Страницы

Мормоны (Часть III)

Продолжение. К предыдущей



6. Всего на папирусе начертано 46 иероглифов из них Смиту удалось выжать 1125 английских слов, в том числе 65 личных имен

Нельзя не рассказать и об истории, которая произошла в 1835 году, когда мормоны жили еще в городе Киртланд (штат Огайо). Как-то там появился бродячий торговец древностями, возивший с собой и демонстрировавший за деньги четыре мумии и несколько древнеегипетских папирусов, покрытых иероглифами. Поскольку Джозеф после своего перевода “Книги Мормона” слыл знатоком древнеегипетского языка, торговец принес ему свои папирусы для перевода. Джозеф ужасно обрадовался, что есть возможность доказать свои способности, и приобрел папирусы за две тысячи долларов — астрономическая по тем временам сумма. Обследовав документы, Смит объявил, что один из них содержит писания самого Авраама, сделанные лично им во время его пребывания в Египте, а второй был написан рукой Иосифа, сына Иакова. Джозеф разработал “ключ к древнеегипетскому алфавиту” и через некоторое время издал “перевод” первого папируса как “Книгу Авраама”, которая затем была включена в число мормонских святых книг (она входит в “Драгоценную жемчужину”).

Считалось, что папирус погиб при пожаре в Чикаго в 1871 г., поэтому сравнить “Книгу Авраама” с оригиналом невозможно. Но вот в 1967 г. именно этот папирус обнаружили в музее Метрополитен в Нью-Йорке и передали в дар мормонской церкви. Папирус был мормонами опознан и с ликованием принят. Но они не учли одного: у ученых появилась уникальная возможность сравнить хоть один из “переводов” Джозефа Смита с оригиналом. Результат вышел вполне ожидаемым. Оказалось, что это самый обычный ритуальный погребальный текст. Называется он “Книгой дыханий”, и специалисты переводят его так:

Осириса отведут к Великому Пруду Хонса — и также Осириса Гора оправданного, рожденного от Тихебита, оправданного после того, как его руки были помещены на его сердце, и разрешение на дыхание (сделала которое [Исида] и [которое] имеет надписи на внешней и на внутренней стороне) было завернуто в царскую ткань и было помещено под его левую руку возле его сердца, остальные бинты для обмотки мумии должны быть обернуты поверх него. Человек, для которого была скопирована эта книга, будет дышать во веки веков так же, как Ба богов.

Очевидно, что к “Книге Авраама” все это не имеет никакого отношения. Для мормонов было большой сложностью замять всю эту историю. Как-то в дискуссии мормоны заявили, что музей Метрополитен совершил акцию подлога и что это совершенно другой папирус, а подлинный свиток, дескать, погиб. Но чувствовали они себя при этом очень неуютно. На вопрос, зачем тогда мормонской церкви нужно хранить как святыню подложный папирус, они ответить не смогли и, прервав дискуссию, быстро удалились.

Официальное мормонское мнение на этот счет — что папирус действительно был приобретен Смитом в числе прочих, но переводил он не его, а другой папирус — отлично сохранившийся, длинный и исписанный черными и красными чернилами. По уже знакомой нам схеме сообщается, что подлинный папирус видели лишь несколько человек, да и то издали. Этот папирус, дескать, пропал, а сохранился только ничего не значащий маленький обрывок другого папируса.

На самом же деле подлинность документа не вызывает сомнений. Во-первых, фрагменты рисунков на нем совпадают с иллюстрациями в тексте “Книги Авраама”. Недостающие части рисунков были восполнены по эскизам Джозефа; дорисованные части выдают полное невежество последнего во всем, что связано с Египтом. А уж толкования этих рисунков Джозефом Смитом вообще вызывают гомерический хохот египтологов. Достаточно сказать, что две фигуры в женских одеждах (из надписей под ними ясно, что это богини Исида и Маат) он идентифицирует как фараона и его наследника. А во-вторых, сохранилась рукопись Смита, в которой на левом поле страницы был перерисован иератический знак, а справа помещен его “перевод”. Именно эти знаки ясно видны на нашедшемся папирусе.

Об этом стоит поговорить чуть подробнее. Всего на папирусе начертано 46 иератических знаков. Из них Смиту удалось выжать 1125 английских слов, в том числе 65 личных имен. Следует заметить, что личные имена обычно не переводятся, а транслитерируются по слогам. Всего три имени из 65 — Махмакрах, Шагреель и Елкенах — встречаются в тексте несколько раз, что составляет 52 слога, то есть уже больше, чем 46 знаков на папирусе. Что же это за “перевод”?

Рассмотрим, например, один из перерисованных Смитом знаков

Египтологи указывают, что это — часть египетского слова, означающего “озеро” или “пруд”. И эти четыре линии Джозеф Смит “переводит” 76-ю английскими словами из 334 букв. Вот их русский перевод:


И он был сделан в виде ложа, какие использовали Халдеи, и стоял перед богами Елкенаха, Либнаха, Махмакраха, Кораша, а также перед богом, похожим на бога Фараона, царя Египетского. Дабы вы имели понятие об этих богах, я дал вам вначале изображение их в виде рисунков, которые Халдеи называют Рахлеенос, что означает иероглифы (Авраам 1:13-14).

Для перевода второй половины этого египетского слова Смит использовал еще 59 английских слов. Итого, из одного-единственного египетского слова мормонскому гению-самоучке удалось выкачать 136 английских слов, в том числе 8 имен собственных, не менее двух слогов в каждом. Думается, одного этого примера вполне достаточно для обоснованного мнения о переводческих даpax Джозефа Смита.

7. В тюрьму ворвалась толпа, и Смит вместе с братом были застрелены, причем в перестрелке Смит ранил трех человек

Прежде чем перейти к вероучению мормонов, необходимо сказать несколько слов о многоженстве. Начало многоженства обычно относят к 1831 году, когда Джозеф обратился к одной 12-летней барышне, сказав, что ему было откровение от Бога и она должна стать его второй женой (первой полигамной женой). На самом деле это откровение было не совсем верным, потому что в то время первая полигамная жена у него уже была и брак с ней был заключен, по словам самого Джозефа, в стоге сена. После этого одна задругой стали появляться все новые и новые жены.

В том же 1831 г. Смит сообщил нескольким старейшинам в Миссури о полученном им “откровении”: в дальнейшем все “святые” смогут вступать в полигамные браки. Скорее всего, тогда он думал об индейских “ламанийских” женщинах. Предполагалось, что благодаря браку этих женщин с мормонами, у их потомков будет белый цвет кожи. Но Смит не мог не предвидеть, что многоженство дополнительно осложнит и без того непростые отношения мормонов с их соседями, так что тогда он посвятил в это откровение лишь немногих друзей и единомышленников.

Известно, что Эмма Смит была этим чрезвычайно недовольна и с многоженством боролась. Вообще у нее было сложное положение: с одной стороны, она должна была поддерживать пророчества своего мужа, а с другой — многоженство тоже ведь было откровением и сомневаться в нем означало сомневаться и в других пророчествах. Можно было только посочувствовать бедной женщине. Для ее вразумления Джозеф объявлял о таких откровениях с плохо завуалированными угрозами:

И пусть служанка Моя Эмма Смит примет всех тех, кто были даны слуге Моему Джозефу, кто добродетельны и непорочны передо Мной; а те, кто порочны, но сказали, что непорочны, будут уничтожены, речет Господь Бог... И Я повелеваю служанке Моей Эмме Смит пребывать и прилепиться к слуге Моему Джозефу, и никому другому. Но если она не соблюдает этого повеления, то будет уничтожена, — речет Господь, — ибо Я Господь Бог твой и уничтожу ее, если она не пребывает в законе Моем (“Учение и заветы”, 132:52,54).

В конце концов именно многоженство и погубило Смита: ему приходили откровения о том, что многоженство — очень полезная вещь (надо же было укрепить свое положение), причем не только для него, но и для других мормонов. Поэтому они тоже брали себе множество жен, отчего их отношения с придерживавшимися христианских взглядов на брак соседями отнюдь не улучшались...

Сколько же было жен у самого Смита? По разным подсчетам — 27, 48 или 84. Поскольку он объявлял браками самые различные связи (в том числе и с законными женами своих соратников), то вряд ли когда-нибудь можно будет назвать их точное число. Известно, что дети у него были по крайней мере от семи женщин, не считая первой жены (значит, всего от восьми). О других детях ничего не известно, но это не значит, что их не было.

Несмотря на трения и скандалы с окружающим миром, Джозеф был опьянен той властью и авторитетом, которыми он обладал в своей общине. В 1844 г. он даже объявил себя кандидатом в президенты США. Он открыто говорил о мировом господстве мормонов и о том, что его нужно провозгласить королем и короновать. Вот, что он писал о себе:

“Я могу хвастаться больше любого другого человека. Я — единственный человек со дней Адама, которому удалось сохранить всю церковь в целости. Громадное большинство целого сохранили мне верность.

Ни Павлу, ни Иоанну, ни Петру, ни Иисусу это не удавалось. Я хвалюсь, что ни один человек не проделал такой работы, как я!

Последователи Иисуса разбежались от Него; но Святые последних дней пока от меня не бегали!"

Кончилось все это плачевно: часть мормонов, скандализованная таким поведением своего пророка, все-таки отделилась от него и создала свое издательство и типографию, где печатались антисмитовские материалы. Смит приказал отрядам данитов разгромить эту типографию, что и было ими с удовольствием проделано.

В дело вмешались официальные власти и посадили Смита вместе с его братом в тюрьму как зачинщиков беспорядков. Но народ был уже разъярен всеми предшествующими скандалами с мормонами. На следующий день — 27 июня 1844 г. — в тюрьму ворвалась толпа, и Джозеф Смит вместе с братом были застрелены, причем у них почему-то тоже оказалось оружие, из которого они отстреливались. В перестрелке Джозеф Смит ранил двух или трех человек, два из которых затем скончались. Поэтому на мученика, чьей кровью была запечатлена основанная им церковь, каковым объявили его мормоны, Смит явно не тянет…

8. Хотя у каждого мормона только по одной официальной жене, но фактически они остаются многоженцами

Мертвый пророк оказался гораздо более полезным, чем пророк живой. Смит был провозглашен мучеником, а движение мормонов стало расти. Новым главой мормонов стал человек по имени Бригам (Бригхам) Янг. Он возглавил великое мормонское переселение к Большому Соленому озеру, где сейчас располагается американский штат Юта. Прежде чем Янг утвердился у власти, ему пришлось выдержать жестокую борьбу, в процессе которой вдова Смита со сторонниками отделилась и основала свою церковь, отрицавшую многоженство; она существует до сих пор (“Реорганизованная Церковь Иисуса Христа святых последних дней”, хотя и не так мощна и богата, как основная церковь мормонов.

Мормоны шли на Запад без какой-то определенной цели. В головной группе было всего 148 переселенцев, которые вели большой караван: 73 повозки, одну лодку, одну пушку, 93 лошади, 52 мула, 66 волов и 19 коров. За ними вскоре последовали все новые и новые караваны переселенцев. Это было сложное и мучительное путешествие, закончившееся на берегу Соленого озера, где был основан город, который сейчас называется Солт-Лейк-Сити. Этот эпизод мормонской истории упомянут у Конан Дойля в повести “Этюд в багровых тонах”. Там описывается переселение и та атмосфера тирании, всеобщего доносительства и террора, которая царила в ранних мормонских поселениях.

Бригам Янг оказался талантливым организатором и руководителем, и своим существованием мормонская церковь обязана прежде всего ему. Ранняя мормонская история сопровождалась серией скандалов, одним из которых была война против мормонов, объявленная правительством США. Обычно мормоны уходили от столкновений с войсками, не сопротивляясь или изредка отстреливаясь, и переселялись на новые места, а затем возвращались на старые.

В 1857 г. произошло одно из главных мормонских преступлений, потрясшее Америку: около 100 поселенцев, ставших лагерем на их территории, были вырезаны мормонами от мала до велика. Мормоны пытались свалить это на индейцев, но было доказано, что это дело их рук. Бригаму Янгу удалось уйти от ответственности: доказать в суде, что это преступление произошло по его приказу, не удалось; впрочем, в подобных случаях привлечь главного виновного к ответственности всегда было очень сложной задачей, но его ближайший помощник был осужден и повешен.

Бригам Янг жил до 1877 г. У него было 70 жен и 56 детей; обладая весьма импозантной внешностью (высокий, с длинной бородой), он любил представлять из себя этакого ветхозаветного патриарха. Многие известные американцы, такие, как Ральф Уольдо Эмерсон и Марк Твен, ездили поглазеть на него, познакомиться с ним.

Как и его предшественник, Янг был весьма высокого мнения о себе:

Я знаю не хуже, чем дорогу в мой офис, чему учить этих людей и что говорить им и что делать, чтобы привести их в Целестиальное (Небесное. — прим.) Царство... Пока еще я ни разу не произносил проповеди и не посылал ее для распространения среди детей человеческих, которую нельзя было бы назвать Священным Писанием.

Следующее значительное событие в жизни мормонской общины — отмена многоженства. Это была сложная история. В 1852 г. многобрачие было провозглашено неотъемлемой частью мормонской религии. Янгу неоднократно были откровения о том, что выступавший против многоженства (которое, как говорилось ему, “Я, Господь, устанавливаю навеки”) или даже осудивший его в чувствах своих будет истреблен от лица живых, никогда не увидит спасения и будет проклят навеки. Это было явное и недвусмысленное откровение: многоженство — основной догмат нашей веры, а любой, выступающий против него, недостоин жизни:

Моногамия, т.е. законодательное ограничение одной супругой, не относится к небесной структуре для мужчин... Моногамия, этот брачный порядок, который современные христиане столь высоко ценят как святое таинство и божественное установление, — не что иное, как система, установленная шайкой разбойников. ... Почему мы верим в полигамию и практикуем ее? Потому что Господь даровал ее Своим служителям через откровение, бывшее Джозефу Смиту, и служители Господа всегда ее практиковали. Нас спрашивают: “Популярна ли подобная религия на небе?”. Это единственная религия, которая там популярна, ибо это религия Авраама...

А в октябре 1865 г. “пророк” заявил:

Или полигамия была дарована Богом в откровении, или все здание их [мормонской] веры ложно. Требовать от них отказа от веры в полигамию равносильно требованию, чтобы они отказались от всей своей веры и признали свое священство ложью, свои предписания заблуждением и все, ради чего они страдали, жили, проливали кровь и надеялись, жалким банкротством и опустошением жизни.

В официальных мормонских заявлениях прошлого века также постоянно высказывалась мысль, что принцип многобрачия является существенной предпосылкой для спасения и возвышения человека. Еще в 1861 г. в своей книге “Бригам Янг и его жены” Джон Дж. Стюарт писал: “В качестве образца Богом установлено многобрачие как часть Его плана постоянного прогресса, чтобы способствовать развитию Его Царства и возвышать Его детей”.

Однако это вызывало серьезные проблемы с американским правительством: Юта должна была получить статус штата, а вместе с ним и возможность для мормонов избирать и быть избранными, но по закону США многоженство было запрещено. Мормонам нужно было делать выбор между откровением и нелегальным положением, в котором они могли оказаться. И вот, в 1890 году тогдашнему главе мормонов, как всегда вовремя, явилось откровение, что многоженство отменяется. Мормонам пришлось принять новое откровение, но несколько групп отделилось от основной церкви. До сих пор существуют десятки тысяч мормонов, которые признают многоженство и практикуют его. В одной из телепередач о таких “отделившихся” мормонах было показано: у достаточно молодого мормона — четыре жены; одна из них была мать, две другие — ее дочери, а четвертая — их двоюродная сестра. Одна из них с гордостью сказала, что лучше иметь 25 процентов от 100-процентного мужчины, чем все 100 процентов — от 25-процентного мужчины. Они называли себя “жены-сестры”.

Основная же часть мормонов приняла откровение, и официально многоженство было отменено. Первая жена признавалась единственной, а все остальные выгонялись из дому без средств к существованию. Можно себе представить, что было с этими многочисленными женами, которые оказались просто-напросто на улице.

Однако хотя многоженство официально было отменено, оно по-прежнему остается краеугольным камнем мормонской веры. Мормоны считают, что в тысячелетнем царстве многоженство непременно будет возобновлено. При этом многие “святые” не желают ждать так долго: как сообщается в западных публикациях, многие члены “Церкви Иисуса Христа святых последних дней” тайно практикуют многоженство, ссылаясь на необходимость его для мормонской веры. Правда, если руководство секты узнает об этом, оно “отлучает такого брата от церкви” (но, по сообщениям многих бывших мормонов, руководство предпочитает не замечать таких случаев — меры принимаются обычно лишь в случае скандала). По сообщениям прессы, в настоящее время не менее 70 тысяч “мормонов-фундаменталистов” живут в полигамных браках. Но хотя у каждого “правильного” современного мормона только по одной официальной жене, фактически они остаются многоженцами. Каким образом? Об этом чуть позже.

Продолжение следует