Страницы

415 млрд на ветер


Только за прошлый год государство впустую потратило 415 млрд рублей. Об этом признался на заседании президиума правительства премьер-министр Владимир Путин. В структуре расходов на содержание госаппарата доля неэффективных расходов составила 83 млрд. Эксперты сомневаются, что правительство может вообще точно посчитать эффективность расходов.


В пятницу президиум правительства обсуждал доклад Минрегионразвития «О результатах оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2009 года». По ходу обсуждения выяснилось, что, несмотря на предпринимаемые меры, уровень неэффективных бюджетных расходов по-прежнему недопустимо высок. Только за прошлый год впустую были потрачены 415 млрд рублей, сообщил премьер-министр Владимир Путин. Эта сумма эквивалентна 13,5 млрд долларов и составляет, например, более 4% от общего объема расходов федерального бюджета.

Больше всего, по словам премьера, этот показатель оказался в сферах образования и здравоохранения.

Так, в сфере образования неэффективные расходы составили порядка 142 млрд рублей. «На эти деньги можно было бы в среднем на 27% увеличить зарплаты педагогов или построить почти 400 новых, современных школ», — обрисовал масштаб проблемы Путин.

Не более оптимистично выглядят и траты на содержание госаппарата. В пятницу премьер признал, что в 2009 году неэффективные расходы на чиновников составили 83 млрд рублей.

По словам премьера, в прошлом году численность региональных чиновников была сокращена на 4%, однако расходы на содержание госаппарата все равно увеличились на 6%. «Сократили число на 4%, а на 6% выросли расходы», — посетовал он.

При этом глава Белого дома отметил, что штаты региональных и муниципальных чиновников все равно остаются раздутыми. Премьер напомнил, что большинство региональных антикризисных планов в 2009 году предусматривали оптимизацию чиновничьего аппарата, однако произведенных сокращений оказалось недостаточно. «Направление правильное, но темпы очень маленькие», — заявил он.

Впрочем, эксперт усомнилась в справедливости оценок правительства. По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, существующая система оценки эффективности госрасходов не является совершенной, так как по ней хорошие показатели получают либо регионы с большой плотностью населения, либо территории с редкой сетью госучреждений.

Зубаревич полагает, что, требуя сократить неэффективные расходы в сферах образования и здравоохранения, премьер фактически призвал ускорить процесс укрупнение школ в малозаселенных пунктах и врачей общей практики.

Проблема разработки эффективной методики для таких подсчетов, по словам эксперта, заключается в неоднородности территорий. «У нас очень большая дифференциация регионов. Конечно, существуют различные коэффициенты, но они не в полной мере учитывают специфику», — говорит она.

Зубаревич уверена, что резать расходы надо именно на содержание госаппарата, правда, одновременно необходимо и повышать контроль над использованием денег.

Эксперт подчеркивает, что как раз те самые 400 млрд, о которых говорил премьер в прошлом году, были добавлены регионам из центра. Доцент кафедры теории и практики госуправления Высшей школы экономики Павел Кудюкин тоже не понимает, как правительство может правильно оценить эффективность расходования средств в конкретных денежных единицах. Что же касается эффективности трат в сфере образования и здравоохранения, то в этих отраслях проблема заключается, скорее, в недофинансировании, уверен Кудюкин. Он предположил, что слова премьера являются демагогией, предшествующей сокращению госрасходов на социалку, или стартом предвыборной кампании.