Страницы

Иранский мастер-класс. Исламский режим озадачил светские государства

Иранский мастер-класс. 
Исламский режим озадачил светские государства

Тегеран снова удивил мир новой разработкой. Однако теперь речь идет не о «чуде» оружия возмездия, а об обыкновенном роботе-андроиде. Таким образом, Иран стал первой страной в исламском мире, которая представила собственный национальный проект искусственного интеллекта

О неординарном событии говорит тот факт, что на презентацию робота андроида приехал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Таким образом, власти страны дали понять, что разработки в области искусственного интеллекта носят важный характер. Впрочем, робота «Surena-2», названного в честь древнеперсидского воина, трудно назвать иранским ноу-хау. Цифра два означает порядковый номер. Первый экземпляр появился в 2008 году, и нынешняя модель является модернизацией предшественника. По данным западных источников, «Surena-2» оснащен приборами восприятия визуальной и аудиоинформации, способен передвигаться и при этом использовать руки для балансировки центра тяжести.

Подобные роботы разрабатываются для использования как в тяжелых работах, так и в работах, требующих особой точности. Они могут полностью заменять человека или помогать ему, – говорится в официальном сообщении.

Иран не относится к лидерам робототехники. Согласно рейтингу Международной федерации робототехники и Международной организации труда, наибольшее количество промышленных роботов сосредоточено в Японии – 295 единиц. Далее следует Сингапур (169 роботов), Южная Корея (164), Германия (163) и Швеция (126).

     ● Любовь к «стальным рабочим» – это не дань моде, а следствие роста среднего класса. С одной стороны, это квалифицированная рабочая сила, предпочитающая заниматься умственным трудом, с другой стороны, он живет ради себя и не стремится обременять себя демографическими функциями. Один или два ребенка – это предел для среднестатистической семьи развитых стран. В итоге население той же Японии стремительно стареет, а вместе с этим сокращается численность экономически активных членов общества.

В перспективе процесс грозит сказаться на темпах роста экономики Страны восходящего солнца. Поэтому робототехника рассматривается в качестве выхода из «демографической ловушки».

     ● Однако средний возраст иранца составляет 24,5 года, а потому властям страны пока рано думать о пенсионном возрасте своего населения. Правда, данный факт не умаляет значения иранской разработки.

Главное отличие андроида от промышленного робота состоит в том, что он имеет искусственный интеллект. Это ставит его на ступеньку выше тех собратьев, которые каждый день трудятся на конвейерах. Поэтому имеет смысл говорить о том, что андроид представляет собой высшую стадию технической эволюции. На сегодня самая известная модель принадлежит японскому концерну Honda. Робот ASIMO сделал первые шаги еще в 2000 году и с тех пор подвергался неоднократной модернизации. Инженеры Страны восходящего солнца оттачивали на нем передовые технологии. В итоге у ASIMO стали появляться повадки человека, включая мягкую походку.

     ● Таким образом, корпорация Honda продемонстрировала свой научный потенциал. Ведь многие передовые идеи впоследствии могут использоваться в автомобилестроении и других отраслях экономики. Впрочем, аналогичную цель преследовали компания Sony с роботом SDR-4X, Kawada с андроидом HRP-2P, а теперь к ним присоединился и Тегеран. И хотя иранская разработка выглядит примитивнее на фоне своих конкурентов, она все-таки вызывает уважение.

Прежде всего, речь идет об искусственном интеллекте, считающемся передним краем научного фронта. И странно узнать, что Иран, который не входит в высшую лигу стран мира, решил озадачиться такой проблемой. Но это только продекларированная цель. Важнее практическая часть реализации проекта «Surena-2». Подобная разработка требует развитой электронной промышленности, в частности микропроцессорной техники. Откуда она появилась в Иране? Режим санкций распространяется на обмен технологиями. Тем более что электроника, использующаяся в системах управления, является одним из слагаемых успеха ракетостроения. А это чувствительная зона международной безопасности.

     ● Как ни странно, Иран добился прогресса в этой сфере. В стране существует завод электронных компонентов Electronic Components Industries (ECI), который разрабатывает микроэлектронные технологии, производит полупроводниковые приборы и интегральные микросхемы. В свою очередь научно-исследовательский центр Iran Electronics Research Center (IERC) изучает, копирует и адаптирует передовые западные технологии в сфере электроники. Впрочем, деятельность центра не ограничивается «клонированием». Среди прочего он разрабатывает собственные изделия.

Наконец, андроид требует наличия высококвалифицированных специалистов. По словам иранских властей, в работе над «Surena-2» принимали участие более 20 инженеров из Тегеранского университета. В научной среде самый результативный возраст считается 40–45 лет. В то время как «исламской революции» в этом году исполнился 31 год, на протяжении которых страна жила в условиях санкций и изоляции. Поэтому говорить о технологическом обмене не приходится. А значит, специалистов готовили в стране. В связи с чем имеет смысл внимательно приглядеться к системе образования.

     ● В мире сложилось мнение о «доморощенной» системе подготовки научных кадров в Иране. Но, как видно, это не совсем так. Власти страны смогли разумно использовать финансовые ресурсы, в том числе нефтедоллары. В среднем государства мира тратят на сферу образования 2 процента от ВВП. В Иране, по данным «Глобального дайджеста образования» (ЮНЕСКО), в 2004 году на эти цели было выделено 4,7 процента средств от ВВП, это оказалось больше, чем у Индии (3,8 процента) и Германии (4,6 процента).



Dr. Saeed Sarkar

Кроме того, иранские власти сосредоточились на «прорывных направлениях». По словам руководителя Kомитета по нанотехнологиям Ирана Саида Саркара, в настоящее время в стране имеется «20 действующих и 50 новых компаний, ведущих разработки в сфере нанотехнологий». Он также отметил, что в 2009 году его страна заняла 19-е место в мире в этой области.

Когда штаб-квартиры по нанотехнологиям (в Иране. – Ред.) были созданы в 2004 году, мы занимали 57-е место в мире, и наша цель – войти в список 15 ведущих в этой научной сфере стран в 2015 году, – заявил иранский чиновник.

Тем временем иранский опыт интересен и для Казахстана. Наши страны являются поставщиками энергоресурсов и при этом ставят одинаковые цели – диверсификация экономики и переход на инновационные рельсы. Еще в 1998 году власти Ирана приняли программу «Экономика без опоры на доходы от нефти». Согласно ей, в 2016 году страна получит 41 млрд долларов экспортной выручки от промышленной продукции. Пока доля индустрии в ВВП Ирана составляет 20 процентов, что связано с морально устаревшим оборудованием. Но власти стимулируют либерализацию экономики и приватизацию госкомпаний.

     ● Есть и различия между нашими странами. Если Иран наращивал прослойку людей инженерно-технического труда, то в Казахстане она растворилась на базарных площадях и в миграционных потоках. Не сильно помогает и программа «Болашак». Хотя мы имеем возможность готовить специалистов за рубежом, но вместо «технарей» получаем «гуманитариев». В итоге реализация госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) столкнулась с дефицитом кадров в объеме 100 тыс. человек. В то время как Тегеран демонстрирует невероятные способности подготовки специалистов.

Иран отвечает на философский вопрос: можно ли в закрытом обществе добиться высоких результатов в науке? Как оказалось, это вполне возможно. Впрочем, принципы открытого общества не всем помогают. К примеру, у Казахстана больше шансов достичь подобных задач, но, увы, он не в полном объеме реализует свои возможности. С другой стороны, Иран стал первой страной в исламском мире, представившей робота. Хотя здесь присутствуют Малайзия и Индонезия, которые выпускают телевизоры и комплектующие для компьютеров, но они не проявили интереса к инновационным проектам.

Марат МАМАЕВ

http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/iranskii-master-klass