченность по поводу данной программы. И наверняка на встречах Россия-ЕС венгерскому премьеру зададут пару не самых приятных вопросов по этому поводу.

Опасения по поводу поведения Орбана отнюдь не ограничиваются экономикой или энергетикой. Премьер-министр Венгрии неоднократно проявлял себя политиком, относящимся к России, мягко говоря, не очень тепло. Когда в конце 90-х гг. он первый раз возглавил правительство Венгрии, то назвал отношения с нашей страной "пережитком прошлого". Сейчас от него такого уже не услышать. Но действительно ли он изменил своё мнение?

Вспомним ещё несколько эпизодов из жизни Орбана, связанных с Россией. Несколько лет назад, когда он возглавлял оппозиционную правую партию "ФИДЕС", её представители в Европарламенте вместе с коллегами из Эстонии и Финляндии поставили вопрос о том, что в России якобы ущемляются права финно-угорских народов. Сегодня Орбан у власти, в Эстонии (тоже стране Евросоюза) тоже есть любители предъявить нашей стране претензии. Останется ли данная спекуляция в прошлом — зависит от венгерского премьера.

Однако едва ли не главная опасность, исходящая от Виктора Орбана как временного руководителя Евросоюза — его любовь к историческим спекуляциям. Практически сразу же после того, как этот политик в конце мая принял присягу, венгерский парламент с его подачи принял скандальный закон. Согласно ему, отрицание преступлений коммунизма или принижение степени их серьёзности отныне является в Венгрии уголовным преступлением. Похожие нормы уже существуют в странах Прибалтики и Польше.

Премьер-министр Венгрии — человек, открыто говорящий о необходимости ревизии результатов Второй мировой войны, которые он как-то назвал "вопиющей несправедливостью". Осенью 2006 года участники демонстрации, на которой выступал и Орбан, исписали похабными надписями памятник Воину-освободителю в центре Будапешта. А организацию "Венгерская гвардия", использующую символику венгерских нацистов ("салашистов"), премьер именовал не иначе как "группой гражданской самообороны".

В мае прошлого года парламент Венгрии опять же с полного одобрения главы правительства принял ещё один скандальный документ. Депутаты объявили 4 июня Днём национального единства. Сделано это было в память о 4 июня 1920 года, когда был подписан Трианонский договор проигравший Первую мировую войну Венгрии с державами Антанты. Согласно ему, Венгрия уступала соседям часть территории, населённой этническими мадьярами. В те же границы её вернули и после Второй мировой.

Здесь возникает ещё один острый вопрос, уже не раз приводивший к обострению отношений нынешней страны-председателя ЕС с соседними Румынией, Словакией, Сербией и Украиной. В этих странах проживает более трёх миллионов этнических венгров, что является прямым следствием поражения Венгрии в двух мировых войнах и утраты части территорий. Среди этих мадьяр достаточно сильны сепаратистские настроения, которые отчасти культивирует не кто иной, как Орбан.

Во время его первого пребывания во главе правительства (1998-2002 гг.) в Венгрии были приняты два закона. Приведшие к обострению отношений с соседями. В местных вузах вводилась квота для мадьяр из соседних стран, которые к тому же ещё получали право на упрощённый порядок получения венгерских паспортов. Словакия и Румыния пожаловались на Будапешт в Брюссель, и по требованию ЕС скандальный закон пришлось отменить.

В 2004 году по инициативе Орбана прошёл референдум по вопросу о предоставлении гражданства венграм соседних стран. Еврокомиссия пригрозила Венгрии санкциями, и итоги плебисцита не утвердили. Однако в 2009 году нынешний венгерский премьер (а тогда лидер оппозиции) во время поездки в Закарпатье снова повторил, что не откажется от своей идеи. У руководства Украины есть повод напрячься.

Своих соплеменников в Словакии в прошлом году он назвал "государствообразующей частью Венгрии". Что, естественно, вызвало острую реакцию словацкого руководства. Кроме того, Орбан неоднократно требовал от Словакии и Чехии отменить изданные в 1945–1946 гг. законодательные акты ("декреты Бенеша"), на основании которых из послевоенной Чехословакии собирались выселить этнических венгров (но в большинстве своём они остались на прежнем месте).

Вся политическая карьера нынешнего премьер-министра Венгрии показывает, что его пребывание во главе Евросоюза может сопровождаться многочисленными обострениями и в отношениях с Россией, и в отношениях с соседями страны, и даже с самим ЕС. Однако подтвердит ли он свою репутацию достаточно скандального политика — покажут ближайшие полгода. Возможно, что на столь ответственном посту Орбан "остепенится".