Страницы

Плох автопром в СССР? Сравниваем советские автомобили и их иностранные аналоги (+бонус)

IC: Русские не умеют создавать автомобили? Советский автопром бесконечно отставал от западного? О, нет! В большинстве случаев наши машины не уступали иномаркам, а в некоторых случаях их даже превосходили.

...Давно уже хотел опубликовать эту подборку, но руки не доходили (да, я хожу на руках). После очередного упрёка в адрес советского автомобилестроения, тут же принялся за пост. Любуемся «отсталостью» СССР.























Для справки: к 1980-м гг. советское автомобилестроение добилось уверенных успехов в массовом производстве: по общему автопроизводству (по 2,2 млн в 1985 и 1986 годах) СССР занял пятое место в мире (уступая только Японии, США, ФРГ, Франции), по производству грузовиков — третье место, по производству автобусов — первое место.

Сейчас скажут, мол наши то и дело, что повторяли за буржуями и т.д. Идиоты, вы должны наоборот радоваться, что имели доступ к столь вами излюбленному «иностранному» авто (и которое, вы неустанно хаете). Сегодня иномарку юзать, собранную в Восточной Европе, СНГ или Юго-Восточной Азии, не вызывает отторжения? Нет? Это патологический мазохизм, ребята. Настоянный на ксенофилии и невежестве.

Я не буду говорить о том, какие стартовые позиции были у СССР и Запада, не буду говорить о приоритетах социалистической и капиталистической систем. Давайте лучше поговорим о том, что могло стать нашим know-how.

Знакомтесь, «Истра». Наверное достаточно тех, кто о ней слышал. Упомяну лишь вкратце.


Да, двери в этой ласточке открывались, прям как в футуристическом боевике 1993-го года «Разрушитель» («Demolition Man»). Замечу лишь, что макет Истры был разработан в 1985-м...


Её двигатели могли работать на разных видах топлива: солярке, керосине, бензине и даже на растительном масле! Двигатель агрегатирован с полноприводной бесступенчатой трансмиссией. Присутствовали сканеры переднего обзора, которые с помощью проекционного дисплея выводили картинку... на лобовое стекло.


Плюс бортовая система самодиагностики, которая выводила на экран исчерпывающую информацию о неисправности и способах ее локализации и устранения.


Были ли аналоги этому чуду за бугром? А есть ли сейчас?

Вместе с тем, можно ещё вспомнить и разработках модульных конструкций. Смысл в том, чтобы завод производил только каркас авто, двигатель, трансмиссию, шасси. Фактически — раму с установленными агрегатами. Всё остальное — съемное и на заказ.


В итоге, машина когда угодно может быть модернизирована, заменен любой из устаревших блоков и езди хоть десятилетия. При этом — меняя внешний вид и, в случае необходимости, даже и внутренности. Условно говоря, сегодня дамский хэтчбек, завтра бизнес-седан, послезавтра спорткар (тьфу, сколько же этих нерусских слов!).

+ + +

Не прекращаю поражаться, чего мы могли добиться совсем недавно! И какое-то авто — тьфу — плёвое дело. Очевидно, не парились просто. СССР был величайшей кузницей, мастерской, величайшим гуманитарным заповедником, гигантской лабораторией и полигоном, грандиозной академией-корпорацией. Феноменальный потенциал.

Будет к месту напомнить, что и Большой адронный коллайдер, наличием которого так сегодня хвастаются и пыжатся европейцы, впервые начал возводиться в СССР в 1983 году! В Европе идея «родилась» (совершенно случайно, конечно!) через год, а строительство так вообще началось лишь... в 2001 году.


Ноутбук? Не вопрос. «Электроника МС 1504». 1991 год.


Маглевы, говорите? Пожалуйста. Советский магнитоплан в Раменском, 70-е годы.


Советский поезд по основным параметрам не уступал созданному только в 1980-х германскому Transrapid-06, а по вместимости даже превосходил его...

Продолжать?

Отлично! Вот вам проект поезда Московского метрополитена, того же 1987 года.

 

Ещё? Проект «Сфинкс» — то, каким должен был стать «умный дом» в СССР.  1987 г.


Сферические акустические колонки, экран для коллективного пользования, плоские акустические колонки, дисплей 240х400, головные телефоны, ручной пульт с дисплеем, большой пульт с телефонной трубкой, диски, процессор с тремя блоками памяти. В общем, вполне актуальное для наших дней решение. Только вот ему уже как 25 лет...

В СССР освоение плоских экранов больших размеров ожидалось в 1989-1995 годах. В мире ЖК-телевизоры увидят впервые в 1996 году, а более современные только в 2001-м...

+ + +

Прошу, избавьте меня от дальнейшей антисоветской трескотни (ленинско-троцкистский кагал — это отдельная история). Со временем и на BMW made in USSR ездили бы. Если не на более совершенных машинах... Так то.

До новых встреч. ■